Содержание:
Глава 1. Основные принципы работы режиссера над спектаклем.
Глава 2. Работа режиссера над спектаклем
Глава 3. Звукорежиссура спектакля
Глава 4. Работа режиссера и композитора над музыкальным оформлением спектакля
Глава 5. Подбор музыки при оформлении спектакля
Глава 6. Роль шумов в спектакле
Глава 7. Определение места и роли шумов в сценическом действии
Глава 8. Использование речевой фонограммы в спектакле
Глава 9. Микрофонная техника в спектакле
Глава 10. Звуковые эффекты в спектакле
Глава 11. Звуковое сопровождение спектакля
Глава 12. Некоторые особенности микрофонной записи в театре
Глава 13. Выбор микрофонов для записи
Глава 9. Микрофонная техника в спектакле
Этот вид звукотехнического оформления, как и включение речевой фонограммы в спектакль, получил довольно широкое распространение в современной драматической постановке. Вместе с тем следует отметить, что имеется еще немало театров, в репертуаре которых нет ни одного спектакля, где был бы использован микрофон. С одной стороны, это можно объяснить недостаточной технической оснащенностью, с другой — боязнью театральных звукорежиссеров «капризов» микрофонной техники. Существенно и то, что если использование речевой фонограммы происходит технологически так же, как и музыкальной или шумовой, то применение микрофонной техники в спектакле требует от звукорежиссера определенных навыков и знания технологических особенностей ее эксплуатации. Но самое главное, что мешает взять микрофонную технику на вооружение в театре, — это отсутствие у творческих работников (режиссеров, звукорежиссеров, руководителей музыкальной части) необходимых знаний о ее возможностях в оформлении спектакля. А возможности эти достаточно разнообразны как по приемам использования, так и по функциям, которые может выполнять в спектакле микрофон. Особенности звучания голоса актера через микрофон соответствуют в основном особенностям звучания речевой фонограммы, о которых говорилось выше. Вместе с тем микрофон обладает и своими, присущими только ему специфическими выразительными возможностями. Использование микрофона в спектакле может быть связано непосредственно с сюжетом самой пьесы или с художественным замыслом ее постановки. Если микрофон используется в спектакле по сюжету, то обычно драматург указывает место его включения, хотя нередко сам постановщик может решить использовать микрофон по ходу действия пьесы. Но чаще микрофон вводится в спектакль режиссером для решения художественных задач постановки. В этом случае приемы использования и функции, которые микрофон может выполнять в спектакле, наиболее разнообразны. Использование микрофонов в сценическом действии по сюжету пьесы Микрофон, вводимый в сценическое действие по сюжету, обычно используется в спектаклях на современную тему в сценах, где действия персонажей непосредственно связаны с микрофоном, как, например, выступление диктора, ведущего, репортера и т. п. Характерным примером тому может служить спектакль «Бунт женщин» (Театр имени Моссовета). В одной из сцен действие разворачивается в телевизионной студии, ведущая с микрофоном в руках объявляет о предстоящем выступлении по телевидению известной актрисы. На сцене появляется героиня, берет из рук ведущей микрофон и начинает свое выступление. Интонации голоса, подчеркнутые микрофоном, передают ее внутреннее волнение — она разоблачает сговор политиков своей страны. Неожиданно на сцене гаснет свет, голос героини резко обрывается на полуслове — по приказу президента страны отключили электропитание студии. Неугодное выступление было сорвано. Так, с помощью микрофона была создана напряженная сценическая атмосфера, причем технологический прием — резкое выключение микрофона — подчеркнул драматизм ситуации. В спектакле «Визит дамы» (Московский драматический театр на Малой Бронной) репортер с микрофоном в руке ведет передачу из городской ратуши, где происходит суд над героем. У председателя суда также установлен на столе микрофон, через него он обращается к собравшимся с речью. Голос обоих персонажей громко разносится по зрительному залу, усиливая драматическую атмосферу сцены. По сюжету спектакля микрофон может быть применен и тогда, когда на сцене необходимо создать обстановку командного пункта, диспетчерской, пункта связи, радиостанции и пр. Типичным примером может служить спектакль «Звезда» (Московский тюз), где в одной из сцен радистка штаба с микрофоном в руке вызывает на связь партизан. Ее голос тревожно разносится по зрительному залу, создавая атмосферу ожидания, тревоги и беспокойства. Использование бутафорского микрофона, несомненно, снизило бы эмоциональное настроение всей сцены. В одной из сцен спектакля «Будьте готовы, Ваше Высочество!» (тот же театр) герои, разделенные многими тысячами километров, разговаривают между собой по радио. В разных концах сценической площадки, с микрофонами в руках, они ведут диалог, а их усиленные голоса соответственно раздаются то с одной, то с другой стороны зрительного зала. В этих спектаклях микрофон — необходимый атрибут оформления, и его роль — создать правдоподобную атмосферу действия. Другой распространенный случай использования микрофона по сюжету спектакля — в сценах митингов, больших собраний, конференций и т. п. Микрофон и усиленный им голос выступающего помогают создать картину массовой сцены. Но особенно часто используется микрофон при пении героев по ходу действия. Обычно это диктуется не столько сюжетом, сколько необходимостью усиления голосов драматических актеров: микрофон позволяет частично компенсировать несовершенство их вокальной техники. В спектакле «Мой брат играет на кларнете» (Московский тюз) молодая героиня выступает на школьном вечере с пением эстрадных песенок. Микрофон, введенный режиссером в эту сцену, необходим в первую очередь для усиления голоса актрисы, но вместе с тем он оправдан и сюжетно. В спектакле «Глазами клоуна» (Театр имени Моссовета) главный герой поет на просцениуме с микрофоном в руках под аккомпанемент эстрадного ансамбля, размещенного тут же на сцене. Микрофон подчеркивает «концертность» выступления героя, но вместе с тем, как и в предыдущем случае, позволяет усилить недостаточно сильный голос актера. Героиня спектакля «Варшавская мелодия» (Театр имени Евг. Вахтангова), польская эстрадная певица, свои песенки исполняет по ходу действия также с микрофоном в руках. Подобные примеры использования микрофонов можно встретить во многих спектаклях на современную тему. К микрофону довольно часто прибегают при необходимости воспроизвести на сцене «телефонный разговор» персонажей. Конечно, автор пьесы не указывает, какими средствами следует решать подобную сцену, поэтому ее звукотехническое оформление осуществляется, исходя из постановочного замысла режиссера. В спектакле «Сказки старого Арбата» (Московский драматический театр на Малой Бронной) в глубине сцены герой разговаривает по телефону, его голос, усиленный микрофоном, вмонтированным в трубку, четко звучит в зрительном зале. Подобный прием использован и в спектакле «Последний парад» (Театр сатиры), где в одной из сцен начальник порта разговаривает по селектору с подчиненными. В другом конце сцены ему отвечает один из персонажей, его голос также усиливается микрофоном. В этих спектаклях микрофон помог режиссеру композиционно организовать сценическое пространство, выразительно подчеркнуть мизансцену, построенную в глубине сцены. Если «телефонный разговор» происходит с невидимым для зрителя действующим лицом, то в этом случае, как говорилось выше, часто прибегают к магнитной фонограмме. Однако существенный недостаток этого приема — в некоторой механичности звучания голоса. Голос, записанный на магнитную ленту, всегда звучит с одной интонацией, как бы в одном настроении, хотя, как известно, течение каждого спектакля и по ритму и по общему эмоциональному настроению исполнителей может существенно меняться. Кроме того, актеру на сцене, ведущему подобный «телефонный разговор», приходится точно укладываться в соответствующие паузы в фонограмме, иначе реплика невидимого собеседника может прозвучать невпопад. Поэтому в подобных случаях предпочтительнее использовать именно микрофон. Вот как решена одна из сцен с телефоном в спектакле «Чрезвычайный посол» (МХАТ). В кабинете советского посла Кольцовой раздается телефонный звонок из Петрограда — звонит муж. Актер, исполняющий эту роль, стоя за кулисами с микрофоном в руках, наблюдает за партнершей — она снимает трубку, подает первую реплику и между ними начинается «настоящий» телефонный разговор, живой и естественный. Усиленный голос актера воспроизводится через громкоговоритель, размещенный на сцене поблизости от телефонного аппарата. Этот же прием используется и тогда, когда необходимо показать разговор действующих лиц по переговорному устройству, используемому для служебной связи внутри учреждения, или по селектору, связывающему различные пункты. В спектакле «Единственный свидетель» (МХАТ) в кабинете врача-хирурга академика Сабуровой установлено переговорное устройство. Только что произошел откровенный разговор с молодым коллегой, который напомнил старому врачу, что проводить предстоящую сложную операцию ей, давно не занимающейся практикой, опасно для больного. И тут из переговорного устройства раздается громкий голос: «Анна Степановна, все готово», через несколько минут: «Почему вы не идете?» (актер, подающий эти реплики, как и в предыдущем спектакле, располагается с микрофоном за кулисами, а его усиленный голос воспроизводится через громкоговоритель, установленный в бутафорском переговорном устройстве). Голос ординатора звучит еще несколько раз, приглашая старого врача в операционную. Такой прием звукотехнического оформления позволил не только создать правдоподобную сценическую атмосферу, но, что не менее важно, помог актрисе более естественно и оправданно передать состояние нерешительности, сомнения своей героини. В заключение этой сцены Сабурова сообщает через переговорное устройство в операционную: «Начинайте без меня». Таким образом микрофон в спектакле может быть использован не только как техническое средство для решения постановочных задач, но с его помощью можно существенно помочь актеру более оправданно и органично раскрыть образ.
Художественные приемы использования микрофонов в сценическом действии Довольно часто режиссер использует микрофон для более выразительного раскрытия авторского замысла отдельной сцены или чтобы подчеркнуть какие-либо художественные особенности данной постановки в целом, С помощью микрофона режиссер может дать возможность зрителям «подслушать» секретный разговор действующих лиц или услышать их разговор «шепотом», сохранив интимность самого разговори и не прибегая к обычному театральному приему, когда подобные разговоры ведутся на сцене громким голосом. В спектакле «Сверчок» действующие лица, пани Завальска и ее дочь, расположившись в глубине сцены на медвежьей шкуре, ведут шепотом интимный разговор. Этот разговор, усиленный спрятанным в шкуре микрофоном, разносится по зрительному залу, Так с помощью микрофона постановщик сделал зрителей невольными соучастниками этой беседы. В спектакле «Грозовой год» (Театр имени Евг. Вахтангова) слабый голос тяжело раненного Ильича усиливается микрофоном, который вмонтирован в тумбочку, стоящую рядом с кроватью. Это позволило актеру, исполняющему эту роль, естественнее передать состояние своего героя. В других случаях микрофон позволяет как бы расширить сценическую площадку, построить мизансцену в глубине сцены и даже показать действие за сценой. Так, например, усиленные микрофоном команды руководителя полетов, находящегося за сценой, позволяют зрителям как бы увидеть командный пункт и понять драматическую ситуацию, в которую попал герой спектакля. Нередко необходимость использования микрофона в той или иной сцене определяется только в репетиционный период работы над спектаклем. При постановке спектакля «Василий Теркин» в Театре имени Моссовета режиссер долго не мог найти достаточно выразительный и «правдоподобный» образ Смерти, ведущей диалог с тяжело раненным Теркиным. Фигура Смерти в белом балахоне, с традиционной косой, ее перемещение по сцене и обычный человеческий голос никак не вязались со стилем всей постановки. В конце концов звукорежиссер предложил актрисе, исполняющей эту роль, читать свой текст перед микрофоном, установленным за кулисами. Завывание ветра, снежная вьюга, создаваемая динамической проекцией на заднике, и усиленный голос Смерти с характерной тембральной окраской, звучащий в зрительном зале таинственно и мрачно, создали необходимую сценическую атмосферу. Таким образом, микрофон позволяет не только расширить сценическую площадку, но и ввести в действие невидимых действующих лиц. Микрофон в руках актера за кулисами поможет обрести дар речи неодушевленным предметам, сказочным героям, силам природы и пр. В спектакле «Голый король» (театр «Современник») человеческим языком разговаривает медный горшок, а в спектакле «Послушайте!» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) в разговор с действующими лицами вступает незримый бог. В этом же спектакле актер с микрофоном за кулисами имитирует лай и визг собаки. В тот момент, когда по ходу действия собаку на сцене пинают ногами, через все громкоговорители сцены раздается громкий лай и раздирающий душу визг. Многие функции, которые может выполнять в спектакле речевая фонограмма, свойственны и микрофону. Так, микрофон может быть использован режиссером для передачи мыслей героя «вслух», его внутреннего монолога, раздумий и т. п. В спектакле «Аплодисменты» (Театр имени Моссовета) двое героев пьесы — режиссер и старая актриса — сидят поодаль друг от друга и ведут неторопливую беседу. Вторым планом проходят их мысли, звучащие «вслух» с помощью микрофонов, замаскированных, в бутафории. Тот и другой микрофоны включаются звукорежиссером точно на соответствующую реплику, так, чтобы усиленными были только «мысли», а сама же беседа идет без усиления. Микрофон в этой сцене позволил узнать, что волнует героев, о чем они думают, другими словами, микрофон позволил показать их чувства «крупным планом». С помощью микрофона можно органично связать две следующие друг за другом картины, как, например, это сделано режиссером в спектакле «Западня» (Театр имени Евг, Вахтангова). Во время перестановки в зрительном зале слышен голос героини спектакля Жервезы, рассказывающей о событиях, протекающих в это время за сценой. Тихий, вкрадчивый голос актрисы, исполняющей эту роль, как бы мысленно продолжает сценическое действие, заставляя зрителя сосредоточить на нем внимание. Микрофон можно использовать и в начале спектакля, как, например, это сделано при постановке «Иркутской истории» в Театре имени Евг. Вахтангова. Спектакль начинается диалогом, который ведут двое исполнителей с помощью микрофона из-за кулис: «А правда ли, что, полюбив, человек расправляется как цветок на свету? — И так бывает…» В приведенных выше примерах, конечно, можно было бы использовать и речевую фонограмму, но, как уже говорилось, с помощью микрофона можно добиться большей выразительности действия. С помощью микрофона можно создать иллюзию исполнения вокального произведения якобы самим героем спектакля. На этом эффекте построены многие сцены спектакля «Сверчок» в Театре имени Моссовета. По ходу спектакля действующие лица все время используют микрофоны —через них они обращаются к зрительному залу, «вслух» размышляют, ведут между собой диалоги и высокопрофессионально» поют польские эстрадные песни. В тот момент, когда герой переходит от речи к «пению», звукорежиссер выключает микрофон и включает фонограмму с записью песни, которая звучит из того же громкоговорителя, из которого только что раздавался голос актера. В момент исполнения самому актеру остается только искусно артикулировать «по-польски». А вот другой пример своеобразного использования микрофона в сценическом действии. Отдельные сцены спектакля «Звезда» (Московский тюз), те, где действие связано с гитлеровцами, исполнители ведут на немецком языке. Синхронно с их речью в зрительном зале звучит перевод, который ведет актриса с микрофоном из-за кулис. Бесспорно, такое решение подобных сцен в театре стало возможным только благодаря использованию микрофона. Нередко микрофон можно встретить в руках актера, выступающего на спектакле в роли Ведущего, Комментатора или Автора. Типичным примером может служить спектакль «Дипломаты» (Малый театр), рассказывающий о первых шагах советской дипломатии после революции. Постановщик ввел в пьесу новый персонаж — Комментатора. С микрофоном в руках тот выходит на сцену всякий раз под звуки джаза, чтобы соединить зрителя с актерами в их общем отношении к событиям и людям пьесы. С той же легкостью Комментатор включается в действие, вступая в дописанный режиссером диалог с действующими лицами. Микрофон в его руках позволил разговаривать добродушно-насмешливо, с подчеркнутой вежливостью, выраженной в интонации. Через его слова и интонацию, с которой они произносились, зрителю становилась понятной позиция автора и режиссера в отношении к происходящему. Вместе с тем микрофон как бы перекинул мостик через время, соединив те далекие 20-е годы и сегодняшний день. Используется микрофон и при необходимости усиления речи актера, особенно если мизансцена построена в глубине сцены или если этот прием может достаточно ярко передать эмоциональное состояние героя. Но наиболее часто возникает необходимость усиления голоса актера при исполнении им вокальных произведений, особенно в музыкальных спектаклях типа мюзикла. В зависимости от стиля постановки и художественного замысла микрофоны на сцене устанавливают совершенно открыто или, наоборот, тщательно маскируют среди бутафории и декораций, как это сделано, например, в спектакле Театра сатиры «Проснись и пой!». В этом спектакле используются несколько микрофонов. Один, перед которым два исполнителя поют дуэт, вмонтирован в набалдашник трости, другой—в ограждение балкона, еще два микрофона замаскированы в ограде и стремянке, стоящей в саду. Естественно, что все мизансцены, связанные с вокальными выступлениями действующих лиц, построены с учетом размещения этих микрофонов. В нужный момент микрофоны включаются звукорежиссером, ведущим спектакль. Таким образом, микрофон, используемый в спектакле даже только для усиления голоса актера, может выразительнее подчеркнуть сценическое действие, придать ему необходимую эмоциональную силу в буквальном и переносном смысле слова. Конечно, в театральной практике могут встретиться и другие сценические ситуации, в которых микрофонная техника может помочь решить самые разные постановочные задачи.
Использование в спектакле радиомикрофона
В последние годы некоторые театры стали использовать в своих постановках радиомикрофоны. Радиомикрофон состоит из миниатюрного микрофона, портативного радиопередатчика с источником питания и передающей антенны (все это обычно размещается в костюме актера). Сигнал с передающей антенны радиомикрофона поступает на приемную антенну, установленную в зрительном зале, и далее на приемник, соединенный с каналом звукоусиления театрального радиоузла/Усиленный сигнал с радиомикрофона воспроизводится через громкоговорители в зрительном зале или на сцене. Использование радиомикрофона при звукотехническом оформлении спектакля представляет определенные удобства — актер, оснащенный таким микрофоном, может свободно перемещаться по всей сцене, вести диалог, петь в глубине сцены и за кулисами, причем ему не приходится контролировать свои действия, связанные с обычным микрофоном и микрофонным кабелем. Повышается надежность звукоусиления, сцена «очищается» от ненужных технических подробностей, кроме того, с помощью радиомикрофона на сцене можно получить «необъяснимые» для зрителя звуковые эффекты. Радиомикрофон используется в спектакле в основном при необходимости усиления речи или пения актера, особенно если мизансцена построена в глубине сцены. При постановке пьесы Ю. Смуула «Вдова полковника, или Врачи ничего не знают» на сцене Театра имени Моссовета режиссура встретилась с определенной трудностью: на протяжении всего спектакля героиня — вдова полковника, роль которой исполняла народная артистка СССР В. Марецкая, вела на сцене свой монолог почти в одиночестве. Это требовало от актрисы чрезвычайно большого напряжения голосовых связок, и поэтому было решено использовать звукоусиление. Однако размещенные на сцене для этой цели микрофоны не позволяли актрисе свободно перемещаться по сценической площадке, достаточно было повернуть голову в сторону от микрофона, как резко падал уровень громкости, и это не могло остаться незамеченным. К тому же стойки, на которых были укреплены микрофоны, мешали зрителю, отвлекали внимание от действия. Выход был найден с помощью радиомикрофона, который позволил актрисе провести весь спектакль без особого напряжения, не форсируя звук. Сам микрофон был укреплен в верхней части платья, передатчик размещался в специальном кармане, а антенна была зашита в продольной складке юбки. В спектакле «Ринальдо идет в бой» (ЦТСА) герои по ходу действия много поют и танцуют, причем нередко в глубине сцены и даже за кулисами. Поэтому основные исполнители были снабжены радиомикрофонами, искусно замаскированными в костюмах, а другие исполнители в нужный момент пели свои песни перед обычными микрофонами, установленными сбоку на просцениуме. Причем радиомикрофоны включаются только тогда, когда актеры исполняют песни, при диалогах звукоусиление не производится. Изобретательно использован радиомикрофон в спектакле «Правду! Ничего, кроме правды!» (БДТ имени М. Горького). На сцене — суд над Октябрьской революцией, организованный реакционными кругами Америки в 1919 году. Разбирательство этого «дела» комментирует один из актеров театра. Вовремя действия он, находясь в партере среди зрителей, в нужный момент встает со своего места и, обращаясь к зрительному залу, едко высмеивает разворачивающиеся на сцене события и даже вступает в беседу с членами Сената, сидящими за судейским столом. Радиомикрофон позволил актеру без ложной аффектаций и форсирования звука донести до зрителя всю нелепость, карикатурность происходящего и вместе с тем придать своим словам и мыслям необходимую силу, убежденность, ясность, выразительность. Использование в этом случае обычного микрофона с тянущимся кабелем связало бы актера, не давало бы ему свободно перемещаться между рядами зрителей, да и эффект такого приема был бы значительно ослаблен. Таким образом, радиомикрофон позволил «открыть» новый выразительный прием в композиционном построении спектакля, поместив активно действующего исполнителя в зрительном зале, среди публики. Интересный эффект получен с помощью радиомикрофона в спектакле «Человек с ружьем» (Театр имени Евг. Вахтангова). В сцене митинга актер, исполняющий роль В. И. Ленина, находится на трибуне, в глубине сцены. Актер оснащен радиомикрофоном, речь его вначале звучит без усиления, затем ее громкость постепенно возрастает, вот слова перекатываются в зрительный зал, сила звучания их еще больше возрастает и, наконец, пламенные слова Ильича наполняют собой весь театр. Таким образом, очевидные преимущества радиомикрофона перед обычной микрофонной техникой дают основания предполагать, что в ближайшем будущем радиомикрофон широко войдет в практику звукотехнического оформления спектаклей большинства театров.
Использование микрофонов для усиления звучания оркестра и отдельных музыкальных инструментов
Помимо усиления речи и пения актеров микрофон часто используется для так называемого «подзвучивания» театрального оркестра или отдельных музыкальных инструментов, сопровождающих сценическое действие. Обычно оркестр «усиливается» в том случае, если он размещен не в оркестровой яме, а каком-то другом месте сцены, откуда его плохо слышно в зрительном зале. Так, к примеру, в старом здании МХАТ оркестр из-за отсутствия оркестровой ямы обычно размещается в трюме под сценой или за кулисами и поэтому для его усиления там же устанавливают микрофоны. Но нередко оркестр, по замыслу режиссера, размещается за кулисами, как, например, в спектакле Театра имени Евг. Вахтангова «Варшавская мелодия». Для усиления и большей выразительности звучания в месте размещения оркестра установлен микрофон, причем уровень звучания в зрительном зале звукорежиссер может регулировать в широких пределах, руководствуясь развитием сценического действия. С помощью микрофона можно подчеркнуть выразительность звучания отдельных музыкальных инструментов, например струнно-смычковых, особенно при малом их числе в театральном оркестре. Кроме того, микрофон позволяет создать расширенную звуковую картину оркестрового сопровождения. Вот как это сделано в спектакле «Затюканный апостол» (Театр сатиры). Микрофоны установлены в оркестровой яме, слева у струнных и справа у духовых и ударных инструментов, а усиленное их звучание воспроизводится соответственно через левые и правые портальные громкоговорители зрительного зала. Создается такое впечатление, что многочисленный оркестр занимает весь просцениум. Иногда из общего звучания оркестра бывает необходимо выделить отдельный инструмент — солирующую скрипку, рояль, арфу, контрабас, ударную группу. Для этого рядом с соответствующим музыкантом устанавливают специальный микрофон, воспринимающий звуки преимущественно от этого инструмента. При сопровождении сценического действия каким-нибудь одним инструментом — роялем, гитарой, баяном или аккордеоном — также может возникнуть необходимость в усилении звучания этого инструмента. В спектакле «Варшавская мелодия» (Театр имени Евг. Вахтангова) некоторые сцены идут в сопровождении только одного рояля, размещенного за кулисами. Усиленное звучание этого инструмента воспроизводится через громкоговорители на сцене с помощью микрофона, установленного рядом с инструментом. При этом создается как бы объемность в звучании — вся сцена наполнена звуками рояля. Иногда необходимость усиления отдельного музыкального инструмента возникает и по другим причинам. Так, например, если бутафорский рояль, на котором актер «играет» во время действия, размещен далеко от настоящего инструмента, сопровождающего это действие, то звуковая иллюзия сцены нарушается. Поэтому в подобных случаях желательно проводить усиление звучания настоящего музыкального инструмента и воспроизводить его в том звуковом плане на сцене, в котором размещен бутафорский инструмент. С помощью микрофона может быть решен вопрос согласованного звучания отдельных музыкальных инструментов при их раздельном размещении друг от друга. На некоторых спектаклях Центрального театра Советской Армии оркестр, сопровождающий cценическое действие, размещается в узкой и длинной оркестровой яме таким образом, что ударные инструменты и контрабас находятся в разных ее концах. По этой причине музыкантам трудно держать такт при совместной игре. Чтобы им помочь, рядом с контрабасом устанавливают микрофон и усилитель, рядом с ударником — громкоговоритель, через который воспроизводят звучание контрабаса. При размещении хора или вокальной группы, сопровождающей сценическое действие за кулисами, с помощью микрофона можно «заставить» хор звучать в зрительном зале, тем самым создав иллюзию большого числа исполнителей. С помощью микрофона можно усиливать звучание отдельных шумовых аппаратов и приспособлений, особенно если они размещаются далеко за кулисами и их звучание в зрительном зале прослушивается невыразительно. Усиление оркестра, хора, отдельного музыкального инструмента—задача не только техническая, но и художественная. Творческий подход к ее решению позволит существенно обогатить замысел режиссера и более выразительно подчеркнуть характер музыкального и шумового оформления спектакля.
[...] Основы звукорежиссуры в театре. Глава 9. [...]
[...] Основы звукорежиссуры в театре. Глава 9. [...]
[...] Основы звукорежиссуры в театре. Глава 9. [...]
[...] Основы звукорежиссуры в театре. Глава 9. [...]
[...] Основы звукорежиссуры в театре. Глава 9. [...]
[...] Основы звукорежиссуры в театре. Глава 9. [...]
[...] Основы звукорежиссуры в театре. Глава 9. [...]
[...] Основы звукорежиссуры в театре. Глава 9. [...]