Мы упоминали, что тембр певческого голоса зависит не только от спектрального состава звука, но и от вибрато. Вибрато делает голос теплым, живым, выразительным. Оно воспринимается нашим слухом как составная часть тембра звука. Вибрато было изучено акустиками, так же как и другие качества голоса. Как оказалось, звук имеет для нашего слуха красивый, льющийся характер тогда, когда вибрация совершается со скоростью 6—7 раз в секунду. Если эти пульсации совершаются реже или чаще, то голос делается менее приятным на слух, таким образом, только определенная частота вибрато делает голос приятным.
Явление вибрато сложно. Как показали исследования, вибрации в звуке певческого голоса зависят от периодического изменения всех характеристик звука: высоты, силы и тембра. При вибрато певческого звука с этой же частотой пульсирует и высота, и сила, и тембр. Если граммофонную пластинку какого-либо певца, записанную со скоростью 78 оборотов, прослушать на скорости 33 оборота или магнитофонную запись певческого голоса прослушать со скоростью вдвое меньшей, чем та, на которую она была записана (эксперимент, доступный каждому), то легко уловить вибрато в замедленном виде.В процессе этих смещений по высоте на полутон возникает и вибрато силы, т. е. такая же пульсация интенсивности звука.
Тембровое вибрато можно себе представить как изменение характера звука на одной и той же ноте, например от а к о или от более светлого к более темному, так что если в приведенном выше примере вообразить, что вместе с повышением и усилением звука в цикле вибрато меняется и его характер, го сущность тембрового вибрато легко уяснить.
У разных певцов варьируют в разных соотношениях все три вида вибрато. У одних вибрато высоты превалирует, а вибрато силы и тембра выражено меньше, а у других наоборот. Если вспомнить, что варьирует и частота вибрато, то легко представить себе то огромное разнообразие, которое вибрато может придавать тембрам певческого голоса. Достаточно вспомнить голоса многих выдающихся артистов, чтобы понять, что красота голоса может сочетаться с весьма различным качеством вибрато.
Детали физиологии вибрато не могут еще считаться достаточно хорошо выясненными, но ясно, что оно возникает за счет колебаний гортани, подвешенной в мышцах шеи. О физиологии вибрато и о практической работе над ним мы скажем в четвертой главе.Мы разобрали три характеристики сложного звука певческого голоса: частоту колебаний, амплитуду их и спектр, которые мы соответственно воспринимаем как высоту звука, его силу и тембр.
Теперь коснемся вопроса перехода звука от колеблющегося тела в пространство и восприятия звука нашим слухом.

Наверх! Запостить!