Фагот

Оглавление
Деревянные духовые инструменты
Флейта
Гобой
Кларнет
Фагот

Фагот появился в музыкальной практике очень давно. Он раньше кларнета стал членом симфонического оркестра и в партитурах XVIII века применялся наряду с флейтой и гобоем.
По своей конструкции он приближается к гобою. Фагот, так же как и гобой, имеет вытянутую полого-коническую форму трубки и обладает двойной тростью, только несколько больших размеров, чем у гобоя.
В силу своей большой длины фагот как бы сложен вдвое и состоит из четырех частей, из которых первая называется нижним коленом или «сапогом» (имеющим U-образную форму), вторая — малым коленом или «флигелем», третья — большим коленом и четвертая — раструбом.
Трость насаживается на довольно длинную изогнутую трубку, похожую на букву S. На трубке существует клапан, способствующий более легкому взятию верхних нот. При исполнении нижних нот его необходимо держать закрытым. При игре фагот на шнурке подвешивается на шею исполнителя.
Пять основных отверстий располагаются у фагота в следующем порядке: три отверстия на «флигеле» и два — на «сапоге».
При всех открытых отверстиях фагот дает ноту f.
Если закрыть одно верхнее отверстие, то на 1-м обертоне получается звук e
если закрыть два верхних отверстия, то на 1-м обертоне получится звук d
если закрыть три верхних отверстия, то на 1-м обертоне получится звук с
если закрыть четыре основных отверстия, то на 1-м обертоне получится звук H
если закрыть все пять основных отверстий, то на 1-м обертоне получится звук А.
Для получения звуков выше f (то есть при передувании во 2-й обертон) исполнитель приоткрывает половину верхнего отверстия (которое тем самым становится как бы октавным клапаном) и по мере необходимости прибегает к помощи еще трех октавных клапанов, сохраняя при этом аппликатуру малой (ниже f) и большой октав. Подобный способ звукоизвлечения применяется вплоть до ноты d1 которая извлекается без помощи октавных клапанов — одним лишь усилением напряжения губ при первоначальной аппликатуре d. Начиная с d1 все более высокие звуки получаются способом передувания в 3-й, либо в 4-й обертон при помощи сложных аппликатурных комбинаций, где дополнительно открываемые верхние отверстия служат октавными клапанами по отношению к закрытым нижним.
Самые верхние ноты извлекаются на фаготе с большим трудом, однако некоторые фаготисты добираются даже до f2.
Строй основных отверстий фагота соответствует гамме C-dur; и все альтерированные звуки получаются с помощью открывания клапанов, размещенных между основными отверстиями.
Отсюда можно себе представить что при удалении от C-dur в тональность с большим числом ключевых знаков для фаготиста возникают трудности, особенно заметные при исполнении беглых пассажей, трелей и tremolo.
Звуки нижнего регистра, начиная с G большой октавы, извлекаются с помощью закрывания добавочных клапанов, расположенных на большом колене (несущем раструб) . При этом основные отверстия также должны быть закрыты (этим заняты три пальца левой руки и два — правой). Извлечение звуков G, F, Е осуществляется правой рукой, а звуков от D до В — большим пальцем левой руки. Ясно, что для извлечения какого-либо низкого звука необходимо закрыть все вышележащие добавочные клапаны. Альтерированные звуки Cis, Dis и Fis получаются путем открывания клапанов, находящихся в закрытом состоянии, при одновременном закрытии всех остальных вышележащих добавочных клапанов.
Если вновь напомнить, что пять основных отверстий фагота при извлечении нижних звуков всегда должны быть закрыты, то
становится понятной некоторая тяжеловесность техники нижнего регистра и невозможность исполнения ряда трелей и tremolo, особенно включающих альтерированные ноты.
Нотируется фагот в басовом, теноровом и изредка в скрипичном (для самых высоких нот) ключах.
Регистры фагота
регистры фагота

Тембр фагота весьма экспрессивен и на всем диапазоне богат обертонами.
Техника игры на фаготе. В общих чертах техника исполнения на фаготе напоминает технику игры на гобое, только дыхание на фаготе расходуется значительно скорее, чем на гобое.
Стаккатная техника основана на простом одинарном языке, причем в скорости простого staccato фагот не только не уступает другим деревянным духовым инструментам с тростью, но и превосходит их. Staccato фагота необычайно отчетливое и острое. Прекрасно получаются все скачки на октаву и более; смены регистров преодолеваются почти так же незаметно, как и на флейте. В верхнем и нижнем регистрах staccato немного медленнее, чем в среднем.
Обобщая, можно сказать, что технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными отрезками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении (особенно хорошо в комбинированной штриховке) и с применением самых разнообразных скачков.
Разновидности фагота. Из разновидностей фаюта в современном оркестре сохранился только контрафагот (ит. — Contrafagotto; фр. — Contre-Basson; нем. — Kontrafagott), инструмент вдвое больший по величине, чем фагот. При такой же записи, как и у фагота, контрафагот звучит октавой ниже написанного и, следовательно, является инструментом транспонирующим.
Исполнитель на контрафаготе часто исполняет партию третьего фагота, меняя для этого инструмент (Contrafagotto muta in Fagotto III).
Трубка контрафагота, имея огромную длину, сложена втрое, но это не изменяет устройства инструмента; расположение звуковых отверстий и клапанов у него то же, что и на фаготе.
Все сказанное об устройстве, аппликатуре и технике фагота полностью относится и к контрафаготу, но со следующими поправками:
а) на контрафаготе трудно извлечь ноты выше:
звучащие как:
untitled-232
б) большая часть контрафаготов не имеет двух нижних клапанов, с помощью которых извлекаются:
untitled-242

в) в техническом отношении контрафагот менее подвижен, чем фагот, а расход воздуха на нем значительно больше. Тембр его гуще, чем тембр фагота.

Регистры контрафагота

Регистры контрфагота

Экспрессивность контрафагота значительно меньше, чем фагота.

Наверх! Запостить!