Звукозапись – процесс записи звука. Качественная звукозапись требует наличия профессионального микрофона, акустически подходящего помещения, звукового редактора и качественной звуковой карты. Давайте более детально рассмотрим все необходимые составляющие для качественной звукозаписи.

1. Микрофон и звукозапись
Очень важно выбрать правильный тип микрофона для того чтобы получить качественную запись. На микрофоне не нужно экономить, так как наличие посторонних шумов трудно исправить без искажения полезного сигнала. Шумы являются результатом: неправильно выбранного типа микрофона, низкого качества микрофона (чувствительность, соотношение сигнал/шум) и отсутствия защиты от ветра (в случае записи в студии – защиты от взрывных согласных вокалиста). Также шумы могут быть результатом неправильной техники записи, записи звука в помещении с плохой акустикой, плохой звукоизоляцией помещения от внешних шумов. Всё это можно исправить доступными средствами. Однако вернёмся к микрофону.
Сегодня по достаточно доступной цене можно купить качественные стерео микрофоны. Стерео звукозапись выгодно отличается от моно записей, потому что при съёме звука с двух микрофонов достигается большая реалистичность, а значит и качество записи звука. Стерео микрофоны в своём большинстве конденсаторные и предназначены для записи звука в помещении. Однако, ничто не мешает Вам использовать стерео микрофоны для звукозаписи и снаружи. Что для этого нужно ? 1) Записывающее устройство (ноут бук) 2) Фантомный источник питания 3) Усилитель + провода коммутации, защита от ветра. Всё это конечно же стоит денег, и часто ещё больших чем стоимость самого качественного стерео микрофона. Существует альтернативное решение – портативные стерео рекордеры, например zoom h4n. Они удобны тем, что обладают своим источником питания, картами памяти и позволяют записывать звук с частотой дискретизации до 96000. Давайте сравним записи с нескольких различных микрофонов.

headon

Кроме вышеупомянутого рекордера zoom, во время записи я использовал рекордер Fostex FR2-LE, микрофоны Shure KSM141, преамп John Hardy M-1 и ещё один более старенький рекордер H2.

Лично мне очень нравится звучание рекордера H4n, однако это моё личное предпочтение, Вы же можете выбрать то что Вам ближе послушав записи (все в моно для более качественного восприятия характеристик):

Fostex:

H2:

H4n:

Hardy:

При этом, когда Вы будете записывать звук (будь он музыкальный или нет), учитывайте то что на ряду с правильно выбранным микофоном для звукозаписи в домашнем помещении столь же важно его правильное расположение относительно источника звука. Конечно же, с самими микрофонами на этом всё не заканчивается. Выбор микрофона зависит не только от того, где Вы собираетесь его использовать (в помещении или на улице/природе), но и от того что Вы собираетесь записывать. Так, различные микрофоны лучше подходят для записи различных музыкальных инструментов и источников звука (вокал, ударная установка, оркестр и.т.д.). Об этом я уже неоднократно писал ранее.
Что же касается техники звукозаписи – то тут также есть прямая зависимость от того какое звучание предпочитаете лично Вы, и от того какой инструмент Вы записываете. Так Вы можете добиться эффекта близости, разместив микрофон непосредственно перед вокалистом. Вы можете записать гитару различными техниками звукозаписи, получив несколько различные тембры одного записываемого инструмента. Различные техники звукозаписи также были рассмотрены в более ранних статьях, о записи конкретных муз. инструментов написано достаточно много в разделе " звукорежиссура- запись ".
Если же Вы собираетесь записывать звуки на природе, – то наверняка Вам лучше всего подойдут узконаправленные микрофоны (микрофоны-пушки), к которым также необходима хорошая система защиты от ветра. О чём бы мне ещё хотелось написать – так это бинауральные записи, которые осуществляются двумя микрофонами, помещёнными в макет человеческой головы, а точнее в ушные раковины. Благодаря характерным отражением звука, минимальной разнице между записями с правого и левого уха – достигается очень естественные записи. Слушая бинауральные записи в наушниках часто создаётся впечатление полного присутствия источника звука в помещении. Однако у этого метода звукозаписи есть и свои проблемы – фазовые искажения, которые проявятся при конвертировании стерео в моно (что наверняка может произойти при дальнейшем использовании Вашей записи/композиции слушателем/потребителем).

2. Помещение и звукозапись
Что кроме полезного сигнала присутствует в записи ? Конечно же это фоновый шум. Если этот шум является результатом дуновени ветра – то избавиться от него можно специальной защитой для микрофона. Если же Вы записываете звук в студии и рядом, допустим, есть нежелательные источники звука – то Вам нужна звукоизоляция (хотя при выборе расположения студии надо всегда тщательно изучать шумовую картину окружающего пространства, нет ли серьёзных источников шума, которые могут помешать Вашей дальнейшей работе).
Звукоизоляция – это такое же искусство, как и выбор наиболее подходящего микрофона/техники звукозаписи. Наиболее часто звукоизоляция производится для поглощения шумов улицы. Иногда ставится вторая стенка, иногда просто стенки обабатываются звукопоглощающими материалами. Часто имеет смысл замены дверей и окон. Что конкретно нужно делать – зависит от каждого конкретного случая и возможностей.
Кроме проблемы внешних шумов также есть проблема акустики самого помещения, в котором будет производится звукозапись. У каждого помещения есть своя акустика – характерные отражения звуковой волны от поверхностей помещения. Будь то реверберация, эхо, порхающее эхо. Разные помещения по разному реагируют на разные источники звука. Какое помещение лучше всего ? Какая акустика нам нужна ? Тут опять таки всё относительно. Для записи звуков лучше всего свести отражения звука на нет (безэховая камера). При входе в такие помещения обычно закладывает уши. В целом борьба с отражениями звука делается с помощью двух методов: 1) Увеличение площади поглощающих поверхностей 2) Добавление раздробляющих звуковые волны форм. В первом случае дополнительный звукопоглощающий материал позволяет снизить уровень отражений волн от поверхностей (на сколько и на каких частотах – зависит от материала, см. таблицу звукопоглощения).Во втором случае в помещение добавляются различные формы, которые разделяют звуковые волны на более маленькие (звуковая волна частично отражается в разных направлениях), которые гораздо быстрее поглощаются окружающим пространством. Какой из этих методов лучше ? Ответ на этот вопрос находит каждый сам для себя, часто наиболее лучшим решением является комбинирование этих двух методов. Что касается домашней звукозаписи, если у Вас нет возможности купить специальные материалы для улучшения акустики помещения – воспользуйтесь повседневными предметами (вешалка с одеждой, одеяла, матрасы и.т.д.). Это конечно же диллетанское решение, – но оно всё же позволяет несколько улучшить акустику помещения, что значит то что это тоже решение.
Для записи музыкальных инструментов, речи и вокала, вовсе не обязательно полностью заглушать помещение. Наличие в записи реверберации воспринимается естественно и если Вы делаете запись для себя (т.е. не подразумевается то что кто-то другой будет искусственно добавлять реверберации позже) – то Вам самим решать, устраивает ли Вас текущая акустика помещения. При заглушении помещения важно чтобы одинаково заглушались все частоты (а не только определённый частотный диапазон). Размещение элементов звукопоглощения и их выбор – это тема для отдельной статьи. Тут же просто необходимо написать то что чтобы получить качественную звукозапись в домашних условиях – просто необходимо задуматься о улучшении акустики помещения, чтобы в нём не было лишних призвуков и слишком много/мало отражений.

3. Качественная звукозапись, что нужно ещё ?
Конечно же Вам понадобится программа для работы с записями. Обычно это один из звуковых редакторов (Adobe audition, audacity, Sound forge, wavelab). Однако при желании можно воспользоваться и встроенными аудио редакторами проф. секвенсоров (кубейс, лоджик и.т.д.). Лично я предпочитаю пользоваться звуковыми редавторами, так как в них гораздо больше инструментов борьбы с шумами. Давайте рассмотрим простой, но эффективный инструмент обработки записи в программе adobe audition:
Для начала делаете запись и открываете её в программе. Далее, ищите участок записи, в котором не присутствует ничего кроме фонового шума. Выделяете этот участок и даёте следующую команду в главном меню:
Effects-Noise reduction – Noise reduction
После чего откроется следующее окно:

Untitled-13

Выберите пункт "Get profile from selection", после его сохраните профиль в отдельный файл. Далее просто закройте это окно и выделите весь файл (ctrl+A), через главное меню снова откройте наше окно:
Effects-Noise reduction – Noise reduction
И загрузите ранее сохранённый профиль. Подкорректируйте уровень удаления шумов. Важно чтобы в записи не осталось характерных призвуков удаления шумов, которые можно сравнить с призвуками низкобитрейдных записей. Часто такие призвуки являются результатом неправильного выбора профиля шума. Однако в большинстве случаев такой метод позволяет избавиться о шуме, в чём можно удостовериться посмотрев на спектрограмму: view – spectral view.
В домашних условиях, без применения инструментов очистки записи от шумов, трудно получить качественную звукозапись, так как эти шумы наверняка в дальнейшем станут более заметны при сужении динамического диапазона (компрессии).

Также важно иметь как можно более качественные наушники/колонки (мониторы) для прослушивания результатов записи. Без них трудно оценить на сколько качественно Вы записали звук. Конечно же столь же важна профессиональная звуковая карта. Чтобы понять о чём речь – просто послушайте звук на различных звуковых картах, где-то слышен шум и звук мутный, где-то звук просто поражает своей прозачностью. Одни и те же записи звучат совершенно по разному.

Вот и все основные ньюансы, на которые стоит обратить внимания во время звукозаписи для того чтобы они были максимально качественными. Конечно же, в домашних условиях Вы не добьётесь того же качества звука что и в специально оборудованных под запись звука студиях, однако это не повод не стремиться к получению максимально качественной звукозаписи в домашних условиях.

Наверх! Запостить!