Содержание:

Глава 1. Основные принципы работы режиссера над спектаклем.
Глава 2. Работа режиссера над спектаклем
Глава 3. Звукорежиссура спектакля
Глава 4. Работа режиссера и композитора над музыкальным оформлением спектакля
Глава 5. Подбор музыки при оформлении спектакля
Глава 6. Роль шумов в спектакле
Глава 7. Определение места и роли шумов в сценическом действии
Глава 8. Использование речевой фонограммы в спектакле
Глава 9. Микрофонная техника в спектакле
Глава 10. Звуковые эффекты в спектакле
Глава 11. Звуковое сопровождение спектакля
Глава 12. Некоторые особенности микрофонной записи в театре
Глава 13. Выбор микрофонов для записи

Глава 12. Некоторые особенности микрофонной записи в театре

Роль звукорежиссера при микрофонной записи
От качества записанной фонограммы во многом зависит художественно-эстетическая оценка звукового оформления спектакля. Поэтому процесс записи и перезаписи музыки, речи, шумов — момент в работе звукорежиссера чрезвычайно важный и ответственный. Все записи, проводимые в театрах, можно условно разделить на художественные, документальные и рабочие. К художественным записям относятся запись музыки, речи, шумов, предназначенные непосредственно для музыкального и шумового оформления спектакля. К документальным записям относятся записи сцен из спектаклей, репетиций, бесед ведущих актеров и режиссеров, а также записи выступлений ораторов на митингах, собраниях, встречах, проводимых в театре. Все эти записи, как правило, сохраняются в архиве. К рабочим записям относятся эпизодические записи репетиционной работы режиссера с отдельными актерами, а также записи музыки, речи, шумов, используемых как звуковой материал при репетициях отдельных сцен или фрагментов спектакля. После выпуска спектакля рабочие записи, как правило, стираются. Кроме названных записей звукорежиссер должен постоянно пополнять театральную фонотеку и шумотеку: записывать самые разнообразные музыкальные произведения, шумы и отдельные характерные звуки. Все виды работ по записи магнитных фонограмм можно разделить на собственно запись и перезапись. Собственно запись: с микрофона, с эфира (с радиоприемника или телевизора), с трансляционной линии (городская радиотрансляционная или местная, театральная сеть), запись электромузыкальных инструментов (безмикрофонная). Как и при работе над музыкальным оформлением, звукорежиссер, проводящий микрофонную запись, должен обладать музыкальной культурой, острым слухом, чувством ритма. Ему должны быть известны многие технологические подробности творчества чтеца, музыканта, певца, дирижера, а также особенности звучания музыкальных инструментов и их роль в том или другом музыкальном ансамбле. Одна из особенностей работы звукорежиссера та, что он руководствуется при записи музыки не только общими указаниями режиссера-постановщика, но и авторской партитурой, учитывая особенности исполнительского воплощения записываемого произведения. На этой основе звукорежиссер принимает те или иные решения, применяет конкретные технические средства и приемы для достижения определенных художественных задач. Другими словами, предмет творческой деятельности звукорежиссера при микрофонной записи — компоновка и обработка записываемого материала согласно замыслу режиссера, композитора, исполнителя. Таким образом, технология микрофонной записи делает звукорежиссера в известной мере соавтором воспроизводимого произведения. Важное значение имеет способность звукорежиссера установить такие отношения с исполнителями, при которых их творческие возможности смогут проявиться максимально. На практике творческие взаимоотношения между отдельными исполнителями, руководителями (дирижерами) музыкальных ансамблей и звукорежиссером складываются по-разному. Если звукорежиссер не обладает достаточным профессиональным опытом, то он выступает как бы в роли простого фотографа, его задача в этом случае сводится лишь к квалифицированному фиксированию в записи всех особенностей исполнения. В этом случае совершенное звучание достигается с помощью отбора записанного материала и монтажа фонограммы из ее вариантов. Контроль за качеством записи в таких случаях обычно берет на себя исполнитель. Иногда, по желанию исполнителя, звукорежиссер организует процесс записи так, чтобы в звучании записанного произведения оказались такие особенности и эффекты исполнения, каких сам музыкант, без помощи звукорежиссера, получить не может. В одном случае это может быть искусственное увеличение реверберации в звучании голоса, отдельного инструмента или всего музыкального произведения. В другом — выделение звучания (как бы крупным планом) отдельного музыкального инструмента или группы инструментов и т. д. Если между исполнителем и звукорежиссером достигнуто взаимопонимание, музыкант часто руководствуется указаниями и критическими замечаниями звукорежиссера. При этом критика должна быть всегда объективной и доброжелательной, все замечания следует делать в разумных пределах. Ведь всегда лучше исполнение эмоциональное, внутренне прочувствованное самим исполнителем, чем «правильное», но сухое, лишенное артистичности, продиктованное звукорежиссером (даже если он очень опытный). Естественно, что такое содружество при записи возможно лишь тогда, когда звукорежиссер имеет не только необходимые технические знания, но и пользуется, как специалист, заслуженным авторитетом среди исполнителей. Во всех случаях звукорежиссер, в силу специфики своей деятельности, несет ответственность перед исполнителями в случае некачественной записи из-за неудовлетворительной работы аппаратуры. Во многих случаях театральный звукорежиссер бывает инициатором записи исполнения выдающимися мастерами сцен из спектаклей, кусков репетиций или общественных выступлений. Подобные записи, хранящиеся в театральном архиве, помогают молодому поколению актеров знакомиться с творчеством выдающихся мастеров, перенимать их опыт! учиться у них высокому служению искусству. Со временем такие записи могут стать уникальными и представлять определенную историческую и художественную ценность для широкой общественности. Работая с молодыми исполнителями — актерами и музыкантами, — звукорежиссер должен помочь им понять «секреты» творчества мастеров перед микрофоном. Прежде чем познакомиться с особенностями записи речи, пения, отдельных музыкальных инструментов, а также разных по составу и характеру музыкальных ансамблей, необходимо рассмотреть главные предпосылки, условия и требования, возникающие при звукозаписи тех или иных исполнителей. Одно из важнейших условий для проведения высококачественной записи — правильный выбор и акустическая подготовка помещения. Основные требования к помещению для записи речи Как правило, в театрах не существует специальных помещений для звукозаписи. В каждом отдельном случае помещение выбирают с учетом характера записываемого материала, количества исполнителей и перспективных возможностей определенной акустической его обработки. Помещение, выбранное для звукозаписи, должно иметь хорошую изоляцию от внешних шумов. По возможности оно не должно превышать 15—25 м2 при высоте 3—3,5 м. Акустическую обработку выбранного помещения выполняют с расчетом на небольшое время реверберации (0,5—0,6 с), причем на низких частотах (от 500 Гц и ниже) это время должно быть еще меньше (0,3—0,4 с). Это необходимо для того, чтобы ослабить резонансные явления, возникающие в помещениях малых объемов: при записи они могут восприниматься на слух как «бубнение». Соблюдение этих условий обеспечивает высокую разборчивость и хорошую передачу индивидуальных особенностей тембра голоса. Эти акустические условия оптимальны, в театральном помещении их не всегда удается выполнить полностью. Проще всего создать требуемые условия при помощи драпировки поверхностей выбранного помещения плотным материалом — коврами, бархатом, тяжелыми драпировками с ворсом и пр. Пол студии должен быть застлан ковром. Однако заглушение должно быть произведено в меру, иначе это также приведет к «бубнению» звука и речь станет неразборчивой. В таком помещении можно записывать не только речь, но и музыкальные номера, исполняемые на отдельных инструментах (на гитаре, баяне, аккордеоне и др.). Речевая студия должна быть хорошо изолирована от шумов и посторонних звуков. Установлено, что максимально допустимый уровень шума, проникающего в студию с улицы или из соседних помещений, должен составлять не более 30 дБ, то есть он не должен превышать нулевой акустический уровень (порог слышимости) более чем на 30 дБ. Звук проходит главным образом по воздуху, через открытые окна, двери, вентиляционные каналы, щели, скважины и другие отверстия в окнах, дверях, стенах. В специальных студиях звукозаписи звукоизоляция обеспечивается специальной конструкцией студийных ограждений (стен, потолка, пола), а также устройством при входе тамбуров с тяжелыми дверями, снабженными плотным притвором. Окна в студиях, как правило, отсутствуют, за исключением специального звукоизолированного смотрового окна, выходящего в аппаратную звукозаписи. При выборе помещения для речевой студии в театре необходимо обратить внимание на его размещение в общем плане здания: не примыкает ли оно к сценической коробке или зрительному залу, так как это может усложнить запись во время репетиции или спектакля. Хорошая звукоизоляция помещения не только сложное, но и дорогостоящее дело. В каждом конкретном случае следует руководствоваться местными условиями и возможностями. Особое внимание необходимо обратить на тщательную изоляцию дверей и окон. Двери должны быть точно пригнаны, переплеты рам заклеены. Одной из причин искажения тембра звука может быть резонанс: резонировать в помещении могут оконные стекла, тонкие деревянные панели, части обстановки и оборудования. Поэтому стекла в рамах необходимо промазать, а остальные резонирующие детали плотно укрепить. Если помещение имеет люминесцентное освещение, то его на время записи необходимо выключать, ибо такие лампы могут создавать достаточно большой уровень низкочастотного шума. В этом случае освещение можно обеспечить переносными источниками света с лампами накаливания. Телефонный аппарат, если он установлен в помещении, на время записи необходимо выключать или выносить в другое помещение. Если выбранное помещение примыкает к аппаратной звукозаписи и его предполагают постоянно использовать как студию, то желательно иметь визуальную связь с исполнителем через специальное двойное окно, которое должно быть хорошо изолировано с двух сторон. Необходимо предусмотреть сигнальные предупреждающие табло «микрофон включен» как в самой студии, так и при входе в нее. Связь звукорежиссера с исполнителем может осуществляться через контрольный агрегат, установленный в студии.

Основные требования к помещению для записи музыкальных ансамблей
При выборе помещения для записи музыкальных программ руководствуются количеством исполнителей, характером записываемого произведения и перспективными возможностями подготовки выбранного помещения для создания в нем оптимальных акустические условий записи. Ниже приведены размеры помещений в зависимости от числа исполнителей. Кроме количественного состава исполнителей необходимо учитывать и род ансамбля. Так, например, при одинаковом количестве исполнителей такие коллективы, как оркестр народных инструментов, малый симфонический и духовой оркестры, обладают весьма различной мощностью звучания. Чем сильнее звучание ансамбля, тем больший объем студии требуется для его качественной записи! Из упомянутых выше трех исполнительских коллективов духовой оркестр требует наибольшей, а оркестр народных инструментов наименьшей кубатуры. В театральных условиях для записи малых музыкальных ансамблей (5—10 исполнителей) можно использовать малые репетиционные помещения, небольшие фойе. Для записи средних по составу музыкальных ансамблей — большие репетиционные залы, зрительские фойе и сцену. Запись крупных музыкальных форм с числом исполнителей до 75 и более, как правило, в театрах не проводится, но в отдельных случаях для этого можно использовать большую сцену, если только она отвечает необходимым акустическим требованиям. В общем случае при выборе помещения можно руководствоваться тем, что при музыкальном исполнении на каждого исполнителя должно приходиться не менее 25—30 м3 (в профессиональной звукозаписи эти нормы еще выше — 40 м3 и более). Можно ориентироваться и на такое соотношение площади помещения: если принять площадь, необходимую для одного исполнителя, равной 2 м2, то площадь под размещение микрофонов должна быть равна удвоенной площади, занимаемой всеми исполнителями. Так, например, для записи музыкального ансамбля в составе 20—25 человек необходимо помещение с площадью пола около 150 м2; исполнителей размещают на площади 50 м2, а остальная площадь должна служить для размещения микрофонов. Следует иметь в виду, что попытка записать музыкальные произведения в помещениях небольшого объема, не рассчитанных на данный состав исполнителей, приводит к существенному ухудшению качества звучания. Чрезмерное заполнение помещения приводит к значительному повышению среднего уровня громкости, то есть к акустической перегрузке помещения. Опасность повышения среднего уровня громкости сказывается прежде всего в физиологическом эффекте, испытываемом самими исполнителями. Повышенная громкость звучания лишает исполнителей и дирижера чувства слуховых пропорций, благодаря которому они соизмеряют свое исполнение со звучанием ансамбля в целом. Кроме того, слишком громкое звучание кажется более низким по тональности. Следует добавить, что в помещении малых размеров при небольших расстояниях от исполнителей до микрофона последний попадает в зону, где преобладает прямой звук. Это вызывает искажение перспективы звучания произведения в целом и необоснованное выделение отдельных групп инструментов оркестра. В большом помещении, когда весь ансамбль удален от микрофона на достаточное расстояние, микрофон находится в зоне преобладания диффузного поля от действия всех источников. Это обстоятельство благоприятно для записи — отдельные, наиболее близкие к микрофону инструменты или группы не выделяются на общем фоне и не нарушают тем самым звуковой перспективы музыкального произведения. На качество записи может влиять и форма помещения. Из двух равнозначных по объему помещений, пригодных для записи, следует отдавать предпочтение помещению, имеющему соотношение сторон, близкое к так называемому «золотому сечению», оно равно отношению чисел 5:3:2 или 2,6: 1,6: 1 (соответственно длина, ширина и высота помещения). Такое соотношение желательно как с акустической, так и с эксплуатационной точек зрения. С точки зрения акустики, это соотношение дает более выгодное распределение собственных частот помещения, что увеличивает диффузность звукового поля в студии; с точки зрения эксплуатации — в нем удобнее размещать исполнителей. Не следует, однако, думать, что правильный выбор помещения по объему и соблюдение этих соотношений — достаточные условия для обеспечения хорошей записи. Помещение, выбранное для записи, должно иметь различные акустические характеристики в зависимости от характера записываемого музыкального произведения. Основная величина, характеризующая акустическое качество помещения для исполнения того или иного вида музыки, есть оптимальное время реверберации. Так, при записи эстрадной, джазовой, ритмической музыки оптимальное время реверберации в помещении должно быть не более 1—1,2 с. При записи камерного квартета— 0,9—1 с, при записи современной симфонической музыки — 1,5—1,6 с, а при записи романтической музыки время оптимальной реверберации должно быть порядка двух секунд. Наряду со звукоизоляцией помещения, проводимой всеми доступными средствами и мерами, необходимо упомянуть о шумах, возникающих или, вернее, создаваемых во время записи внутри помещения. Сюда относятся передвижение исполнителей, скрипы и стук мебели, музыкальных инструментов, перелистывание нотного текста, шепот и другие мелкие помехи, воспринимаемые микрофоном. Поэтому при любой записи необходимо соблюдение самой жесткой звуковой дисциплины. Обеспечить эту жесткую дисциплину — дело звукорежиссера. Необходимо также принимать соответствующие профилактические меры к тому, чтобы мебель, инвентарь и различные приспособления, используемые при записи, не создавали шумов. Следует обратить внимание на вентиляцию помещения, используемого для записи. Перед началом записи и в перерывах помещение должно интенсивно проветриваться и охлаждаться. Душная, жаркая атмосфера создает для исполнителей большие неудобства, нервирует их, что в конечном счете также сказывается на качестве записи.

Особенности записи в помещениях театра
Для записи музыкальных ансамблей в театре наиболее подходящими помещениями можно считать репетиционные залы. Все мероприятия по звукоизоляции, перечисленные выше, конечно, не смогут полностью устранить проникновение шумов с улицы и из соседних помещений, поэтому запись желательно проводить в вечерние часы, после спектакля, когда уровень шумов резко снижается. Если в здании театра рядом с помещением записи есть лифт, то на время записи необходимо его отключать. Следует обратить также внимание на работу остального инженерного оборудования, установленного в здании театра. От работающих моторов и механизмов (кондиционера, насосов, поворотного круга и др.) по несущим конструкциям здания распространяется низкочастотный шум. На слух этот шум может и не восприниматься, но на микрофон он воздействует через вибрацию пола и микрофонной стойки. Для создания необходимой акустической обстановки и, в частности, оптимального времени реверберации для данного вида музыки, как уже говорилось, наиболее простой способ — завешивание всех стен помещения. Для этого под потолком по периметру помещения укрепляются штанги, к которым на кольцах подвешиваются драпировки. Такой способ позволяет достаточно гибко регулировать акустику помещения. Так, например, в одних случаях часть помещения, где размещаются микрофоны, можно задрапировать тяжелым материалом с большим коэффициентом звукопоглощения, а другую часть, где размещаются исполнители, оставить открытой или задрапировать легкой тканью. В общем случае, изменяя площадь драпировки стен, сдвигая и раздвигая их, можно создать более или менее оптимальную акустическую обстановку для записи. Для создания локальных акустических условий отдельные музыкальные инструменты или группы инструментов следует огораживать ширмами и акустическими щитами из звукопоглощающего материала. В репетиционном зале следует установить акустический агрегат для связи звукорежиссера с исполнителями. Кроме того, через этот агрегат можно воспроизводить для прослушивания и контроля исполнителям только что записанную фонограмму. Если практика записи в данном помещении покажет, что зал имеет хорошую акустику и записи, сделанные в нем, оцениваются на «хорошо», тогда желательно в одном из примыкающих к нему помещений установить пульт звукорежиссера, магнитофоны и прочую аппаратуру. В этом случае хорошо связать аппаратную звукозаписи с репетиционным залом смотровым окном для визуального контроля. Если репетиционное помещение расположено далеко от аппаратной звукозаписи, то можно использовать внутреннюю телевизионную систему, установив в этом помещении одну из передающих камер так, как это, например, сделано в ленинградском Большом драматическом театре имени М. Горького. Это позволит звукорежиссеру оперативно контролировать местоположение исполнителей и микрофонов в процессе записи. При записи в фойе все вышеприведенные требования к звукоизоляции помещения остаются теми же, но осуществить их значительно сложнее. Непосредственно к основному помещению фойе, как правило, примыкают коридоры, лестницы, кулуары и пр., что создает определенные акустические сложности. Вместе с тем колонны, различные архитектурные украшения, обстановка интерьера в фойе, а также лепные украшения на стенах и потолке могут создавать условия для улучшения диффузности звукового поля в этом помещении. Так, несмотря на сложную форму зрительского фойе (колонны, проход на уровне второго этажа, лестничные марши, непосредственно спускающиеся в фойе, несколько коридоров, примыкающих к этому помещению, и т. д.) в Театре имени Моссовета, акустика этого помещения позволяет качественно проводить запись различных по составу музыкальных ансамблей. Однако не исключено, что отдельные элементы архитектурного убранства в фойе могут фокусировать и направленно отражать звуковые волны, вследствие чего могут возникать акустические дефекты в виде чрезмерной реверберации, резонансов, интерференции, стоячих волн, мертвых зон и т. д. Все это может повлечь за собой искажение записываемой программы. Поэтому место размещения музыкального ансамбля в подобных помещениях выбирается опытным путем. Если пол в помещении имеет твердое покрытие (различные плиты, линолеум), то желательно в месте расположения исполнителей застелить его деревянными щитами или покрыть коврами. Следует проследить, чтобы щиты не скрипели и не вибрировали при игре музыкантов. Регулировать акустическую обстановку можно теми же приемами, что и в репетиционных залах, с помощью драпировок на дверях и окнах, то есть меняя их комбинации. Наиболее «тихим» помещением в театре можно считать сцену — сюда меньше всего проникают уличные шумы. Следует напомнить, что сценическая коробка имеет твердое покрытие стен (бетон, кирпич, штукатурка), поэтому время реверберации в ней достаточно большое. Однако если сцена по бокам заставлена деревянными декорациями, это существенным образом может снизить время реверберации. Вместе с тем отдельные элементы этих декораций, а также стекла в осветительной аппаратуре при записи могут резонировать. В общем случае для создания необходимой акустической обстановки сцену можно «одеть», подвешивая на штанкетах мягкие кулисы. Необходимое количество кулис выбирается экспериментально. На акустику сцены может существенно влиять основной занавес, выполненный из тяжелого материала. Полностью закрытый занавес создает большое звукопоглощение. Меняя степень раскрытия его можно изменять акустическую связь сценической коробки и зрительного зала, экспериментально подбирая оптимальные условия для записи. В отдельных случаях можно использовать легкий игровой занавес, применяемый в каком-нибудь спектакле. В некоторых театрах запись проводят на выступающей в зрительный зал авансцене. Увеличить площадь авансцены можно, перекрыв оркестровую яму деревянными щитами. Для создания оптимальных акустических условий при размещении музыкантов на авансцене можно, как и при записи на сцене, воспользоваться основным занавесом, меняя степень его раскрытия. Акустику зрительного зала тоже можно в какой-то мере изменить, если все или часть кресел покрыть чехлами. Выше указаны только самые основные рекомендации по использованию для записи различных помещений театра. Естественно, в каждом конкретном случае театральный звукорежиссер подходит к выбору -и акустической подготовке помещения, исходя из местных условий.

Наверх! Запостить!