Говоря о проведении звука ротоглоточным каналом и излучении его в наружное пространство, необходимо коснуться вопроса направленности излучения.
Излучающийся из ротового отверстия звук распространяется во все стороны, как любые звуковые волны. Направленность звука, т. е. преимущественное распространение звуковых волн в одном направлении, по типу светового луча, подчинена тому же закону, которым определяется отражение или обтекание препятствий волной. Если размеры излучающей поверхности больше размеров длины волны, звук распространяется преимущественно в одном направлении, т. е. по принципу луча. Если, наоборот, излучающая поверхность невелика, а длина волны большая, происходит распространение во все стороны без какой-либо преимущественной направленности.

untitled-153

Рис. 30. Направленность излучения основного тока и высокой певческой форманты (по В. Морозову). Во время выдержанной ноты микрофон перемещался вокруг головы поющего, и через каждые 45° делались измерения силы звука. Сплошная линия показывает силу основного тона почти одинаковую со всех сторон вокруг головы. Звук распространяется без преимущественного направления в какую-либо сторону . Пунктир—отражает интенсивность высокой форманты. Как показывает эта кривая, звуковая энергия области высокой форманты имеет ядро выраженную направленность вперед.

В певческом голосе, имеющем сложный спектр, для основного тона и низкочастотных составляющих, имеющих большую длину волны, размеры рта не позволяют думать о ярко выраженной звуковой направленности. Что касается высокочастотных обертонов, порядка высокой певческой форманты и выше, то тут отмечается определенно выраженная направленность, степень которой повышается по мере повышения частоты обертонов.
В этом вопросе интересны исследования В. П. Морозова. Измеряя направленность излучения голоса певца, он экспериментально показал, что если для основных тонов голоса и низкочастотных обертонов звук распространяется во все стороны от ротового отверстия примерно с равной интенсивностью, то для области высокой певческой форманты имеется ясно выраженная направленность звука вперед. Основная энергия звука имеет четкую направленность.

Для высоких обертонов голоса, высокой певческой форманты и более высоких областей спектра направленность является важным свойством, позволяющим певцу подавать голос в желаемом направлении в зависимости от поворота головы. Особенно велика направленность согласных звуков, имеющих в своем составе много очень высоких частот, например свистящих и шипящих — с, ц, ш, ч, щ и др. Это важно знать для правильной дикции. Хорошая подача согласных звуков в сторону публики обеспечивает достаточную разборчивость даже на очень больших расстояниях.

Наверх! Запостить!