Основной вокал
Основной вокал является самым важным элементом в любой "основанной на вокале" песне. Чтобы слушатели могли понять каждое слово и фразу, он должен быть максимально прозрачным. Плохо сведенный вокал может развалить всю песню, несмотря на то, что остальные инструменты будут сведены отлично. Для того, чтобы решить эту задачу мы и ис-
пользуем различные техники применения компрессии, эквализации, де-ессера в миксе.
Компрессия
В слот 1 мы поставили компрессор С1. Соотношение (ratio) 2.99:1 позволяет сделать компрессию не слишком "очевидной". Поскольку движение каждого инструмента ровное, а не "расплющенное" мы должны обработать вокал в том же ключе. Мы не хотим, чтобы один элемент микса звучал "сплющенно", а другие нет. Нам нужно, чтобы звучание микса было как одно целое. Мы выбрали 2.99:1, потому что в наша композиция более похожа на балладу, чем на песню в стиле рок. Несмотря на это мы использовали разные рок техники при сведении. Совершенно очевидно, что характер этой песни подразумевает  расслабляющее направление, поэтому основной вокал нужно обработать в этом же ключе.
Для того, чтобы сгладить любые появляющиеся громкие ноты вокала, которые могут появиться в начале вокальных фраз, мы установили время атаки (attack) 0.11 ms. Не очень короткая величина затухания (release) 100 ms помогает избежать перекомпрессирование сигнала. Поскольку компрессия не воздействует на постоянную основу вокала, уменьшение чувствительности на 15 db мы не воспринимаем на слух. Иногда это уменьшение происходит на 6 db, а иногда на 3 db. Разумеется, самые громкие пики уменьшаются на 15 db.
Эквализация
Мы сразу обратили внимание на большое сосредоточение частот в области 462 Hz. Несомненно, что область 462 Hz дает теплоту вокалу, однако она слишком выразительна и требует корректировки. Мы немного ослабили эту область с помощью узкого среднего Q, за счет чего область вокруг 462 Hz тоже уменьшилась.
Далее с помощью высокочастотного фильтра мы ослабили область 14050 Hz, где присутствует задувание микрофона. Без уменьшения этой области вокал звучит слишком ярко и его звучание забивает остальные инструменты. Вместо того, чтобы добавить такой воздух каждому другому инструменту микса, мы убрали его только из одного элемента (вокал), в котором его слишком много. Кроме того, лучше всегда уменьшить, чем увеличить и это основное правило эквализации, не говоря уже о том, что для поднятия этой частоты в других инструментах, нам потребуется еще десять таких эквалайзеров Q10.
Мы хотим, чтобы основной вокал выделялся без добавления уровня громкости.
Подняв верхнюю середину, мы тем самым увеличили общую громкость вокала, а поскольку впоследствии мы повторили эту операцию с другими частотами, то в результате нам удалось добиться не только увеличения громкости, но и добавления прозрачности. Мы подняли область 5 kHz на 2.8 db (для прозрачности) и 3 kHz на 1.4 db (для добавления большего возбуждения и громкости основному вокалу). В голосах некоторых исполнителей редакция области 3 kHz является просто необходимой. Это связано с тем, что одни извлекают звук из горла и головы, а другие извлекают звук из грудной
клетки, и в этом случае необходимо поднять эту область.
Для удаления шума микрофона и ненужного баса мы использовали высокочастотный фильтр в области 125 Hz, чтобы убрать нагромождение низких в миксе.
Де-эссер
Далее для уменьшения свистящих звуков основной вокал проходит через де-эссер. Его работа заключается в уменьшении громкости при появлении звуков С или Т (свистящие) согласно установленного порога (threshold) -31.3 db. Чувствительность максимально понижается на 10 db и это ослабляет свистящие звуки в пределах допустимого уровня.
Теперь нам нужно принять решение относительно воздействия обработки на частотный диапазон (либо только на высоких частотах, либо на всех частотах от 20 Hz – 20 kHz).
Мы вычислили, что для этой песни будет лучше если мы используем широкий диапазон частот.
И последнее, как и соло гитару мы пропустили сигнал основного вокала через задержку Super 2-tap.
Поскольку основной вокал и соло гитара являются "соло" инструментами, одинаковая их обработка является вполне логичной. Кроме того, они появляются в разное время. Чтобы основной вокал более выделялся на фоне других инструментов, мы не стали добавлять реверберацию. Очень часто в большинстве кантри и рок музыки инженеры сознательно слегка размывают окружающие инструменты ревербератором, чтобы сделать основной вокал более прозрачным и чистым.
Часто бывает, что инженеры, для того, чтобы вокал был впереди, добавляют большое количество реверберации. Пре-задержка около (pre – delay) 80 ms обеспечивает большое количество реверберации, при этом вокал звучит так, как будто он находится впереди микрофонной комнаты.
Бек-вокал
Сигнал бэк вокалов поступает на стерео шину с подключенными Q10 и С1. Для того, чтобы освободить место основному вокалу, а также отделить его от бэк вокалов, мы, с помощью эквализации и компрессии, чуть приглушили и сжали их диапазон.
Используя ширину Q 7.0 мы уменьшили область 500 Hz на -9.6 db, убрав немного теплоты, чтобы ее стало больше в основном вокале, который должен быть на переднем плане. Мы также уменьшили частоты в области 5 kHz с помощью ширины Q 7.0.
Уменьшение на -7.6 db вполне достаточно для того, чтобы выделить и сохранить прозрачность основного вокала. Кроме того, с помощью высокочастотного фильтра, мы убрали область 157 Hz, которую занимают основной вокал и гитарные треки.
Ослабление и сужение бэк вокалов подходит не для всех стилей музыки. Например в RnB желательно, чтобы бэк и основной вокалы звучали одинаково. В кантри музыке по традиции основной вокал должен быть больше, а бэк вокалы меньше. Конечно это все зависит от определенной песни и индивидуального стиля, в котором она написана.

Далее сигнал бэк вокалов проходит через С1 с уменьшением чувствительности на 5 db и соотношением (ratio) 2.99:1. Порог (threshold) -6.7 db достаточно низкий, что позволяет нам уменьшить чувствительность на 5 db. Короткое время атаки и затухания также подходят только для основного вокала. Нам нужно гладкое и расслабляющее звучание, поэтому небольшая компрессия (5 db) убирает ощущение взволнованности в бэк вокалах.
Среднее затухание (release) 100 ms и короткая атака (attack) 0.11 ms также помогают сделать звучание тоньше и ровнее.
эффект телефона
Несмотря на то, что два трека с эффектом телефона не присутствуют одновременно с другими вокальными партиями, нам все равно нужно найти для них удобную позицию панорамы. Они содержат одинаковый звуковой материал, но обработанный по разному.
Мы раздвинули их на 50% влево и вправо. Далее сигнал с обоих треков поступает на стерео шину и проходит через специальный фильтр эквалайзера, имитирующий эффект телефона.
В редакторах Sonar и Logic находится один стерео трек, поскольку мы свели два моно трека в один стерео файл, предварительно установив панораму на 50% влево и вправо. Далее мы подсоединили к этому стерео треку плагины, не используя шину, которая описыва- ется в данном курсе. Причиной этого послужило то, что Sonar и Logic не имеют aux sends на шинах.
Для того, чтобы получить эффект телефона, нам понадобились двойные высокочастотные и низкочастотные фильтры. Если использовать одиночные фильтры, то остается очень много низких и высоких частот, что не позволяет добиться такого эффекта. Поэтому мы, с помощью двух высокочастотных фильтров, полностью удалили область 1 kHz. А с помощью двух низкочастотных фильтров область 4 kHz. В результате получился хороший эффект телефона, который звучит довольно круто в современной музыке.
Далее для того, чтобы этот эффект лучше сочетался и не торчал в миксе, мы пропустили его через компрессор Waves Renaissance Vox. В результате чего, заметно снизилась динамика между фразами, а также исчезли другие ненужные движения.
Величина компрессии -25.8 используется для среднего понижения чувствительности сигнала на 10 db. Установленный слайдер чувствительности на -16.5 db снижает автоматический уровень повышения, который происходит в то время, когда Вы передвигаете слайдер компрессии ниже.
Далее для того, чтобы придать ощущение дистанции, мы послали сигнал в ревербератор Trueverb и задержку Super 2-tap.
Эффект бек-вокала
Для получения этого эффекта, мы вырезали небольшую часть из бэк вокалов и свели отдельно в стерео файл, а затем снова импортировали его в проект, где он повторяется несколько раз в конце последнего припева.
Для того, чтобы дать ему больше воздуха, мы, с помощью высокочастотного фильтра эквалайзера Waves Renaissance, убрали все ниже области 1 kHz. По существу в нем почти не осталось низкой середины и баса. Несмотря на то, что в конце припева содержится много других эффектов, гитар и вокалов, этот эффект бэк вокала отлично вписывается в микс, поскольку занимает очень небольшое, свое собственное акустическое пространство.
Мы использовали этот трек для достижения кульминации песни, чтобы после окончания его воспроизведения наступил спад. Поначалу, нам казалось, что нужно вообще удалить этот трек, но после того, как мы его сузили, он стал занимать очень малое пространство, а звучать довольно круто.
И последнее, для того, чтобы этот эффект сочетался с акустикой других инструментов в миксе, мы пропустили его сигнал через ревербератор Trueverb и задержку 2-tap delay, установленных на шинах (FX1-Trueverb и FX2-SuperTap).

Наверх! Запостить!