Вокализы представляют собой тот музыкальный материал, который употребляется большинством педагогов ,как переходный от упражнений к художественным произведениям. Вокализы вполне соответствуют этюдам в других видах музыкального искусства. Это музыкальные произведения, написанные с определенной технической задачей. Вокализы, как и этюды, всегда имеют целью выработку тех или иных технических 'качеств, имеют узкопедагогическую направленность. Этим они схожи с упражнениями, однако от последних они отличаются тем, что являются настоящими музыкальными произведениями[со всеми свойственными им характерными чертами. Вокализы поются либо на один гласный звук, т. е. вокализируются, либо с названиями нот — сольфеджируются.
Вокализ несет определенное 'музыкальное содержание, имеет законченную музыкальную форму, создает у слушателя определенные музыкальные переживания. Тот технический элемент, который всегда присутствует в вокализе, обычно бывает растворен 'в музыкальном содержании и не воспринимается как самоцель. Поэтому вокализ слушается как музыкальное произведение без слов.
Отсутствие текста отличает его от обычных вокальных художественных произведений — от романсов, песен и арий. Таким образом, вокализ выступает как чисто музыкальное вокальное произведение, не усложненное поэтическим текстом.
Именно это отсутствие слова и технический элемент, который заключен в вокализе, делают его ценным материалом для воспитания голоса. Вокализ позволяет применять и шлифовать те навыки звукообразования и звуковедения, которые ученик приобрел на упражнениях. Певец в вокализе попадает в условия как бы инструментального пения, что заставляет его полностью использовать музыкальные выразительные средства. Перед певцом стоит задача выразительного исполнения музыкального произведения чисто вокальными средствами, что обостряет его музыкальное чувство, заставляет внимательно следить за музыкальностью фразы, учит чувствовать музыкальную форму. Здесь нет возможности подменить музыкальную выразительность речевой, «спрятаться за выразительное слово». Поэтому вокализы приучают особенно внимательно относиться к музыкальному тексту, ко всем ремаркам автора, что так полезно для будущего пения художественных произведений с текстом.
Отсутствие речевого текста для большинства учащихся является значительным облегчением в пении. Оно позволяет концентрировать внимание на правильности звукообразования и звуковедения. Наличие в вокальном произведении словесного текста усложняет задачу точного образования звука и выполнения технических приемов. Произношение слова все время создает дополнительные трудности, прибавляющиеся к трудностям музыкальным. Кроме хода голоса по интервалам, кроме выполнения различных типов вокализации, надо еще все время менять гласные и успевать произносить согласные, доносить мысль. Как мы уже знаем, — это факторы, которые обычно нарушают верное голосообразование у молодого певца.
Особенно затруднительно 1 для неопытного ученика само выразительное слово, а не отдельные слоги, которые произносят, например, при сольфеджировании вокализов. Слово, хорошо произнесенное, всегда имеет стремление приблизиться к речевому, так как стереотипы слов в речи чрезвычайно прочны. Но слово певческое и речевое сильно разнятся между собой, поэтому включение слова всегда в той или иной ;мере больше выбивает неопытного певца из вокальной линии, чем произнесение отдельных слогов, не несущих смысла (например, названия нот).
Таким образом, вокализы действительно являются хорошим переходным материалом от упражнений к художественным произведениям с текстом для всех учеников. Тем более что они написаны с определенной педагогической задачей и позволяют отрабатывать те элементы технологии, в которых более всего нуждается ученик на данном этапе своего развития. Мы считаем, что в целесообразности вокализов сомневаться не приходится.
Однако существует иное мнение: что вокализы ; представляют собою произведения с искусственно нагроможденными трудностями, что они имеют малую художественную ценность, не воспитывают вкуса певца и т. п. Педагоги, придерживающиеся такого мнения, предпочитают сразу после упражнений давать легкие художественные произведения с текстом.
Конечно, в воспитании голоса можно обойтись и без вокализов. Это относится в первую очередь к тем ученикам, которые от природы обладают хорошим вокальным словом, для ко-торых пение слов ни в малейшей степени не нарушает вокала. Можно начать петь упражнения с сольфеджированием, со словами и непосредственно перейти к 'легким произведениям. Наконец, возможно, минуя и упражнения, начать обучение сразу на легких произведениях… Однако для подавляющего большинства учеников — это 'малорациональный путь. Если строго придерживаться принципа постепенности и последовательности, идти от простого к более сложному, постепенно усложняя простые задачи, то последовательность: упражнения-вокализы — художественные произведения с текстом вполне целесообразна и научно оправдана.
Можно научить верному голосообразованию, голосоведению, ровности голоса, привить технику беглости, развить кантилену на легких художественных произведениях. Но сознательное овладение различными видами вокализации, различными элементами техники лучше всего удается на упражнениях и вокализах.
Выбор способа исполнения вокализа (вокализация или сольфеджирование) зависит от конкретного задания, которое ставит себе педагог. Для большинства учащихся наиболее простым способом исполнения является вокализирование, так как в нем 'нет смены гласных, что для начинающего представляет собой уже усложненное задание.
В современной системе преподавания развитие голоса обычно начинают с вокализации, как с наиболее ! простой формы звукообразования. В старой итальянской школе начинали с сольфеджирования, но это было обусловлено сольмизационной системой обучения нотной грамоте и являлось мероприятием вынужденным. В настоящее время сольфеджирование, как правило, дается вслед за освоением вокализации. Этому следует придерживаться и в вокализах.
Вокализы существуют в виде сборников, подобранных по степени подвинутости ученика, по определенным типам голосов или просто рассчитанных на развитие определенных видов вокальной техники.

Наверх! Запостить!