Содержание:

Глава 1. Основные принципы работы режиссера над спектаклем.
Глава 2. Работа режиссера над спектаклем
Глава 3. Звукорежиссура спектакля
Глава 4. Работа режиссера и композитора над музыкальным оформлением спектакля
Глава 5. Подбор музыки при оформлении спектакля
Глава 6. Роль шумов в спектакле
Глава 7. Определение места и роли шумов в сценическом действии
Глава 8. Использование речевой фонограммы в спектакле
Глава 9. Микрофонная техника в спектакле
Глава 10. Звуковые эффекты в спектакле
Глава 11. Звуковое сопровождение спектакля
Глава 12. Некоторые особенности микрофонной записи в театре
Глава 13. Выбор микрофонов для записи

Глава 13. Выбор микрофонов для записи

Основные характеристики микрофонов
В зависимости от вида записи и реальных акустических особенностей помещения, в котором проводится звукозапись, выбирают определенный тип микрофона. Не останавливаясь на устройстве и принципе действия различных типов микрофонов, рассмотрим только основные характеристики, определяющие их выбор для различных случаев записи. Как известно, микрофоны по принципу преобразования звуковой энергии в электрическую разделяются на следующие основные типы: индукционные (конструктивно эти микрофоны выполнены либо с подвижной катушкой — динамические, либо с подвижной лентой — ленточные), конденсаторные, пьезоэлектрические. В театральной практике, как правило, применяются первые два типа. Одна из важнейших характеристик любого микрофона — характеристика направленности его действия 1. По характеристикам направленности микрофоны принято разделять на три группы: ненаправленные, двусторонне направленные (двунаправленные) и односторонне направленные (однонаправленные) . Микрофоном ненаправленного действия называют такой, у которого чувствительность остается постоянной независимо от направления звуковых волн, воздействующих на диафрагму. Характеристика направленности такого микрофона в полярной системе координат представляет собой правильную окружность, то есть угол его охвата 360°. Рабочее пространство ненаправленного микрофона — сфера. Надо сказать, что круговая характеристика такого микрофона в действительности представляет собой правильную окружность только лишь на низких частотах. С повышением частоты, когда длина волны становится соизмеримой с габаритами микрофона, начинает сказываться экранирующее действие корпуса микрофона. Потому, начиная примерно с частоты 1000—2000 Гц, появляется направленность, на частотах порядка 10—15 кГц направленность становится столь значительной, что о ненаправленности такого микрофона говорить уже нельзя. Поэтому практически угол охвата такого микрофона с учетом диафрагмы направленности для высоких частот (от 5000 Гц и выше) принимается равным 90°. Двунаправленный микрофон имеет одинаковую чувствительность с фронтальной и тыльной сторон подвижного элемента, чувствительность его в поперечном направлении равна нулю. Характеристика направленности такого микрофона в полярной системе координат имеет форму восьмерки, а угол, перекрываемый диаграммой направленности, равен 90° для каждой стороны. Рабочее пространство такого микрофона представляет собой телесный угол, то есть пространство, ограниченное конусом, вершина которого лежит на чувствительном элементе микрофона. Однонаправленный микрофон практически чувствителен только к звуковым волнам, приходящим, с фронтальной стороны диафрагмы. Характеристика направленности подобных микрофонов по форме близка к кардиоиде, а угол, охватываемый диаграммой направленности, достигает 120°. Для проведения речевых записей в помещениях с большим уровнем шумов применяются остронаправленные микрофоны с характеристикой суперкардиойды и гиперкардиойды. Другой важной характеристикой микрофона, определяющей область применения при записи, является его частотная характеристика — зависимость чувствительности микрофона от частоты сигнала. В свою очередь частотная характеристика в той или иной степени обладает неравномерностью. В зависимости от частной характеристики и ее неравномерности все микрофоны можно условно подразделить на две группы: одна группа используется преимущественно для усиления и записи речи, другая — для записи музыкальных произведений. Микрофоны характеризуются также чувствительностью, которая определяется как напряжение, развиваемое на выходе нагруженного микрофона при воздействии на его диафрагму определенного звукового давления. Чем выше чувствительность, тем больший динамический диапазон может передать микрофон. Однако иногда предпочтительнее использовать микрофон с пониженной чувствительностью, для того чтобы более четко выделить звучание отдельного инструмента (вокалиста) или группу музыкальных инструментов. В театральной практике для звукозаписи применяют достаточно разнообразные типы микрофонов. При выборе микрофонов необходимо учитывать всю совокупность их технических характеристик и технологических требований, обусловленных условиями записи.

Некоторые общие рекомендации по выбору и размещению микрофонов при записи
Дать какие-то определенные рекомендации по выбору микрофонов без учета конкретных условий записи затруднительно. Можно лишь указать общие правила, которыми обычно руководствуются при выборе микрофона с учетом реальной обстановки.
I. Однонаправленный микрофон с характеристикой кардиоиды  следует применять:
а) если запись проводится в разглушенном помещении с большим количеством звуковых отражений. Реверберация, воспринимаемая таким микрофоном, будет казаться меньше действительной;
б) если в помещение проникают шумы из соседних помещений  (что в театральных условиях бывает достаточно часто), при этом  установка микрофона тыльной стороной к источнику звуковых помех уменьшает влияние шума (уровень шума, воспринимаемый однонаправленным микрофоном с тыла, ослабляется примерно на 15—  20 дБ и более);
в) при широком фронте размещения исполнителей (при записи  больших составов), учитывая угол, охватываемый диаграммой направленности без заметного ослабления по частотам;
г) при записи несколькими микрофонами для четкого разделения  определенных групп исполнителей; д) при размещении исполнителя близко к микрофону (запись  крупным планом) для снижения низкочастотных искажений, возникающих в этом случае при использовании двунаправленного и  ненаправленного микрофонов.
II. Двунаправленный микрофон с характеристикой «восьмерка»  следует применять:
а) при записи в заглушенном помещении, когда желательно увеличение реверберации;
б) при записи отдельных музыкальных инструментов (в частности, струнных) и певцов, когда специально хотят выделить низкие частоты при близком размещении исполнителей у микрофона;
в) при записи диалога между двумя исполнителями или певца и  аккомпанемента, а также в отдельных случаях при записи малых  музыкальных составов (например, камерного струнного квартета). Использование двунаправленного микрофона в этом случае позволяет четко и удобно разместить исполнителей;
г) когда необходимо отстроиться от направленных источников,  шума. В этом случае микрофон ориентируют зоной нулевой чувствительности к источнику шума, то есть перпендикулярно оси чувствительности;
д) если потолок и пол помещения хорошо отражают звуковые  волны. Микрофон, расположенный вертикально, мало подвержен  воздействию отраженных звуковых волн, приходящих от потолка и пола, а также от двух боковых стен. Поэтому достаточно акустически обработать только две стены — сзади исполнителей, и перед ними.
III. Ненаправленный микрофон с характеристикой в форме круга можно применять:
а) при записи речевых репетиций, различных встреч и бесед за  «круглым столом»;
б) при записи речи, пения, музыки в сильно заглушенном помещении;
в) для передачи общей акустической обстановки помещения, при  записи несколькими микрофонами. В этом случае микрофон устанавливают в центре помещения или зрительного зала;
г) если размеры помещения не позволяют получить естественный  и отдаленный звуковые планы при использовании однонаправленного микрофона. (Установлено, что для получения одного и того же  звукового плана однонаправленный микрофон нужно располагать  на расстоянии приблизительно в 1,7 раза больше, чем ненаправленный микрофон той же чувствительности.) Перечисленные рекомендации далеко не исчерпывают всех возможных случаев, но дают некоторое представление о многообразии различных факторов, влияющих на выбор конкретного типа микрофона. В каждом отдельном случае следует выбирать микрофон опытным путем, не доверяя правилам и рекомендациям. Со временем приобретенный опыт и развившаяся интуиция позволят упростить решение этой задачи. При определении места установки микрофона и размещения исполнителей в первую очередь необходимо установить микрофон. Его важно поместить в акустической обстановке, соответствующей содержанию исполняемого произведения, а затем определить положение источника звука относительно микрофона, руководствуясь известным правилом: «Микрофон не передвигается за исполнителем». В общем случае при расположении микрофона в помещении следует учитывать симметричность звукового поля, пользуясь главным образом осями симметрии, иногда диагоналями помещения.

В общем случае взаимное расположение микрофона и источника звука определяется тремя параметрами:
а) углом между прямой, соединяющей микрофон с источником звука, и осью направленности микрофона (исходя из характеристики направленности данного типа микрофона);
б) характеристикой направленности звучания источника звука.  Имеется в виду угол, образованный прямой «источник звука — микрофон» с осью направленности излучения инструмента. В частности, все музыкальные инструменты по этому признаку можно условно подразделить на три группы: инструменты, обладающие четко выраженной направленностью излучения (медные духовые); инструменты, не обладающие направленным излучением звука (ударные), и инструменты, занимающие промежуточное положение между этими группами. Таких инструментов большинство, обычно они  характеризуются более или менее четкой зоной излучения;
в) расстоянием между источником звука и микрофоном. Как известно, высокие частоты с увеличением расстояния ослабляются больше, чем низкие, поэтому ориентировать микрофон следует на источник звука высоких частот, если есть явно выраженная зона их излучения. Эти три параметра определяют тембр источника звука, соотношение между разборчивостью текста и мешающим влиянием окружающей среды и звуковой план звучания. Высота расположения микрофона, больший или меньший наклон его в сторону источника звука также могут сильно сказаться на записи, так как при этом меняется соотношение воспринимаемых микрофоном прямых и отраженных звуковых волн от тех или иных групп источников звука.

Звуковые планы и звуковая перспектива
При размещении источников звука по отношению к микрофону есть несколько местоположений, когда создается впечатление, что все эти источники находятся на одном расстоянии от микрофона, то есть все эти места расположения источников звука соответствуют одному и тому же «звуковому плану». Располагая микрофон ближе или дальше от источника звука, можно получить разные звуковые планы. От выбранного звукового плана зависит впечатление об источнике звука и прослушиваемой программе в целом. Эффект различных звуковых планов определяется в первую очередь за счет изменения соотношения энергии прямых и отраженных звуковых волн, попадающих в микрофон, то есть он зависит от изменения так называемого «акустического отношения» , а также от изменения тембра и силы звука. Техника получения различных звуковых планов составляет основу работы звукорежиссера и обеспечивает художественную выразительность записываемого произведения. Подобно тому как в кино, в зависимости от большего или меньшего приближения объекта съемки к камере, создается различный план: крупный, средний или дальний, так и при звукозаписи различают три основных звуковых плана: крупный, средний (естественный) и удаленный (общий). Крупный план. Если источник звука при записи разместить близко от микрофона, то при прослушивании создается впечатление, что он находится как бы непосредственно перед громкоговорителем. В этом случае прямые звуки от источника, идущие в микрофон, преобладают над отраженными (акустическое отношение значительно меньше единицы). Голос исполнителя в крупном плане кажется близким и подчеркнуто интимным. Создается впечатление, что человек говорит на ухо, причем в звучании голоса выявляются малейшие его оттенки. Любая артикуляция исполнителя принимает ярко индивидуальный характер, а паузы и модуляции голоса акцентируются. Часто этим эффектом пользуются артисты в концертных выступлениях для установления более интимных взаимоотношений со слушателями. Точно так же можно добиться интересного эффекта, если разместить музыкальные инструменты в крупном плане. Так, например, кларнет, расположенный очень близко к микрофону, звучит в низком регистре особенно красочно. Однако размещение источника звука в непосредственной близости от микрофона может вызвать искажение звучания. Пение артистов, обладающих сильными голосами, в крупном плане производит впечатление сдавленности. Для того чтобы производить запись певцов или музыкантов в таких условиях, от них требуется особая техника исполнения. Средний план. С увеличением расстояния между микрофоном и источником звука энергия прямых звуков, воспроизводимых микрофоном, будет убывать, а энергия отраженных звуков — увеличиваться, иначе говоря, будет увеличиваться акустическое отношение. При этом постепенно начнет вырисовываться акустическая обстановка студии. При определенном соотношении прямых и отраженных звуковых волн (приблизительно при равенстве тех и других) будет достигнут средний план. Средний план соответствует такому размещению микрофона относительно источника звука, при котором впечатление при прослушивании речи или музыкальной программы совпадает с естественными условиями слушания. Так, при разговоре собеседники находятся обычно на расстоянии от одного до двух метров друг от друга, при прослушивании концертной программы наилучшее (естественное) восприятие обычно достигается в середине зала. При проведении записи следует размещать исполнителя именно в среднем звуковом плане (если только не ставится задача получить какие-нибудь специальные звуковые эффекты). При этом создается впечатление естественности, а представление о размерах, источника звука не искажается. Для каждого источника звука (например, музыкального инструмента) расстояние до микрофона, дающее средний звуковой план, зависит от реверберации помещения, в котором проводится запись, от характера звучания самого источника, а также от типа применяемого микрофона. Перемещая микрофон относительно источника звука (или наоборот), сравнивают звучание при контрольном прослушивании с натуральным до тех пор, пока не’будет достигнуто естественное звучание. Удаленный план. При увеличении расстояния между микрофоном и источником звука растет акустическое отношение — все больше и больше оказывают влияние на запись отраженные звуки. При этом у слушателя создается ощущение расширения звукового пространства, а источник звука кажется уменьшенным и более отдаленным, чем на самом деле. Удаленные планы применяются для создания впечатления большого объема и глубокой звуковой перспективы. При этом весь ансамбль слышен слитно, внимание слушателя не перегружается деталями звучания музыкальных инструментов и все произведение воспринимается как единое целое. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что звук и зрительный образ при прослушивании записи как бы взаимно связаны. Представление о расстояниях до источников звука, размещенных в разных звуковых планах, воспринимается через микрофон как звуковая перспектива, то есть многопланово: какие-то инструменты звучат на переднем плане, какие-то глубже, дальше и, наконец, совсем далеко: Глубина звуковой перспективы должна особенно чувствоваться при записи крупных исполнительских коллективов, занимающих большое пространство в студии. Это в первую очередь произведения для солиста с оркестром, сочинения для симфонического, народного, духового оркестров. Например, слушая симфонический оркестр в концертном зале, можно совершенно ясно ощутить многоплановость его звучания. Расположенная ближе к слушателю струнная группа звучит соответственно в более крупном звуковом плане, чем сидящая за ней группа деревянных духовых. За духовыми следуют медные и ударные, звучащие по мере отдаления от слушателя все глубже, отдаленнее. Придерживаясь такого расположения симфонического оркестра, звукорежиссер должен и на магнитной ленте передать все планы звучания, соответствующие расположению каждой из групп оркестра, сохраняя естественную перспективу звучания. Другими словами, для правильной передачи звуковой перспективы звукорежиссер должен найти для каждой группы инструментов естественный баланс прямых и отраженных звуковых волн. Существенное значение при этом имеет, как уже указывалось, соответствие размеров и акустических свойств помещения для записи числу исполнителей и характеру музыкального произведения. При подготовке к звукозаписи звукорежиссер намечает, какими звуковыми планами следует записывать отдельные фрагменты программы, а также отдельные группы исполнителей. При записи музыкальной программы уже на этой стадии подготовки необходимо пользоваться партитурой, согласуясь с дирижером и учитывая пожелания исполнителей. При записи речи выбор звуковых планов ведется совместно с режиссером-постановщиком спектакля. Но в каждом конкретном случае необходимо найти соответствующий звуковой план, отвечающий развитию сценического действия. Выбранный звуковой план при записи может в дальнейшем определить и места звучания фонограммы при звуковом сопровождении спектакля. Обычно дефекты звукозаписи возникают в результате неправильно выбранного звукового плана. Так, незначительные изменения громкости звучания оркестра, размещенного в крупном плане, вызывают необходимость постоянно пользоваться микшером и всегда создают впечатление перегрузки. При записи речи в этом же плане тембр голоса может стать назойливым и резким, снижается разборчивость текста, звук становится недостаточно ясным и острым. При записи актеров в тесных студиях удаленный план смазывает содержание текста, делает его невыразительным и подчеркивает акустику малого помещения. Следует учесть, что для создания различных звуковых планов имеет значение каждый сантиметр расстояния между исполнителем и микрофоном. При этом субъективное впечатление, воспринимаемое на слух, непропорционально перемещениям источника звука. Так, например, при незначительном перемещении источника звука относительно микрофона при прослушивании может показаться, что он расположен либо совсем близко, либо, наоборот, очень отдален. При монтаже фонограммы из отдельных записей- следует также учитывать звуковые планы каждого фрагмента, иначе при воспроизведении фонограммы неоправданный переход от одного звукового плана к другому будет сразу замечен слушателем. Для приобретения навыков получения правильной звуковой перспективы на первых порах целесообразно научиться слушать и анализировать звуковую перспективу по записям музыкальных произведений.

Наверх! Запостить!