Прежде всего коснемся того действия, которое оказывает характер музыкально-педагогического материала на ученика и его голос. Для голоса совсем не безразлично, какие музыкальные задания ему будет предложено выполнять. В зависимости от того, какие упражнения, вокализы, произведения будут даны ученику, в голосе будут вырабатываться те или иные качества. Сам музыкальный материал будет воспитывать голос, вести его_ в желаемом направлении даже в том случае, если педагогические замечания, касающиеся голоса, будут отсутствовать. Правильно подобранный музыкальный материал сам по себе является воспитателем голоса. Если, например, ученика воспитывать в основном на упражнениях в быстром движении, давать быстрые гаммы, пассажи колоратуры, много работать над staccato, подбирать ему вокализы и художественные произведения, построенные на подобных движениях, то голос будет развиваться в сторону легкого, близкого звучания, в нем появятся гибкость, яркость, подвижность. Он никогда не затяжелится, не перегрузится дыханием, не приобретет далекого, тусклого характера. От того, что будет петь ученик, зависит и как у него будет строиться голосообразование и звуковедение.
Таким образом, в руках педагога имеется важнейший фактор развития голоса — музыкальный материал.
Воспитание голоса через требования музыки является краеугольным камнем в методике каждого педагога. Педагогический материал, на котором строится развитие голоса, выработка основных технических и затем исполнительских качеств певца включает в себя упражнения, вокализы, этюды и художественные произведения. В этом отношении вокальная педагогика ничем не отличается от других видов музыкального искусства.
Воспитание голоса через требования музыки должно являться основным, потому что певческий голос в конечном итоге и предназначен для выражения музыки. Воспитывая голос через музыкальные задания, мы тем самым вызываем к жизни самое важное звено, необходимое в певческом искусстве, — связь между музыкальным представлением и его вокальным воплощением, между исполнительством и техникой.
Музыкальный материал диктует певцу нужные приспособления, которыми достигается выразительное воплощение этой музыки. Здесь поиск нужных координации, нужных приспособлений возникает как следствие музыкальных требований. Эти приспособления возникают интуитивно, и голосовой аппарат цели-, ком вовлекается в задачу воплощения музыкального задания., Музыка воздействует на голосовой аппарат целостно, ив этом также одно из важнейших преимуществ такого пути развития голоса. Певец не думает о том, что надо сделать, как построить звук, чтобы выразительно спеть мелодию. Чувство музыки подсказывает ему и характер звука, и манеру звуковедения. Подобранный по определенному плану музыкальный материал позволяет вести воспитание голоса и музыкальности певца в нужном направлении и в тесной взаимосвязи.
Сознание здесь мало включается в детали работы голосового аппарата. Певец, добиваясь выразительного исполнения мелодии, не концентрирует своего внимания на том, каково у него положение языка, глотки, гортани, дыхания — он поет, а голосовой аппарат интуитивно выполняет то, что ему диктует музыкальное представление.
Знание систем упражнений, знание вокализов и художественно-педагогического репертуара является обязательным для каждого педагога. При правильном пользовании этим способом воспитания голоса хорошо «выпеваются» и певцы естественно овладевают все более и более сложным репертуаром. Педагог, хорошо знающий педагогический репертуар и умеющий его верно использовать, имеет в своих руках могучее средство развития певца. К сожалению, в классах часто приходится наблюдать ограниченность знания музыкального материала, стандартизацию упражнений, вокализов, малое знание художественного репертуара, который можно употреблять в педагогических целях. Это сильно снижает эффективность обучения.
Как ни хорошо воспитание на разумно подобранных музыкальных произведениях, одно оно, как правило, еще не ведет к правильному формированию голоса. Нам приходилось встречаться со случаями, когда педагог уговаривал ученика не анализировать свой вокал, а целиком отдаться задаче музыкального исполнения. «У тебя отличный голос, — говорил он, — не надо над ним задумываться, надо петь, исполнять, а голос сам приспособится, устроится, выпоется». Другой педагог, блестяще знавший вокальную литературу, делал ученикам замечания, только касающиеся исполнения, интерпретации, и «в лоб» никогда не поднимал вопросов звукообразования, звуковедения, не подсказывал технических приемов, считая, что каждый певец с хорошим голосом должен сам найти необходимые приспособления, исходя из музыкально-исполнительских задач. Однако практика показала, что не все ученики этих профессоров приобрели вокальный профессионализм, сделались певцами с хорошей вокально-технической школой. Многие же деградировали вокально, и только техническая помощь со стороны других педагогов помогла им относительно благополучно закончить консерваторию.
Если повседневно не воспитывать вокальный идеал звучания путем показа или рассказа и не работать специально над техникой преодоления различных вокальных трудностей, то певец будет петь, может быть, очень выразительно, но вокально-технически безграмотно, что и приведет в конце концов к деградации голоса. Правильный подбор педагогического материала, хотя и является важнейшим фактором развития голоса, не должен быть единственным путем воспитания, он должен сочетаться с другими. Только тогда верно подобранный музыкально-педагогический материал принесет в полной мере и во всех случаях свою неоценимую пользу. Обычно, давая то или иное упражнение, вокализ, педагог рассказывает какова цель упражнения, чего следует добиваться в отношении техники, объясняет, каким приемом, какими движениями следует при этом пользоваться, т. е. что надо сделать, чтобы требумый эффект получился. Кроме того, он, как правило, показывает то звучание, которого хочет достигнуть, и те движения, которыми для этого надо воспользоваться. Педагог учит, показывая и рассказывая. Для того, чтобы обучение шло успешно, надо, чтобы педагог сам умел хорошо показать и толково объяснить то, что он хочет, а ученик должен это воспринять, осмыслить и выполнить.

Наверх! Запостить!