Чаще всего встреча с новым учеником впервые происходит при прослушивании на приемных экзаменах в то или иное учебное заведение.
Приемная комиссия проверяет и оценивает не только формально вокальные данные: красоту, силу, диапазон, ровность голоса, но музыкальность и уровень музыкальной подготовки, эмоциональность, воздейственность голоса певца, его слово, общую культуру исполнения, чувство стиля, внешние данные и внешнюю выразительность, артистичность. Вопрос приема всегда решает комплекс данных. Сочетание их в каждом индивидууме — неповторимо. Для достижения больших высот в искусстве нужно иметь весь необходимый для этого многогранный комплекс данных, что связывается нами с понятием талантливости. Таким своеобразным сочетанием необходимых способностей — талантливостью — обладали такие замечательные певцы, как Осип Петров, Ф. Стравинский, Ф. Шаляпин и другие.
Однако чаще всего в комплексе поступающего есть много недостающих качеств, и комиссии приходится надеяться на их развитие в процессе занятий. При отличных вокальных данных, но малой музыкальности — рассчитывают на развитие последней. Если великолепен весь комплекс, но есть существенные недостатки в голосе, — надеются, что за период учебы удастся ликвидировать эти дефекты. При приеме комиссия всегда учитывает возможность выработки у ученика всех необходимых качеств.
Как правило, опыт педагогов приемной комиссии подсказывает им правильные решения, однако, не всегда можно в условиях экзамена составить себе верное представление об ученике.
Есть ученики, которые в условиях экзамена теряют много положительных качеств как в отношении голоса, так и смысле музыкально-артистических данных. Мы уже писали, что по закону индукции сильный раздражитель — публика, комиссия — у некоторых учеников вызывает такое торможение деятельности остальных отделов мозга, что они могут не показать многих важных вокальных и исполнительских качеств. Как говорят, ученик «растерялся», «не успел собраться на эстраде», «потерял дыхание», «пел неопертым звуком» и т. п. Живой, выразительный, эмоциональный в классе, на эстраде он оказывается невыразительным, скованным, малоэмоциональным. Забывание •слов, неверные вступления, расхождения с концертмейстером, детонация голоса и другие дефекты, проявляющиеся на экзаменах, вовсе не присущие данному ученику вообще, являются следствием его волнения на эстраде.
Это качество, отрицательное в смысле профессионализма, однако, у подавляющего числа исполнителей постепенно проходит, если привычка к выступлениям развивается постепенно и педагог умеет устранять травмирующие моменты. У некоторых же это трудно изживается и в ряде случаев делает непрофессиональными даже певцов с хорошими данными.
Другие поступающие могут произвести самое лучшее впечатление, хотя в действительности обладают рядом существенных недостатков. Условия экзамена влияют на таких учеников мобилизующе. У них раздражитель вызывает усиление деятельности коры, поднимает ее тонус и то, что не удавалось в классе, начинает хорошо выходить на эстраде. Поэтому вступительные экзамены, хотя и проводятся обычно в несколько туров, — не всегда могут дать истинную картину данных ученика, что приводит к неверным оценкам. Общеизвестен случай неправильной оценки замечательного таланта А. Неждановой крупнейшим певцом и педагогом, профессором Санкт-Петербургской консерватории И. П. Прянишниковым, отказавшим ей в приеме ввиду недостаточности голосовых данных. Неверно были оценены при поступлении в театральное училище таланты И. М. Москвина, О. Л. Книппер-Чеховой, Н. П. Хмелева и многих других, впоследствии выдающихся артистов. Часто только длительное общение с учеником способно выявить весь его природный комплекс данных.
Одной из первоочередных задач педагога при знакомстве с новым учеником является выяснение действительного положения, собственная оценка его возможностей и данных.
Эта проверка должна быть возможно более глубокой, всесторонней и скорой, для того чтобы сразу предупредить учебное заведение и ученика, если правильность решения приемной комиссии подвергается серьезному сомнению. При достаточно веских причинах, говорящих о нецелесообразности обучения, следует сразу же поставить в известность руководство учебного заведения и объяснить ученику неразумность выбора неподходящей для него профессии.
В связи с этой задачей педагога стоит и построение первых уроков с новым учеником. Прежде всего следует отметить желательность более интимной обстановки' первых встреч в классе. Присутствие учеников и другие отвлекающие внимание обстоятельства мешают нужному контакту, который делает возможным составление ясного представления о всем комплексе качеств, характеризующих нового ученика.
Первое знакомство лучше вести в форме непринужденной беседы, не приступая сразу к пению. Во время беседы ученик успеет успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность педагога, что поможет ему в пении лучше показать свои возможности.
В беседе с учеником важно узнать его музыкально-биографические данные, познакомиться с его общекультурным уровнем, постараться подметить особенности характера и других психических свойств. Особенно большое значение для оценки данных имеют музыкально-биографические сведения. Если, например, при последующем пении ученик покажет плохие музыкальные способности, плохое владение ритмом,, фальшивое интонирование, плохую музыкальную память, то реакция педагога на это будет совершенно различна в зависимости от того, какую музыкальную подготовку ученик успел получить до прихода в класс. Если он несколько лет уже учился пению или игре на каком-нибудь инструменте, слышал много музыки, — значит его музыкальные данные действительно плохи. Однако если ученик до этого никогда не учился музыке и имел к ней в жизни весьма малое отношение, то весьма вероятно, что его музыкальные способности еще просто неразвиты и есть перспектива их раскрытия. Наблюдаются, например, случаи, когда начинающий ученик не может повторить мелодии (упражнения), которую ему играет педагог. Однако объясняется это не плохой музыкальностью, а отсутствием привычки к фортепианному звучанию. Этот же ученик при показе того же упражнения голосом или на скрипке — легко и безошибочно его выполняет. Чаще всего это бывает у учеников, приехавших из отдаленных, глухих сел, аулов, кишлаков.
Это относится не только к оценке музыкальных способностей, но и к оценке всех других данных ученика, в частности к вокальным способностям. Красивый, большой, свободный голос может быть как результатом длительного правильного развития у индивидуума со скромными профессиональными задатками, так и просто природным качеством, данным человеку в силу особенностей его конституции. В первом случае мы можем иметь дело с певцом, почти полностью исчерпавшим приспособительные возможности своего голосового аппарата,— во втором с еще не тронутым голосом.
Музыкально-биографические сведения, из которых мы узнаем: были ли у ученика в роду певцы, что он слышал в детстве, каково было его последующее музыкальное окружение, когда» появился голос, — и как он развивался и т. п., сразу верно ориентируют педагога в оценке тех вокальных и музыкальных качеств, которые придется услышать у данного ученика.
В беседе необходимо коснуться вопроса о том, какие мотивы привели его учиться петь, рассказать о сложности избранной им профессии. Среди некоторой части малоосведомленной и недостаточно культурной молодежи бытует мнение, что сделаться певцом, артистом — несложное дело, и эта профессия кажется им легкой, несущей одни удовольствия, успех, известность. Некоторые идут учиться только потому, что у них обнаружен (чаще всего в самодеятельности) незаурядный голос, и первые успехи они уже приняли за близость к цели.
Необходимо им растолковать, что певческая профессия чрезвычайно сложна, показать на примерах, как трудно обрести все, чем должен обладать профессиональный певец, как редко удается певцу выйти в первые ряды исполнителей, как много молодых певцов остается на втором положении, оседают в хорах и ансамблях, идут на преподавательскую работу или вовсе оказываются за бортом вокального искусства. Надо, чтобы ученик сразу осознал, что кроме голоса и способностей, искусство требует подчинения всей жизни этой задаче, требует жертвенного отношения, беззаветной преданности делу, огромной работоспособности, целеустремленности, воли. Часто хороший голос и музыкальность не сочетаются с необходимым комплексом психологических качеств, или наоборот, кто имеет ярко выраженную волю, целеустремленность и исполнительскую одаренность, наделен малыми вокальными средствами. Для певца же надо обязательно обладать всем комплексом, и это каждому ученику важно понять с первых же шагов, чтобы знать то, что ему недостает в его натуре, что следует развивать.
Важно сказать молодому певцу, что формальное окончание учебного заведения еще не гарантирует ему места в искусстве. Можно в искусстве занять выдающееся место, не пройдя курс профессионального обучения в учебном заведении и, наоборот, окончив его, остаться вне профессиональной исполнительской работы. Весьма убедительны в этом отношении рассказы из практики, анализ пути формирования молодых певцов, причины удачного и неполноценного развития их таланта.
Следует поделиться наблюдениями над развитием своего голоса, рассказать о своем личном творческом пути, осветить специфику певческой исполнительской деятельности, реальную обстановку педагогической работы с молодыми певцами и особенности этой работы. Привести примеры удачного развития певческого таланта исходя из своей практики, внушить доверие к правильности своего метода работы.
Естественно, что этот примерный круг вопросов не укладывается в одну первую встречу с учеником, а занимает несколько первых уроков, в которых беседу следует сочетать с вокальными занятиями.
Переходя к вокальным занятиям, надо постараться создать наиболее благоприятную творческую обстановку, заставить ученика зажить чувствами исполняемого произведения. Поэтому небрежный, бестемпераментный, формальный аккомпанемент здесь особенно недопустим. Следует попросить ученика исполнить те произведения, которые он пел раньше, и в той манере исполнения и звукообразования, к которой он привык. Только такое исполнение может выявить достаточно убедительно вокально-исполнительские возможности ученика. В привычной для него манере пения, может быть далекой от общепринятой, ученик покажет присущую ему музыкальность и выразительное слово, эмоциональность, убедительность исполнения и другие важнейшие качества. При желании ученика предварительно распеться надо давать ему те упражнения, которые он привык петь, не вмешиваясь в качество звукообразования и звуковедения, даже если оно совершенно расходится с представлениями педагога. Важно, чтобы на первых уроках новый ученик полностью сохранил свои старые навыки, старые привычки, выработанный стиль исполнения. Педагог же должен занять позицию полного невмешательства и внимательно, последовательно анализировать как особенности техники звукообразования и звуковедения, так и музыкально-исполнительского дарования ученика.
Если с первых же шагов занятий — при распевании или пении вокализов и старых произведений — сразу начать делать замечания по технике голосообразования или исполнению, ученик будет быстро выбит из привычных ощущений, представлений, понятий и не сумеет показать тех положительных качеств своей одаренности, которые ему присущи. Не будет никакой беды, если воздействие педагога на ученика задержится на несколько уроков. Гораздо хуже, если педагог из первых уроков не сумеет извлечь правильных суждений об особенностях голоса, музыкальности и исполнительских данных своего ученика. Основной задачей первых уроков является не только оценка данных ученика с точки зрения проверки правильности решения приемной комиссии, но и с точки зрения плана дальнейшей работы с ним.
Немаловажным для дальнейшей работы является контакт, установление атмосферы взаимного доверия, необходимых для успешного педагогического воздействия. Не секрет, что полноценные занятия возможны тогда, когда между учеником и педагогом возникают необходимые деловые и человеческие отношения. Слишком много души надо вложить в это дело, чтобы можно было ограничиться лишь формальными занятиями. Как правило, педагог является не только человеком, обучающим ученика профессиональным навыкам, но и его духовным руководителем в искусстве и жизни.
Если педагог считает, что ученик соответствует тому уровню даннных, которые надо иметь, чтобы заниматься в учебном заведении данного профиля, не имеет возражений против работы с ним в своем классе, то ему надлежит составить себе, хотя бы в уме, план занятий. Как правило, ученик имеет не один недостаток, а большое число дефектов, подлежащих исправлению, и множество качеств, которые надо развивать. Каждый педагог имеет свое певческое кредо, и, разумеется, степень важности того или иного недостатка будет оцениваться неодинаково различными педагогами. Все же некоторые недостатки будут ощущаться особенно сильно, а другие менее.
Если поставить вопрос, с чего надо начинать занятия — с дыхания, с работы гортани или с укладки языка, то правильным был бы ответ — с того недостатка, который мешает хорошему голосообразованию в наибольшей степени. Этот кардинальный недостаток и должен быть первым взят в работу. На борьбе с ним должно быть сосредоточено все внимание педагога и ученика, при этом, естественно, приходится какое-то время мириться с другими недостатками, оставлять их исправление на более поздние этапы.
Если загрузить внимание ученика сразу многими замечаниями, то фактически он не исправит ни одного недостатка. Последовательность, в какой будут исправляться те или иные недостатки и в какой намечается развитие тех или иных недостающих качеств, и составляет план работы с учеником. План (хорошо, если он фиксирован на бумаге, что всегда точнее выражает мысли) определяет характер упражнений, вокализов, произведений, которые следует давать ученику.

Наверх! Запостить!