Оглавление:

Мы открыли несколько очень важных вещей в нашем путешествии по созданию бита. Следующая вещь, которую мы разберем – это сэмпл.
Используемый сэмпл – это важнейший аспект в вашей композиции, т.к. он определяет тональность, дыхание и общую подачу динамики вашей песни. Я не говорю про использование сэмпла в виде одиночного звука, вырезанного из песни, а о построении песни вокруг готового отрезка аудио. Обычно он будет центральным объектом песни.
Есть много хитов, которые являются хитами из-за использования в песне сразу узнаваемых сэмплов. Это стало настолько популярно, что продюсеры воруют сэмплы друг у друга и добиваются успеха со своими песнями за счет статуса узнаваемости этих сэмплов.
Использование известных сэмплов в качестве основы песни называется «flipping». Вы просто берете сэмпл и создаете из него собственную песню. Это flip. На многих музыкальных форумах можно найти бит батлы, в которых битмейкеры соревнуются в создании песен из выбранного известного сэмпла.
Как уже говорилось ранее, я буду использовать метод создания песни вокруг сэмпла, но существуют ещё два метода.
Hip-Hop живет и дышит сэмплам, поэтому flipping – это успешный путь для создания зверского хита. Итак, с какими аспектами сталкивается битмейкер когда дело доходит до заимствования сэмплов?
Первое, это тональность (key) сэмпла и пути её совмещения с тональностью сочиняемой песни. Следующим у нас идет тайминг/темп (timing/tempo). Тайминг сэмпла может отличаться от темпа сочиняемой песни. И наконец, приемлемое качество звука сэмпла, допустим ли noise (шум), rumble (грохот, гул), hiss (шипение) и т.д. , динамическая обработка/эффекты или просто допустим ли факт нахождения в сэмпле других звуков, от которых вы, возможно, захотите избавиться.

Тональность сэмпла (Key of a sample)

Самый часто задаваемый мне вопрос, это «как вы определяете, в каком ключе находится сэмпл»? Я использую уши. Но давайте предположим, что у вас нет этих «ушей». Не позволяйте этому вас остановить. Определение тональности сэмпла на слух не является даром, но это умение, вырабатываемое долгими часами практики и прослушивания огромного количества аудиоматериала.
Со временем вы тоже научитесь идентифицировать тональность или высоты сэмпла на слух, когда ваши уши и мозг адаптируются к частотам слышимых нот. Есть несколько путей определения высоты звука сэмпла:
1. Можно использовать анализатор спекрта (spectrum analyzer) и затем переводить частоты в нотные выражения.
2. Вы можете использовать гитарный тюнер для определения высоты/тональности.
3. Вы можете вручную заугрзить сэмпл в секвенсор и проигрывать его, сравнивая с уже имеющимися звуками. Это так называемый эталонный или относительный метод.

Анализатор спектра (Spectrum Analyzer)

Это простой инструмент для анализа, встроенный в большинство аудио редакторов. В качестве альтернативы можно использовать бесплатный анализатор, коих полно в интернете.
В качестве теста, я сыграл одну ноту на пианино, используя Cubase и экспортировал аудиофайл для анализа в аудиоредакторе, в моем случае это Sound Forge. Используя его анализатор спектра, я могу определить, какие частоты играемого файла доминируют над остальными.
Spectrum analyser piano note

untitled-36

Это очень простой пример, который я могу проконтролировать полностью. Т.к. я сыграл и записал на пианино ноту G (соль), я знаю, что анализатор покажет значение этой ноты при определении частотного спектра.
Анализатор спектра работает следующим образом. Он определяет и подсчитывает частотный состав аудио файла и выводит значения в виде уровней. Наиболее выделяющаяся частота (Prominent Frequency) является звучащей громче всего. Т.к. мы работаем с одиночной нотой имеющей атаку и т.д., мы уверены, что Prominent Frequency будет показывать одиночную ноту, и в нашем примере это нота G. Остальные частоты, которые видны на графике, это более мелкие части данного частотного состава данного аудио файла. В нашем случае, это будут гармоники, основы и т.п.
Мы работаем с одной нотой, поэтому подсчитать частоту и определить её очень легко. Но что делать с аккордом? Давайте повторим тот же эксперимент в Sound Forge.
Spectrum analyser piano chord

untitled-37

Анализатор четко показывает, что A# (ля-диез) наиболее громко сыгранная нота. Это лишь означает, что я ударил ноту A# сильнее чем две остальные ноты, создав prominent frequency. При работе с аккордами это особо не поможет. Даже хуже, представьте сэмпл, в котором будет несколько инструментальных звуков. Это определить намного сложнее.
Техника гитарного тюнера (Guitar Tuner technique)
Тут подразумевается использование аппаратного или софтового устройства (гитарный тюнер), посыл звука сэмпла в него и контроль на дисплее.
Гитарные тюнеры созданы для работы с одиночными нотами, чтобы настраивать гитару без использования ушей. Гитарный тюнер может также показывать тональность, высоту и значения нот. Поэтому его можно использовать даже для аккордов и нахождения тональности музыкальной фразы. Даже когда тюнера не достаточно, он все равно остается очень удобным в качестве гида, хотя и не таким надежным как специальные устройства для мониторинга.
Но чтобы легко работать с pitch/key, лучше всего использовать уши, и лучший путь научиться их использовать, это Reference Method (относительный метод).
Относительный или эталонный метод (Reference Method)
Это подразумевает загрузку сэмпла в ваш секвенсор, запуск его цикличного воспроизведенияи затем одновременная игра на каком-нибудь инструменте. Тональности имеют общие гармоники в каждой гамме (scale) и если сравнивать их при одновременной игре, они либо сливаются, либо ощутимо отличаются. На ухо различия и сходство определить не сложно.
В следующем примере я импортировал гитарную фразу и играю одновременно с ней на VSTi пианино. Просто перебирая клавиши на пианино, я могу сразу услышать какие ноты «плохие» и какие звучат уместно, являясь «правильными». Я привожу очень простой пример. В джазе, например, относительный метод следует применять внимательно, т.к. в этом направлении нормой является смена тональностей по ходу игры.
Я включил «плохую» ноту в мой аккомпанемент, чтобы вы заметили резкую разницу между тем, что звучит хорошо, а что нет. Подбирая правильные ноты, я затем могу легко определить тональность фразы. Но еще важнее то, как вы будете создавать песню вокруг сэмпла, тональность которого вы не знаете.

Guitar piano key

untitled-38

Плохая нота – G5 (cоль) ваши уши почувствуют её сразу же.
Это самая приемлемая техника для определения тональности и высоты сэмпла в вашей песне, она не только тренирует ваши уши и мозг для распознавания нот, но и учит пониманию аккомпанемента. Это самая удобная техника для создания мелодии вокруг сэмпла и с её применением создается основа песни.
Не важно, насколько сложным является сэмпл или сколько в нем изменений тональности, техника работает отлично. Тот факт, что гаммы и тональности всегда имеют общие ноты, означает, что вы всегда будете на них натыкаться, и это делает построение мелодии на много легче.
Раз мы уже коснулись этого предмета, то важно упомянуть, как мы тюнингуем сэмпл под тональность песни, которая уже определена. Возможно это не привычно, но многие люди сначала пишут песню, а затем подгоняют под неё сэмпл как часть композиции. Наибольшей неожиданностью в таком сценарии является вопрос «как поменять высоту сэмпла, без изменения его длинны?».
Мы используем технику называемую «растягивание времени».
Растягивание Времени (Time Stretching)
Time Stretching – это процесс изменения скорости или длительности аудио сигнала, без изменения его высоты. Pitch shifting – это обратный процесс, то есть изменение высоты без изменения скорости.
Если вы возьмете сэмпл, добавите его в сэмплер и затем будете проигрывать его, поднимаясь вверх по клавиатуре, вы услышите что сэмпл становится выше и короче. Это то же самое, что проигрывать запись на более высокой скорости. Pitch меняется и время, нужное для проигрывания записи, становится короче, чем при оригинальной скорости.
Time Stretching – это математический процесс и многий софт обладает данной функцией. Для аккуратного растягивания времени вам нужно знать оригинальный темп сэмпла, чтобы определить новый темп как сжатие или как растягивание. Будьте внимательны, чрезмерное растягивание сэмпла может вызвать разные виды аномалий, которые даже иногда используют в качестве эффекта (техно-эффект используемый в Электронных жанрах).
Давайте возьмем просто барабанный бит 80 bpm и растянем его до 125 bpm. Простая смена высоты сэмпла, чтобы его ускорить не подойдет, т.к. звуки в бите также повысятся. А нам нужно растянуть бит, сохранив высоту звуков внутри его.
Time stretch beat 80 bpm

untitled-39

На изображении показан выбор требуемой функции из меню.
Time stretch tempo select

untitled-40

Я выбрал tempo в качестве определяющего параметра для time stretching, а также пресет для обрабатываемого типа звука, в нашем случае, ударных.
Time stretched tempo

untitled-41

Ниже «tempo bpm» я ввел оригинальный темп бита (80 bpm) и выше «final tempo» я выбрал 125 bpm в качестве нового темпа. Вы легко услышите увеличение темпа, но важный фактор здесь в том, что отдельные звуки ударных не скомпрометированы в рамках pitch-a.
Теперь давайте посмотрим на сэмпл, растянутый или сжатый слишком. Я уже упоминал, что должны появиться аномалии, такие как механический эффект. Ниже представлен вокальный сэмпл с темпом 96 bpm.


А вот этот сэмпл, сжатый до 40 bpm.

Всегда старайтесь подбирать сэмплы, близкие по темпу к основной композиции, чтобы избежать аномалий. Удачных экспериментов!

Темп сэмпла (Tempo of a sample)

 

Темп сэмпла так же важен как и его тональность. Существует много методов вычисления темпа песни/сэмпла, но я сконцентрируюсь на двух самых популярных. Самый простейший способ – это использовать “tempo (bpm) calculator” , который легко найти в интернете.
Я собираюсь использовать сэмпл, который я только что вырезал из CD, его темп будет определен с помощью калькулятора темпа от компании MixMeister.
Я решил выбрать сэмпл, не являющийся паттерном ударных, но имеющий повтор в своей структуре, что облегчает отметку границ такта.

Просто перетащив файл в программу, мы запускаем расчет и показ темпа. MixMeister также может работать с каталогами, обрабатывать все вложенные аудио файлы и экспортироват результат в тестовый документ.
MixMeister hook2

untitled-42

Ниже изображена загрузка папки с файлами.

untitled-43

Это возможно самый простой и быстрый метод расчет bpm, но я все равно предпочитаю древний метод импортирования файлов в секвенсор и сопоставление времени начала и конца.
Bpm matching old school

untitled-44

Я импортировал тот де аудио файл в Cubase и установил локаторы вначале и в конце. Сделав это, я могу теперь менять темп, пока не получу идеальный луп. Как вы видите, мой темп отличается от результата калькулятора 130.7 против 132.04.
Однако использование bpm калькуляторов дает вам отличный старт для выбора примерного темпа импортируемого сэмпла. Вам остается лишь подкорректировать полученный результат. Но, в зависимости от аудио материала калькулятор может оказаться намного точнее вашего слуха.

Наверх! Запостить!