Основной вокал является самым важным элементом песни вместе с бочкой и басом. Он обеспечивают сюжетную и мелодическую линии, которые впоследствии люди могут петь и запоминать. Поскольку эта песня спродюсирована для радио и клубов, то очень важно, чтобы основной вокал отлично уживался с другими инструментами микса.
Звук его должен быть прозрачным, а стихи хорошо прослушиваться. Вообще основная задача сведения состоит в том, чтобы элементы микса не перекрывали друг друга.
Новичкам зачастую очень трудно найти место для размещения вокала в миксе. Он либо часто теряется в миксе, либо перекрывает все инструменты, что ведет к потере энергии в музыке, и впоследствии танцевать под это Вы просто не сможете. Многие люди, не имеющие соответствующего опыта сведения, понимают принцип производства инструментальной части, не позволяя вокалу перекрывать аранжировку. Но им не понятно, почему при добавлении вокала к хорошо сведенной аранжировке, звучание микса становиться размытым, а вокал не прослушивается. Для решения этой задачи они добавляют вокалу громкость. В результате вокал звучит отдельно от аранжировки. И это уже совсем не похоже на микс, поскольку создается впечатление, что просто взяли готовую фонограмму и наложили сверху голос.
Для того, чтобы каждый инструмент доминировал только в своем, специально отведенным ему пространстве мы рассмотрим в этой части использование эквалайзеров Q10 и REQ. В большинстве инструментов этой песни мы разрядили низкую середину в
области 200-700 Hz и это позволило сделать звук баса и бочки более прозрачным. С помощью образовавшегося промежутка в низкой середине, созданного с помощью Q10 и REQ мы обеспечили доминирование основного вокала в этой области спектра без какого либо пересечения с другими инструментами. Эта "дыра", которую мы создали в низкой середине, позволяет не повышать громкость основного вокала, поскольку его звучание и без того прозрачно. Фактически такое "спектральное сведение" мы использовали практически на протяжении всего микса, благодаря чему надобность в увеличении громкости инструментов полностью отпала.

Основной и гармонический вокалы
Мы продумали область частотного спектра каждого инструмента так, чтобы каждый элемент занимал только свое индивидуальное место в миксе. В результате такой формы спектрального сведения, песня будет звучать намного громче и энергичней, поскольку не будет сосредоточения множества элементов в одной области, что собственно и засоряет пространство.
На освоение этого мастерства могут уйти годы.
С помощью Q10 мы осторожно ослабили в основном вокале верхнюю середину в области 1-4 kHz.  Мы добились большей выразительности в низкой середине, значительно ослабив энергию между 1-4 kHz, и это добавило вокалу больше
воздуха.
В результате использования Q10 мы добились теплого и в то же время дышащего звучания вокала, которое, как нам кажется, гораздо лучше вписывается в песню, чем оригинал с металлическим призвуком. И все это произошло благодаря понижению частот в области от 1-4 kHz. В результате вокал стал жирнее и объемнее, но не громче других инструментов.
В области 2 kHz, звучание вокала становиться громче, но не глубже и больше, а поскольку в этом треке нам нужен более глубокий вокал мы, с помощью Q10, применили регулировки, описанные ранее.
Эти установки Q10 не подходят для всех песен. Так если например у певца не хватает энергии и возбуждения в области 1-4 kHz, то ее нужно повысить.
В области 75 Hz мы использовали тройной высокочастотный фильтр, что позволило избежать бубнения и удалить суб-бас, чтобы он в свою очередь не перекрывал бочку и бас.
Следующим важным шагом для обеспечения динамического контроля является использование компрессора Waves С1, вставленного в цепь после Q10. Основной вокал был записан без компрессии, поэтому для того, чтобы придать ему плотность и избежать выпадений в аранжировке, нам нужно сделать несколько существенных уменьшений уровня чувствительности.
Когда основной вокал и живые инструменты записываются одновременно, то динамики становиться намного больше и
основной вокал не так сильно размывается, потому что он находится в одной области с акустическими инструментами. Разумеется, если акустические инструменты были сильно скомпрессированы, то для того, чтобы добиться одинаковой динамической среды придется сильно компрессировать и основной вокал.
Мы вычислили, что понижение уровня чувствительности на 20 db с затуханием (release) в 100 ms и очень быстрой атакой прекрасно выравнивают динамику. При этом основной вокал не перекомпрессируется и не надоедает. Мы сделали звучание вокала объемнее и выровняли динамический дисбаланс. Кроме того, он остался на переднем плане. Если мы уменьшим чувствительность больше чем на 20 db, то звук станет зажатым и неровным.
Не сильно короткое и не слишком длинное затухание 100 ms дает отличные музыкальные результаты. Быстрая атака позволяет компрессору немедленно ухватить сигнал в первую миллисекунду и смягчить его в соответствии с соотношением (ratio) и порогом срабатывания (threshold). С треком вокала быстрые атаки работают лучше.
Далее мы послали сигнал в моно задержку Super 2-tap и в ревербератор Trueverb.

Независимо от большого количества реверберберации, длинная презадержка (pre-delay) в 136.6 ms на Trueverb позволяет сигналу оставаться чистым в первые 136 ms, затем обработанным в течении 2.5 секунд. Эта пре-задержка помогает сохранять звук вокала на переднем плане, поэтому можно добавить еще больше реверберации. Достигнуть звучания на переднем плане с реверберацией без презадержки довольно сложно, потому что сигнал сразу станет влажным, а звук потеряет прозрачность. Если Вы хотите использовать больше реверберации, при том, чтобы звучание вокала было как можно ближе к колонкам, используйте величину пре-задержки от 70 ms и выше.
Обработка основного гармонического трека вокала (Lead Harm) идентична обработке основного вокала, только на 11.6 db ниже. Линия треков часто проходит через все куплеты. Здесь нам нужен особый привкус, который достигается при помощи техники под названием "дабл-трек."
При дабл-треке певец поет ту же мелодию, что и основной вокал и мы поместили эту вторую партию на дорожку (harmony), чтобы создать эффект двух исполнителей в этом месте. Это наиболее естественный эффект хора, который Вы когда-либо услышите, кроме того он очень оживляет звучание. В прошлом, многие люди это осуждали, они говорили – "зачем записывать дополнительный трек, если можно просто скопировать этот кусок из основного вокала?" Секрет заключается в следующем, нам нужно чтобы гармонические треки немного отличались от основного вокала по строю и длительности, иначе этот
эффект работать не будет. Многие также спрашивали – "почему нельзя просто скопировать основной вокал и добавить к нему небольшую задержку в несколько милисекунд, а также незначительно понизить строй?" В этом случае голос будет слишком механическим и это понятно. Конечно это занимает больше времени, поскольку исполнителю приходится петь дважды. Но в конечном счете результат будет намного лучше, чем использование любого компьютерный метода, добавляющего эффект хора.

Подпевки
Подпевки придают песне мечтательный и мистический привкус. Для того, чтобы придать бэк вокалам пространственную и панорамную перспективу, мы жестко распанорамировали каждую из четырех дорожек до конца либо вправо, либо влево.
Так треки 1,3 спанорамированы влево, а треки 2, 4 вправо. Бэк вокалы состоят из 2 гармонических партий, которые также являются "дабл-треками".
Эта метод дабл-трекинга несколько отличается от того, который был использован с основным вокалом и гармоническими треками. Этот дабл-трекинг включает в себя две одинаковых мелодии, которые панорамируются друг против друга, а не по центру. В результате эффект хоруса не возникает, а появляется широкое стерео пространство, которое
наполняет микс объемом.
Для создания жирной стены бэк вокалов мы скомбинировали Зй и 4й с 1 и 2 друг против друга. В данном случае мы не использовали компрессию по нескольким причинам:
• Бэк вокалы участвуют в построении crescendo и компрессия уничтожит динамику, за счет чего они станут громче.
• Бэк вокалы присутствуют только в нескольких местах микса, и их динамика не сильно меняется между фразами, поэтому компрессия будет абсолютно не эффективной для улучшения их звучания.
• Они и без обработки выглядят настолько ангельскими и прекрасными, что лучше все оставить так, как есть.
Сигнал бэк вокалов поступает на свою шину (BV Buss) и посылается в ту же моно задержку Super 2-tap, что и основной вокал.

Украшения
Основные украшения появляются в нескольких тактах. Их роль заключается в добавлении различия между вторым и первым куплетами. Именно благодаря им во втором куплете появляется ангельское, отдаленное звучание, которое интригует слушателя.
По панораме они расположены строго по центру и звучат более легко и мечтательно, чем основной вокал, который тоже находится в центре. Для достижения отдаленности нам нужно так симулировать их звучание, чтобы создалось впечатление, что они находится на два, три шага дальше от микрофона. Для этого, используя высокочастотный фильтр Q10 в области 245 Hz, нам нужно не слишком сильно уменьшить низ. Мы также поднимем кривую регулятора тембра в отметке 20 kHz, которая перекроет начало усиления в области 5 kHz. Это даст треку воздух и ощутимую разницу в размерах по сравнению с основным
вокалом.
Музыкальное окружение украшений настолько мало, что мы можем обойтись без компрессии, поскольку в этом случае оно будет более естественным и открытым. Кроме того, в динамике этого трека не наблюдается выпадений или неожиданно исчезающих нот.
Для придания объема и отдаленности сигнал поступает в ревербератор Trueverb. Такой же Trueverb используется для обработки основного вокала, но благодаря эквалайзеру Q10, звук украшений становится тоньше, что и позволяет отдалить их от основного вокала. И даже несмотря на то, что и основной вокал, и украшения используют одинаковое количество Trueverb, последние звучат дальше, потому что они более тонкие.

Вокальные эффекты

Они обеспечивают ощущение иллюзии и мечтательности. В то же время они придают песне преимущество в коммерческом смысле, то есть ощущение современности, при ощущении которого люди наслаждаются. Вообще вокальные эффекты играют важное значение в построении музыки и используются в основном между куплетами и припевами. Без них микс было бы пустоват, что отразилась бы на слушателях, которым он быстро бы наскучил. Им просто стало бы совершенно не интересно знать о том, что будет дальше. Палитра таких эффектов весьма насыщенна. Это и эквализованные, и с применением эффекта фленжера, и двигающиеся по панораме и т.д.
Стерео задержки
Мы взяли из припева слово  и повторили его несколько раз на протяжении всей песни. Повторяющиеся задержки последовательно появляются сначала влево, затем сразу справа и так далее. Они не требуют никакой эквализации и ком-
прессии, потому что это один сэмпл из одного повторяющегося слова, в связи с этим любая форма компрессии динамики не желательна. Вместо этого они соответсвенно сбалансированы по громкости и распонарамированы друг напротив друга. Далее мы направили их сигнал в шину с интенсивным количеством Trueverb и задержкой Super 2-tap (так же, как и основной вокал).

Вокальный ревербератор

Время его затухания (decay time) зависит от темпа композиции. При пре-задержке в 136.6 ms ревербератор не размывает вокал. Большинство установок делается на слух, что позволяет сделать звучание вокала более гладким и объемным.
За Trueverb в шине следует Q10, который отфильтровывает крайние высокие и низкие окончания с возвратного сигнала Trueverb. Он отсекает биение некоторых высоких и уменьшает шипение, убирая беспорядочные волны с возврата Trueverb. Кроме того обрезает низкие, возникающие при пересечении чистого и обработанного звука из бочки и баса. И, наконец, полностью удаляет размывание ревербератором баса и бочки.

Наверх! Запостить!