Наиболее простым видом музыкального материала, с которым приходится сталкиваться ученику, начинающему учиться петь, — это упражнения. Однако упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения сопутствуют певцу на протяжении всей его творческой жизни. Трудно найти певца, который бы не уделял ежедневно хоть небольшое количество времени упражнениям.
Напомним, что под упражнением понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ ее выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков, — этих автоматически протекающих действий в любой сложной деятельности. Так и в вокальном деле упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. И правильное зарождение звука, и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, — все это осваивается и закрепляется прежде всего на упражнениях. Действительно, принцип пения legato, кантилена, беглость, скачки, пение staccato, пассажи и различные украшения усваиваются на упражнениях и потом уже совершенствуются и шлифуются на вокализах и художественных произведениях.
Упражнения, построенные на коротких отрезках музыкальных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз но звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок, одних и тех же музыкальных движений ведет к установлению прочных навыков их выполнения. Последовательность одних и тех же движений закрепляется, образуя стереотип. В дальнейшем, встречаясь с подобной фигурацией в произведении, певец выполняет ее не задумываясь, автоматически верно.
Однако пение повторяющихся сочетаний звуков-попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определенной целью и когда педагог или ученик оценивает результаты каждой попытки с точки зрения приближения ее к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической оценки будет просто рас-певанием, разогреванием голосового аппарата. Распевание, разогревание голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий, но не ведет к совершенствованию выполнения функции. Наоборот, бездумное, формальное пение упражнений может привести к появлению и укреплению порочных навыков.
Всякое совершенствование функции в упражнении предполагает ясно поставленную цель и непрерывный контроль за ее выполнением, только это способно сформировать нужные новые координации. Не существует упражнений «вообще», а существуют упражнения для выработки тех или иных конкретных качеств голоса.
Одной из наиболее распространенных ошибок молодого неопытного педагога является пение с учеником упражнений вообще, без ясной цели, для чего то или иное из них дается. Чаще всего начинающий педагог дает те упражнения, которые ему в свое время давал его учитель. Между тем этот учитель давал их в результате анализа тех недостатков, которые слышал в голосе ученика, и хотел их исправить. Механический же перенос на ученика упражнений, когда-то принесших пользу самому молодому педагогу, является большой и непростительной ошибкой.
Педагог, прослушав ученика и составив себе ясное представление о недостатках звукообразования или звуковедения, исходя из этих недостатков должен давать те или иные упражнения с целью их исправления. Поэтому упражнения всегда должны быть индивидуально направлены и никогда н-г должны носить стандартный характер. Конечно, существуют определенные типы упражнений, вокальных движений, которые нужны всем ученикам, но и их надо давать исходя из индивидуальных качеств голоса ученика, имея перед собой ясно поставленную цель.
Упражнений существует великое множество. В каждой школе пения приводятся десятки и даже сотни упражнений. Все они имеют определенную конкретную педагогическую направленность, которая часто указывается перед упражнением. «Упражнения подготовительные к трели», «упражнения на форшлаги», «упражнения для выравнивания гласных» и др. Часто сама фактура упражнения говорит о том, для какой цели оно предназначено.
Обычно сборники упражнений охватывают все виды вокальных движений, которые следует освоить в процессе обучения: гаммы, интервалы, арпеджии, пассажи, украшения и т. п., а также все виды вокализации: технику кантилены, технику беглости, филировку и др. Как правило, сборники упражнений содержат упражнения, расположенные в порядке возрастания их трудности, от самых легких до самых трудных, а виды техники даются в чередовании.
В каждом классе пения можно услышать типичные, относительно стандартные упражнения, но там же мы находим и группы специальных упражнений, специфических для метода данного педагога. Среди них есть весьма оригинальные и ценные находки, которые, однако, как правило, не фиксируются и лишь передаются ученикам по живой преемственности.
И системы упражнений, и требования к их исполнению в различных классах обычно сильно рознятся друг от друга, поэтому нет возможности их как-то описать и классифицировать . Однако мы считаем необходимым остановиться на упражнениях для начинающих, которые, вне зависимости от метода педагога, должны удовлетворять некоторым общим требованиям.
Упражнения для начинающих должны быть предельно просты в музыкальном отношении, чтобы не занимать внимания ученика в процессе их исполнения. Они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными.
Для мало музыкально развитых учеников, для учеников, приехавших из отдаленных районов наших национальных 'республик, очень хорошо давать упражнения, построенные на интонациях народных песен соответствующих народностей. Часто ученик плохо схватывает обычные упражнения, проигрываемые ему на 'рояле, и производит впечатление музыкально малоспособного, но он, оказывается, прекрасно поет более сложные мелодии с голоса, держит верно тональность, если они построены на материале близких ему народных песен.
Упражнения для начинающих должны быть вокально-технически несложны; не содержать больших интервалов, не охватывать большой отрезок диапазона голоса, не требовать для своего исполнения большого звука и длинного дыхания и должны петься в умеренном темпе. Вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло с аккомпанементом.
Конкретный подбор упражнений для начинающих зависит от метода, которым в основном пользуется тот или иной вокальный педагог, и от особенностей 'звучания голоса, его недостатков у ученика. Все же мы считали возможным привести в нотном приложении группу упражнений для начинающих, взятых из практики некоторых современных педагогов и из существующих .сборников упражнений. Приводя эти упражнения мы рассчитываем на их использование молодыми педагогами и студентами, имеющими педагогическую практику.

Наверх! Запостить!