Свойство инертности нервных клеток является весьма важным их качеством, объясняющим многие повседневно встречающиеся факты поведения человека. Смена одной деятельности на другую — не простая задача. 'Предыдущая деятельность, в силу инертности, сказывается на последующей.
Повседневно известным фактом является более низкая работоспособность в начале какой-либо деятельности — физической или умственной, которая только через некоторый промежуток времени повышается и достигает нормального уровня. С первых слов лектор, даже опытный, еще не строит свою фразу, свою мысль так точно и гладко, как через 10—15 минут лекции. Первый и второй романсы в концерте певца менее совершенны в вокальном и исполнительском отношении, чем последующие. С первых шагов бегун не может взять максимального темпа. Тот, кто пишет, знает, что труднее всего начать. Наоборот, «расписавшись», не легко остановиться: мысли бегут одна за другой складно, логично, последовательно.
Все это — внешнее выражение 'свойства инертности нервных клеток. Для того чтобы хорошо, полноценно работать, надо «втянуться в работу», «настроиться», «собраться», «разогреться», «размяться», «распеться» и т. п. Это втягивание организма в ту или иную работу, так называемая врабатываемость,— общее свойство всех людей. У разных людей оно протекает по-разному, в зависимости от сложности и характера деятельности, которую предстоит выполнить и от индивидуальных свойств и состояния нервной системы человека. Один певец после 2—3 первых произведений уже обретает полную форму, наступает полноценная исполнительская деятельность с максимальными показателями. Другой распевается только к концу первого отделения и лучшие образцы исполнения показывает во втором. Бывают такие исполнители и такие концерты, когда врабатываемость тормозится и только «на бис» певец оказывается способным показать в полном объеме и голос и исполнительское дарование.
Это объясняется особенностями нервной системы исполнителя и состоянием ее на данном выступлении. Утомление, волнение, характер исполняемых произведений, аудитория и, главное, индивидуальные особенности нервной системы сказываются на времени врабатываемости.
На спортивных соревнованиях гимнасту, плавцу, лыжнику, прыгуну с трамплина или слаломисту и др.  дается две, а иногда три попытки выполнить нужное упражнение и засчитывается лучший результат. Как показали наблюдения, Почти во всех случаях вторые попытки дают лучший результат. Однако артист или певец не имеет этой возможности и с первых же звуков должен выполнять исполнительскую задачу с возможным совершенством.
Естественно, что время врабатываемости для певца должно быть минимальным, чтобы Полная работоспособность наступила возможно раньше. Плохо, если певец в первом отделении концерта или в первом действии оперы еще не «распелся» или артист не «разыгрался». Исполнение должно быть полноценным с самого начала.
Вопрос врабатываемости, как мы видим, имеет большое практическое значение, так от него зависит полноценность исполнения на концерте или уровень достижений на уроке. Именно поэтому перед уроком или выступлением надо хорошо настроиться, собраться, мобилизовать себя внутренне и затем хорошо «распеться», т. е. ввести организм в работу, которую предстоит выполнить.
С точки зрения нервной системы это объясняется преодолением инертности нервных процессов и необходимостью определенного 'времени, чтобы возникли и протекали с нужной скоростью те двигательные певческие стереотипы, которые предстоит выполнить.
Мышцы способны включаться в работу быстро. Но пение, как и всякая другая физическая работа, требует сдвигов и в системе дыхания, и кровообращения, и в других системах, призванных обслуживать этот вид деятельности. Для того чтобы эти системы включались в обеспечение певческой работы, нужно более долгое время. Как мы помним, управлением этими системами и органами занимаются вегетативные центры, находящиеся в подкорковой области. Они более инертны, чем корковые процессы, и, как отметил академик К- М. Быков, вообще разные органы и системы имеют разный «пусковой период» — «каждый орган отсчитывает свое время по-своему». Все эти процессы как в коре мозга, так и в подкорковых областях можно путем тренировки заставить протекать более подвижно и в том согласовании, которое нужно для выполнения певческой деятельности. Потому тренировкой можно сократить время врабатываемости.
Чем лучше тренирован человек, тем короче время врабатываемости при прочих равных условиях. Индивидуальные качества нервной системы играют в этом процессе весьма большую роль. Особенно это относится к качеству подвижности. Высокая подвижность нервной системы позволяет включиться в .работу скорее, чем в случае инертности ее.
Как мы уже упомянули, настройка до работы, до урока пения, до выступления уже подготавливает включение в работу. Как показали наблюдения, предстартовое и стартовое состояние спортсменов, так же как и предконцертное или предэкзаменационное состояние певца, вызывает в его нервной системе те сдвиги, которые позволяют быстро включиться в работу. Правильный режим перед выступлением с сосредоточением внимания на предстоящей программе подготавливает организм к полноценному выполнению художественно-исполнительских задач и сокращает время врабатываемости. Потому большие певцы и артисты чрезвычайно бережливо Относятся к себе перед выступлениями, не позволяя себе выходить из творческого состояния сосредоточенности, собранности.
Мысль о предстоящем выступлении поднимает тонус нервной системы, возбуждает подкорковые центры, что вызывает внутреннее волнение. Волнение обычно повышается при прибытии на концерт или в театр, где должно состояться выступление. Вид театра, зала, публики, закулисной обстановки, разговоры перед спектаклем—все это создает привычную для опытного певца атмосферу перед выступлением. Эти раздражители рефлекторно вызывают необходимые, подготавливающие пение сдвиги в нервных процессах. Создается рабочая установка певца еще до начала пения.
Умеренные, привычные для опытного артиста раздражители, о которых мы уже упомянули выше, повышают тонус и работоспособность нервной системы. У неопытного певца те же раздражители могут вызвать индукцию тормозного процесса и помешать выполнению певческой деятельности.
Таким образом, условные раздражители, связанные с ожидаемой певческой деятельностью: мысль о ней, обстановка предстоящего концерта, вид товарищей по выступлению — все это переводит организм в рабочее певческое состояние еще до фактического пения и тем уменьшает период врабатываемости.
Этот момент весьма существен и в проведении учебных занятий по сольному пению. В лучших школах, в частности в старой итальянской, как и в школах многих ведущих педагогов прошлого и современности, являлось обязательным присутствие всех учеников класса на занятиях. Кроме того, что такое требование позволяет глубоко постичь метод педагога и развить вокальный слух, оно заставляет внутренне сосредоточиваться еще до пения, настраиваться, что вызывает необходимые сдвиги в нервной системе. В результате этого фактическое занятие пением начинается в условиях уже подготовленного к пению организма.
Одним из недостатков современной системы воспитания голоса является, между прочим, то, что студенты в силу занятости и перегрузки приходят в лучшем случае точно к своему уроку, не имея возможности внутренне собраться перед ним. Следовательно, педагогу всегда приходится преодолевать инертность, заставлять ученика собраться, настроиться уже в процессе тренировочного занятия. При общей небольшой продолжительности урока—это большая непроизводительная трата энергии и времени. Хорошо настроившись к уроку или выступлению, мы тем самым укорачиваем время врабатываемости в начале пения и приучаем себя к необходимой дисциплине и режиму перед пением.

Наверх! Запостить!