В этой статье мы рассмотрим два процесса, которые должны быть в арсенале каждого инженера. Чтобы успешно применять их – надо научиться думать наоборот.

Повышающая компрессия
Это психоакустический факт – человеческому слуху более приятно поднятие тихих пассажей, чем неуклюжее опускание громких. Понижающая компрессия звучит как искусственная потеря, а повышающая звучит очень натурально. Представляю вам технику повышающей компрессии, которой нужна всего одна «ручка» – не нужно регулировать время атаки, восстановление и остальные параметры. Новозеландский радио-инженер Ричард Хульс ввёл в обиход практику параллельного компрессирования, которая и является своего рода повышающим компрессором. Ричард использовал аналоговые компоненты и добился приемлемых результатов, но он признаёт, что в цифровом виде эта техника звучит намного лучше. Это основной тип компрессии, которую я использую во время мастеринга. Принцип прост – возьмите исходник и смешайте его с его же компрессированной копией. В «цифре» возможно суммировать исходник с компрессором без каких-либо побочных эффектов, главное, задать очень точную задержку исходному сигналу, чтобы она соответствовала задержке компрессора.

В принципе, искажения от техники параллельного компрессирования намного меньшие, что от стандартной понижающей компрессии, так как основной сигнал вообще не претерпевает каких-либо изменений, а к нему добавляется измененный скомпрессированный сигнал. Количество компрессии регулируется обычным фейдером или мейкап гейном. Если вы строите параллельный компрессор внутри DAW на основе плагинов, и DAW имеет автоматическую компенсацию задержки – то нет нужды вручную делать для задержки какие-либо манипуляции. Чтобы протестировать идентичность задержки основного сигнала и его скомпрессированной копией – задайте ratio 1:1 на компрессоре, оставьте неизменными уровни и просто переверните фазу одного из сигналов. Тогда при их суммировании, вы должны получить абсолютную тишину – полное отсутствие звука.

Прозрачная параллельная компрессия
Есть два типа применения параллельной компрессии. Первый, прозрачный принцип ввёл Хульс – компрессор максимально незаметен, не вносит тональные сдвиги и потерю импульса. Это своего рода ручное движение фейдером – оно очень подходит для акустической музыки. Прозрачная параллельная компрессия поднимает громкость очень тихих уровней и мало вмешивается, если сигнал становится громче. Вот рецепт её использования: – Порог срабатывания -50 dBFS. Очень низкий порог срабатывания заставляет компрессор постоянно и сильно уменьшать уровень громких пассажей. А так, как мы суммируем сигнал компрессора с исходником, то на громких пассажах добавление компрессора к исходнику меньше, чем на тихих, которые в результате поднимаются по уровню, а громкие остаются почти нетронутыми в сравнении с изменением тихих;
- Время атаки максимально быстрое, насколько это возможно. Одна миллисекунда или даже меньше. Чем меньше время атаки – тем незаметнее работает параллельный компрессор; – Ratio 2:1 или 2,5:1 (я предпочитаю 2,5) – это главная установка компрессора, но реальное ratio параллельной суммы зависит от соотношения прямого и обработанного сигналов. Ричард придумал для это-го числовую таблицу, но я предпочитаю просто делать всё на слух; – Время восстановления средней длины. Экспериментальным путём я пришел к выводу, что 250-350 миллисекунд лучше всего подходят. Если фонограмма очень богата на реверберацию, например акапельное пение, то лучше использовать время восстановления в районе 500 мс и выше, чтобы избежать проблем с реверберационными хвостами; – Крест-фактор установите на пики. В этом режиме прозрачная параллельная компрессия звучит лучше всего; – Выходной уровень компрессора регулируйте по вкусу. Выше -5 dB компрессия уже очень слышна, поэтому лучшие результаты достигаются в диапазоне от -15 dB до -5 dB.

Параллельная компрессия для тонализации и характера
Второй тип применения параллельной компрессии – это способ сделать музыку более «качевой», более теплой или прозрачной на низких и средних её уровнях без повреждения громких пиков. Такая компрессия эффективно вытаскивает средние уровни, где и находится вся основная жизнь музыки. Такая компрессия сильнее утолщает звук, чем обычная, потому, что она не затрагивает высокие уров-ни. Рецепт: – Порог срабатывания установите в середине музыкального движения, так, чтобы в результате компрессор давил звук на 5-7 dB; – Время атаки среднее, начинайте с 125 миллисекунд; – Ratio по вкусу. Ставьте для агрессивности и исходя из выходного уровня компрессора; – Время восстановления тоже по вкусу, установите его так, чтобы оно работало в тандеме с временем атаки, чтобы достичь максимального «кача»; – Крест-фактор установите на RMS; – Выходной уровень по вкусу. Поскольку при этой технике компрессор меньше давит, чем при незаметном типе параллельной компрессии, то мы суммируем компрессор с большим уровнем, чтобы достичь желаемого эффекта. Тонализация – это мой собственный термин формы динамической эквализации, при которой используется многополосный компрессор в параллельном режиме. Манипулируя гейнами частотных полос и суммируя их с исходником в параллельном режиме, мы меняем частотную окраску. Это позволяет нам утеплить средние уровни без влияния на высокие и так далее… Цифровые процессоры с возможностью параллельной компрессии: TC Electronic MD4 в System6000, Weiss DS-MK2 и плагин PSP Mastercomp. Также искусственно можно организовать параллельную компрессию внутри DAW с любым компрессором.
Как и с любым процессом – с параллельной компрессией можно переборщить. Главный слышимый артефакт – увеличившиеся сустейны и реверберация. Это проблемы можно сгладить, увеличив время восстановления параллельного компрессора.

Повышающее экспандирование
Ещё одна малоиспользуемая, но очень полезная техника – техника повышающего экспандирования. Некоторые люди думают, что такой экспандер – это декомпрессор, но на самом деле это намного более широкое понятие. Чаще, повышающим экспандером пользуются для исправления понижающей переокмпрессии. Для примера, повышающий экспандер может быть использован для придания живости прекомпрессированному размазанному удару малого барабана. Технику повышающего экспандирования также легко использовать, как технику обычной компрессии. Повышающие экспандеры было непросто сделать, пока не изобрели VCA (voltage controlled amplifier – усилитель, управляемый напряжением). В прицнипе, любой компрессор на VCA можно превратить в повышающий экспандер, просто перевернув полярность (фазу) сигнала в сайдчейне. Возможно первый коммерческий повышающий экспандер был реализован в DBX 117 модели 1971 года, которая была спроектирована для расширения динамики Hi-Fi систем. Вся слава первого цифрового повышающего экспандера досталась плагину Waves C1, алгоритм которого был создан Майклом Герзоном – с тех пор каждый динамический процессор Waves имеет ratio для экспандирования. Первый специализированный «железный» повышающий экспандер был реализован в мастеринговом процессоре DBX Quantum, чуть позже экспандер появился в Weiss DS1-MK2. Плагин Waves C4 – первый динамический процессор, способный выполнять все четыре типа динамический обработки (одновременно один тип за раз на одной полосе). В понижающей компрессии громкость повышается, в то время как входной уровень уменьшается, что противоречит натуральному движению музыки. А повышающее экспандирование увеличивает будущую громкость музыки, которая уже повышена в громкости – процесс, находящийся в синхроне с натуральным движением музыки, главное, следить за выходным уровнем, чтобы не допустить перегрузки. С помощью повышающего экспандера мы увеличиваем динамический диапазон, поэтому если его использовать очень аккуратно – он станет более ценным инструментом, чем понижающий компрессор.

untitled-10

На картинке мы видим кривую повышающего экспандера с ratio 0.75:1 и порогом срабатывания -32 dBFS. Без уменьшения уровня, он будет перегружаться на сигналах, громче -10 dBFS. Запомните, что ratio повышающего экспандера может быть выражено в десятичных или дробных значениях, в зависимости от желания производителя процессора. Приборы Waves и DBX используют десятичные значения, а Weiss дробные, например 1:1.33. Обычно диапазоны ratio при мастеринге с повышающим экспандером очень малы, от очень нежного 1:1.01 до 1:1.2 (дробные) с эквивалентом в 0.99:1 до 0.83:1 (десятичные). Чаще всего используется ratio 0.95:1 (1:1.05).

untitled-11

На рисунке слева мы видим повышающий экспандер с очень быстрой атакой и медленным восстановлением, а справа – с медленной атакой и быстрым восстановлением. Как вы видите, динамические характеристики зеркальны рисункам компрессоров из предыдущей главы. Лучший путь научиться использовать повышающий экспандер – сравнить его с понижающим компрессором. Повышающие компрессоры и экспандеры утолщают звук на низких уровнях, поднимают средний уровень и оставляют «жизнь» на высоких уровнях. В то время как понижающие компрессоры подслащивают, утепляют и ужирняют звук, повышающие экспандеры делают звук более прозрачным, кристальным. Если звук становится слишком резким – используйте экспандер только в басовом диапазоне и диапазоне нижней середины. Это утеплит звук, поднимая уровень басов.

Компромисс создания «горячих» мастеров
Не всегда понижающие компрессоры или повышающие экспандеры хорошо работают над различными внутренними уровнями музыки. В случае компрессора, уменьшая динамический диапазон, мы расплющиваем звук, а в случае экспандирования – нам приходится использовать больше лимитирования, что также приводит к сильным потерям. Если мы не можем смириться с потерей качества – единственное решение – делать мастер с более низкой субъективной громкостью.

Работают ли компандеры?
Может ли декомпрессор помочь выправить заплющеную динамику? Если исходник вообще не имеет динамических вариаций – то экспандер ничем не поможет, только сделает хуже, но если в материале есть хоть какие-то динамические движения, экспандер с правильными параметрами может поправить ситуацию. Компандер означает компрессор, после которого идет дополнительный экспандер.

untitled-12

Сравнение понижающей компрессии и повышающего экспандирования

Понижающий компрессор Повышающий экспандер
Делает звук громче при понижении громкости музыки (фаза восстановления) Делает звук громче при повышении громкости музыки (фаза атаки)
Делает звук толще, преувеличивая низкие частоты Преувеличивает высокие частоты
Слишком маленькие времена атаки вызывают потерю импульсов Маленькие времена атаки могут восстановить и подчеркнуть потерянные импульсы (компрессия аналоговой ленты или перекомпрессия)
Обычные времена атак от 100 до 300 мс Обычные времена атак от 1 до 300 мс
Делает звук теплее Делает звук острым и светлым
Если звучит слишком «выпрыгивающе» – увеличьте ratio, уменьшите атаку и/или восстановление Если звучит слишком «выпрыгивающе» – понизьте ratio, увеличьте атаку и/или восстановление
Если атаки звука слишком острые – уменьшите время атаки компрессора Если атаки звука слишком острые – увеличьте время атаки экспандера или подумайте, не применить ли компрессию
Если сустейны слишком длинные – увеличьте время восстановления Если сустейны слишком короткие – увеличьте время восстановления
Если атаки звучат притупленно – увеличьте время атаки компрессора Если атаки надо расширить – уменьшите время атаки экспандера
Если вам не нравится, как звучит перкуссия, например малый барабан – уменьшите время атаки. Чтобы увеличить соотношение ритма и мелодии, увеличьте ата-ку. Понижающая компрессия не помогает перкуссионным импульсам. Если вам не нравится, как звучит перкуссия, например малый барабан – увеличьте время атаки. Чтобы увеличить соотношение ритма и мелодии, уменьшите время атаки. Повышающее экспандирование очень помогает перкуссионным импульсам, но иногда оно сильно влияет на баланс вокала
  Может очень хорошо работать в тандеме с повышающей компрессией, которая заполнит все дыры на низких уровнях и выправит потеряный сустейн
Очень легко ухудшить живость музыки, если временные константы подобраны неверно, или чрезмерно используются Очень легко расширить живость музыки, но опасайтесь чрезмерного использования
Идёт в разрез с натуральным движением музыки, особенно при неоптимальных параметрах Идёт в ногу с натуральным движением музыки, особенно при оптимальных параметрах
Стремится уменьшить музыкальные акценты и подчеркнуть субакценты и сустейны в обратной пропорции от их оригинального движения Стремится подчеркнуть музыкальные акценты, и в меньшей степени субакценты в увеличенной пропорции от их оригинального движения
  Удобно использовать с лимитером
Может уменьшить общий динамический диапазон песни (макродинамику) и повлиять на микродинамику внутри песни Может увеличить общий динамический диапазон песни (макродинамику), делая кульминацию еще более кульминационной

Источник: БОБ КАТЦ Мастеринг Аудио. Искусство и Наука Второе Издание
Перевод: Антон Лабазников

Наверх! Запостить!