Философия аккуратного мониторинга
Основная задача студии мастеринга – делать субъективные оценки как можно объективнее. Это за-ставляет нас использовать только очень аккуратную, с высоким разрешением, мониторную систему. Это наш микроскоп, который позволяет делать тончайшие операции.

Элементы качественной мониторной системы
1) Инженеры мастеринга работают с одной высококлассной мониторной системой, которую они дос-конально знают и знают, как её звук соотносится со звуком за порогом их студии.

2) Помещение студии мастеринга максимально тихое, все оборудование, производящее шум вынесе-но в отдельное машинное помещение. Порог шума должен быть лучше NC30, около NC20 или даже тише (NC30 означает шум в 30 децибел на частоте 2 килогерца).

3) Не должно быть никаких препятствий прохождению звука между мониторами и слушателем внутри стандартного мониторного треугольника.

4) Электронная цепь спроектирована с максимальной прозрачностью

5) Мониторы имеют широкий частотный диапазон, большой хедрум, очень ровную АЧХ до 2 килогерц (выше возможны небольшие отклонения). Неаккуратная мониторная система приведет к неверной эквализации. Аккуратная мониторная система должна выявлять отличия между записями, в то время как на плохой системе все будет звучать одинаково и/или слишком красиво.

6) В помещении решены все проблемы с акустикой – мониторы и слушатель находятся в зоне с мини-мумом отражений, что означает, что отражения от рядом стоящих поверхностей должны достигать слушателя не раньше 20 миллисекунд и по громкости быть тише хотя бы на 15 децибел, чем прямой сигнал, а желательно быть тише на 20 децибел или даже еще тише. Источники дифракции минимизи-рованы. Сами колонки не резанирующие.

7) Стены помещения массивные, не резонирующие и сама комната достаточно большая, чтобы пре-дотвратить стоячие волны. Также стоячие волны предотвращаются с помощью специальных ловушек или диффузоров. Идеально, длина комнаты должна быть как минимум 20 футов для стерео и 30 футов для сурраунда. Сами мониторы должны стоять на достаточном расстоянии от стен, чтобы предотвра-тить эффект резонансов на низких частотах. Ширина комнаты должна быть достаточной, чтобы мини-мизировать отражения от боковых стен. А специальный подвесной потолок должен минимизировать отражения от потолка и пола.

8) Акустический дизайн и электрика должны быть спроектированы профессионалами.

Сабвуферы
Стерео сабвуферы или сами мониторы, чей частотный диапазон расширен, по крайней мере до 30 герц, обязательны для студии мастеринга. Много различного рода искажений может быть пропущено без сабвуфера, не только низкие ноты баса. Правильная установка сабвуферов требует специальных
знаний и наличие измерительного оборудования. Неправильная отстройка сабвуферов ведет к непра-вильным результатам воспроизведения отмастеренных фонограмм на других системах. Как басы воспроизводятся, сильно зависит от уровня громкости мониторов. Это ведет к тому, что фоно-граммы, сделанные с высоким уровнем громкости – имеют недостаток баса.

Эквализация мониторов
Чтобы проверить аккуратность мониторов, мы должны использовать тестовый материал и наши уши. Тестовое оборудование в-одиночку бесполезно. С его помощью мы можем лишь приблизительно предположить, что будет со звуком. Поэтому правильная эквализация мониторов может быть осуще-ствлена только на слух при помощи референсных записей, которым мы можем доверять. Я предпочитаю не использовать эквализацию мониторов – лучше исправить помещение или заменить мониторы, но иногда я даже пытаюсь перенастроить кроссовер монитора, чтобы исправить звучание. Очень много факторов, влияющих на звук – количество человек в помещении, качество кабелей, уси-лителей, DAC и т.д., поэтому если происходят какие-то изменения в конфигурации оборудования – мо-ниторную систему надо перекалибровывать.

Зачем нужен аккуратный мониторинг
Для того, чтобы результат мастеринга хорошо звучал на максимальном количестве воспроизводящих систем. Но, очевидно, что например делая звук ярче – мы делаем его плохо звучащим на маленьких колонках, где и так преобладают верхние частоты. И наоборот, поднимая басы, мы получаем плохой звук на полнодиапазонных системах с сабвуферами.

Мифы о мониторинге
Миф №1. Вы должны сводить (мастерить) на бытовых мониторах, чтобы сделать фонограмму хорошо звучащей в любых бытовых системах. Проблемы в миксе могут напрямую зависеть от того, как мониторинг окрасил звук, а окраской как раз и занимаются мониторы бытовых систем: басовый барабан гудящий, вокал обычно занижен, ревербе-рации недостаточно, нижняя середина баса задавлена, разделение по стерео невелико, а верха вооб-ще непредсказуемы.

Миф №2. Добавление верхов позволяет нашим записям хорошо звучать на домашних системах. Это не так, потому, что добавление верхов в результате дает острый, тонкий и утомительный звук. К тому же на радио все это отрежется из-за ограничений радио диапазона. Но более важно то, что если в среднем диапазоне все плохо – то никакие верха никак не исправят ситуацию.

Миф №3. Сильная компрессия необходима, чтобы защитить маленькие аудио системы от перегрузки.
  Я нашел опровержение этому мифу за небольшим исключением. Когда я взял свои записи с большим динамическим диапазоном и прослушал через Aiwa 2.1 систему – они звучали более скомпрессировано с некоторыми помехами и меньшим качем. Но не перегружались. Поэтому, если фонограмма хорошо звучит на мастеринговых мониторах с большим хедрумом, она будет хорошо звучать и на ма-леньких системах, независимо от уровня компрессии.

Альтернативные мониторные системы
  Инженеры мастеринга используют дополнительные мониторные системы в качестве дополнительной проверки. Также неплохим помощником в такой проверке будут наушники – они показывают много скрытых от мониторов деталей. Также у нас может быть отдельная комната с очень большой системой с мощными сабвуферами, чтобы сымитировать клубный или автомобильный звук. Если клиент хочет много баса и бочки и мы его поднимем в обычном мастеринговом помещении так, чтобы клиент был доволен, то потом прослушав эту запись в автомобиле мы получим сплошные искажения на низах. Надо учитывать особенности подобных звуковоспроизводящих систем с мощным низом и накрученным эквалайзером галочкой с подъемом на низах и верхах, как все любят ставить. А в одной студии мастеринга я видел FM радио-передатчик, и они предлагали клиенту пойти в свою машину и послушать, как будет звучать его фонограмма, передав её по радио. Это великолепная идея!

Направление к цели
  Есть бумбоксы, клубные и автомобильные системы с очень большой отдачей на басах. Никогда невозможно сделать мастер таким, чтобы он звучал хорошо на таких системах и не был при этом тонким и безжизненным на всех остальных. Лучшее решение – делать отдельный мастер для клубов.

Вывод
  Даже самый лучший мастер везде звучит по-разному, но он звучит лучше всего на аккуратной мони-торной системе. А это приводит нас к подобному высказыванию нашего клиента: «Я послушал мастер на куче разных систем и каждый раз делал пометки, что исправить. В результате все эти пометки исключили друг друга! Я думаю мастер звучит превосходно».

Источник: БОБ КАТЦ Мастеринг Аудио. Искусство и Наука Второе Издание
Перевод: Антон Лабазников

Наверх! Запостить!