В занятиях по вокалу большая роль принадлежит также слову, объяснениям педагога. Всякий показ, упражнение, как правило, сопровождаются словесными объяснениями. Слово помогает ученику понять то, чего требует от него педагог. Оно дополняет слуховые впечатления от показа голосом, уточняет двигательный образ при показе мышечных приемов, помогает осознать цель, к которой ученику следует стремиться. Многое проясняется у ученика, если педагог сумеет найти соответствующие словесные объяснения тому, чего он хочет добиться в результате работы. Словесные объяснения, сопровождающие показ, и коррелирующие замечания во время выполнения музыкального задания, — все это в большой степени помогает обратить внимание ученика на те детали, на те элементы, которые без объяснения могли бы быть им не замечены. Для того, чтобы объяснение достигало своего действия, оно должно даваться в четкой форме, без случайных, ненужных слов, точно подчеркивая те элементы, на которые педагог желает обратить внимание ученика.
Каждому новому термину, который вводит педагог, у ученика должно соответствовать совершенно определенное и точное представление. Педагог обязан быть краток, точен и ясен в своих формулировках, его терминология всегда должна быть понятной певцу. Поскольку звуковые и мышечные ощущения не всегда хорошо поддаются точному словесному описанию, педагоги часто употребляют различные сравнения, образные выражения. Они допустимы, если понятны ученику, если вызывают у него в ответ нужные действия.
Словесные объяснения в обучении пению очень важны, так как разъясняют причинно-следственные взаимоотношения в работе голосового аппарата и позволяют более четко осознать его работу. В спорте, например, доказано, что разучивание движений, которые были сначала объяснены педагогом, а затем проанализированы сознанием ученика и рассказаны им самим точно последовательно, усваиваются значительно быстрее и прочнее, чем без такой сознательной словесной проработки.
В вокальном деле имеется подобная же зависимость. Нами, например, не раз отмечалось, что когда молодой певец приступает к преподаванию в секторе педагогической практики и вынужден объяснять своему ученику принципы голосообразования, обучать его, поправлять, критиковать (а это все приходится делать в словесной форме), его собственное пение становится более совершенным, он сам начинает делать вокальные успехи. Осознанность и точность выполнения нужных движений -становится значительно более полной после того, как он словами сформулировал свое отношение к голосу. Слово — непременный и существенный фактор, участвующий в педагогическом процессе. Вокальный педагог никогда не должен им пренебрегать.
Для успешного развития певческих навыков необходимо использовать все возможные пути, помогающие их формированию. Педагог должен уметь целесообразно подбирать вокально-педагогический материал для развития голоса, уметь показать голосом то звучание, которое требуется, показать те нужные мышечные движения, которыми это звучание достигается, дополнить свой показ словесным объяснением, выбрать для ученика наиболее полезные фонетические упражнения, т. е. владеть фонетическим методом.
Какой из этих путей в каждом конкретном случае будет ведущим, — должна подсказать наблюдательность педагога. Здесь всегда надо учитывать особенности склада ученика, его способности. Если, например, у ученика вялая дикция, то с целью ее исправления, активизации слова можно воздействовать любым способом. Можно хорошо показать, как произносится четкое слово, и заставить ученика скопировать, можно дать ряд специальных упражнений и на тренировку артикуляционного аппарата, показать приемы активного произношения согласных. Можно, наконец, дать петь «Попутную песню» Глинки, Тарантеллу Россини и другие произведения, построенные на скороговорке. Здесь сама музыка и содержание заставит артикуляцию работать максимально активно и четко. Все эти способы будут служить одной цели — активизации работы артикуляционного аппарата.
Каким путем лучше преимущественно воздействовать в каждом конкретном случае, должна подсказать интуиция педагога. Один ученик легко схватит четкость артикуляции из стремления выразить содержание, настроение глинкинской «Попутной», а упражнения покажутся ему скучными. Другой легче отработает артикуляцию на упражнениях и затем перенесет ее в произведение.

Наверх! Запостить!