Вступление
В отличие от студий сведения – студия мастеринга может полностью менять свою конфигурацию несколько раз за день. Утром инженер может прослушивать миксы клиентов, решая, что с ними дальше делать. Студия при этом может работать с файлами абсолютно разной битности, частоты дискретизации и формата. После этого студия может быть переключена на другой проект, который уже находится в стадии мастеринга – тут уже необходимо подключить все приборы обработки. А вечером может быть работа над третьим проектом, требующим совсем другого набора оборудования. Студия за день может переключаться 4-5 раз на различные конфигурации. Поэтому мастеринг инженер очень зависит от того, как сконфигурирована его студия, как эффективно в ней происходят переключения с процесса на процесс, чтобы быстро и четко выдавать необходимый результат.

Цифровой роутер сигналов
В современных студиях мастеринга присутствуют цифровые роутеры сигналов. Они соединяют цифровые устройства в любых комбинациях. Одиночное устройство может быть скомутировано с несколькими другими в одну сторону, но не может быть скомутировано в обратную без дополнительного цифрового микшера. 16х16 роутер достаточен для небольшой студии, но средняя студия потребует уже 32х32 роутера, а большая и вовсе 128х128. Так как по AES/EBU передается 2 канала, то роутер 128х128 передает 256 каналов в парах. Существует два основных типа цифровых роутеров: 1) Асинхронный роутер. Он не требует клока (опорной частоты дискретизации) и может виртуально переключать сигнал любого формата, частоты дискретизации внутри одного прибора и может быть сконфигурирован на работу с различным вольтажем и импедансом. Такой роутер может работать с AES/EBU и S/PDIF (2 канала), Dolby E (8 каналов), Dolby Digital (6 или более каналов), MADI (много каналов) или с сжатыми форматами, такими как mp3. Также он может раздавать вордклок и даже композитное видео – и все это в одно и тоже время! Все предустановки могут быть сохранены. 2) Синхронный роутер. Он требует клок или сам может являться устройством, генерирующим клок на всю цифровую систему. Он ограничен по типу сигнала (обычно или AES/EBU или MADI). Все сигналы должны иметь одну и ту же частоту дискретизации. Но есть одна операция, которую такой роутер может выполнить, в отличие от асинхронного роутера – это переключение сигналов во время мастеринга без потери связи между устройствами. Также такой роутер может микшировать несколько источников в один. Такие роутеры делают TC Electronic, Metric Halo и RME, последние делаются в виде программного обеспечения на базе их звуковых карт. Идеальная студия должна иметь как асинхронный так и синхронные роутеры.

студия

Побитовая идентичность
Цифровые роутеры должны проходить тест на передачу сигнала с точностью бит в бит. Асинхронные роутеры такие по определению, так как не зависят от внешнего клока и формата сигналов. Синхронные роутеры обычно содержат DSP, имеют возможность микшировать и применять дизеринг, поэтому использовать их следует с осторожностью, иначе побитовой идентичности может не произойти. Следует избегать роутеров, имеющих автоматические встроенные конвертеры частот дискретизации – они могут изменить входящий сигнал в угоду клоку – и побитовости точно не будет. Такие роутеры можно найти в студиях вещания и постпродакшена, где их применение удобно и оправдано, но не в мастеринг студии.

Аналоговый роутер сигналов
Хороший аналоговый роутер – это пассивный переключатель без активной электроники в цепи сигнала. Роутер в виде переключателей с закрытыми местами соединений с золотыми контактами намного лучше стандартного патчбея на джеках. Если к примеру аналоговая лента источник – то роутер должен выполнить функцию подключения различных приборов обработки между лентой и ADC (аналогово-цифровым преобразователем)

Консоль для мастеринга
Некоторые студии используют специально созданные для мастеринга консоли. К примеру фирма Sound Performance Lab (SPL) делает консоль MMC1, которая интегрирует полуавтоматизированный аналоговый роутер и аналоговый мониторинг с дискретной электроникой высокого качества. Но в принципе каждая студия мастеринга имеет свою собственную конфигурацию, и консоли могут быть совершенно различными, исходя из конкретных нужд. Они могут быть модульными и даже сделан-ными на заказ, содержащими встроенные процессоры обработки и так далее…

Мониторный контроллер: аналоговый или цифровой?
Какие же факторы определяют выбор? Цифровые мониторные контроллеры неплохи по соотношению цена/качество, и лучшие модели хорошо звучат. Но это предполагает, что работаете вы преимущественно в цифре, не часто переключаете частоты дискретизации и вам нужно мониторить другие источники сигналов (например CD плееры). Большинство таких контроллеров перед изменением частоты дискретизации нужно принудительно выключать. Аналоговые контроллеры же идеально подходят для мониторинга различных источников – цифровых и аналоговых (собственно что и нужно мастеринг инженеру). Высококлассные аналоговые мониторные контроллеры делают Cranesong, Crookwood, Grace и SPL.

Прочее оборудование
К цифровому роутеру может быть подключено вспомогательное оборудование, такое как: – конвертер форматов AES/EBU-ADAT-Tascam, который позволяет работать при мастеринге с цифровыми магнитофонами; – битоскоп, который позволяет контролировать правильность цифровой цепочки данных с точки зрения битности; – цифровые анализаторы уровня звука, показывающие, в том числе и RMS (среднее значение громкости звука, отражающее его субъективную громкость).

Наверх! Запостить!