Наряду с внутренней настройкой к предстоящему исполнению, необходимо хорошо распеться, т. е. привести; мышечную систему в рабочее состояние. Распевка певца аналогична разминке спортсмена или разогреванию балерины.
Правильно распеться — это значит успешно выполнить последующее певческое задание. На практике каждый певец, относящийся с уважением к своей профессии, считает себя обязанным каждый день распеваться, Прежде чем перейти к пению-произведений с полной отдачей. Для распевания берутся упражнения, вокализы или удачные произведения, хорошо настраивающие голосовую функцию. Это зависит от вкуса, привычки и степени тренированности певца.
Если певец хорошо тренирован, профессионален, то распевание может занимать мало времени. При больших перерывах, распевание занимает более значительный отрезок времени. У опытного профессионала повышены функциональные возможности нервной системы и потому период врабатываемости сводится к минимуму. Некоторые профессионалы могут выходить на сцену почти не распеваясь. Однако каждый 'певец все же всегда стремится «попробовать» свой голос, т. е. привести его . в рабочее состояние, в состояние «наготове». Это становится необходимым, если предстоит сразу петь сложные произведения, требующие хорошо «разогретого» голосового аппарата. Всем известно, что только в состоянии распетости можно успешно выполнить наиболее сложные исполнительские задачи.
Действие распевания на вокальную функцию имеет двоякий характер. С одной стороны, в результате распевания преодолевается инертность и достигается необходимая активность нервных процессов. С другой стороны, характер распевки, темп упражнений, которые для нее употребляются, задания, которые при их исполнении ставит себе певец, вводят в работу и соответствующие нервные координационные механизмы. Темп упражнений, ритм, динамика, характер исполнения — все это вводит в работу нужные стереотипы и соответственно сказывается на последующем пении.
Э. Карузо, например, в дни, когда пел лирические партии, распевался на упражнениях и вокализах лирического плана, требующих светлого, легкого звучания, подвижности. В дни, когда ему Предстояло петь драматические партии, — соответственно менялся и характер распевочных упражнений. Они были широкого звучания, пелись более темным, насыщенным, массивным звуком.
Давно практиками было отмечено, что сходный характер распевания особенно благоприятен для последующего пения. Распевание по своему характеру 'должно подводить певца к пению соответствующих произведений. Таким образом распев может создать соответствующую звуковую и психологическую настройку в определенном плане, чем и следует всегда пользоваться. Это не значит, разумеется, что распевание должно состоять только из упражнений аналогичных по характеру произведениям, которые 'певец будет исполнять. Оно может обнимать широкий круг координации, так как певцу часто приходится петь произведения разноплановые.
Из свойства инертности и влияния предыдущей работы 'на последующую вытекает и ряд выводов в смысле составления программ концертов. Надо всегда учитывать ту настройку, которую создают произведения в их последовательном исполнении. Поэтому важно, во-первых, уметь быстро переключаться с одного характера работы голосового аппарата на другой, что связано с постоянным поддержанием состояния тренированности; во-вторых, перед концертом впевать программу в той последовательности, которую предстоит выполнить и на эстраде.
В методике обучения пению распеванию отводится чрезвычайно большое место. Однако не следует смешивать два понятия: распевание как разогревание голосового аппарата, т. е. то общее воздействие его на организм, которое было описано выше, и распевание как отработку техники голосообразования и голосоведения. Между тем в практике вокальной педагогики и практике 'певцов иногда наблюдается такое смешение.
Если сопоставить это с занятием спортсмена, то это смешение «разминки» и тренировки. Разминка — это те разнообразные общие упражнения, которые приводят организм спортсмена в рабочее состояние. В конце разминки даются упражнения, подводящие к тренировке, к тем гимнастическим комбинациям или другой двигательной деятельности, которую предстоит выполнять во время тренировочного занятия. Тренировка — это отработка движений, выработка новых координации, это достижение высших результатов мышечной деятельности.
То же самое и у певца. Первые упражнения не должны ставить перед учеником сложных задач. Первая часть упражнений по времени для разных учеников должна быть посвящена распеванию в буквальном смысле этого слова (т. е. в смысле «разминки» спортсмена) и затем уже переходить в распевание, ставящее определенные вокально-технические задачи. Формирование качественного певческого звука, как и всех основных видов вокальных движений: легато, стаккато, беглость, скачки на большие интервалы и т. п. — как правило, вырабатываются на упражнениях. Ровность голоса, ровность гласных, развитие полного диапазона, динамики— все это прежде всего результат работы на специально подобранных системах упражнений.
Работа над техникой голосообразования и голосоведения — это развитие новых двигательных вокальных стереотипов и умение их сохранять и варьировать в зависимости от различных музыкальных заданий. Эта работа по точной дифференцировке движений, по выработке координации будет проходить успешно тогда, когда инертность нервных процессов будет преодолена и организм Певца приобретет состояние «распетости». Высокие результаты По выработке тех или иных дифференцировок возможны только в состоянии распетости. Часто в классе можно слышать такой диалог: «Почему у меня сегодня не получается верхняя нота? Что я делаю не так? Ведь на прошлом уроке все так хорошо получалось!» — «Ты сегодня просто еще мало распелся, или вчера много поработал голосом, устал, — отвечает педагог,— а делаешь ты то, что надо, техника верная».

С точки зрения физиологии это надо интерпретировать так: нервная система сегодня не находится в достаточно активном состоянии, чтобы выполнить максимально трудные задания. Эта недостаточная активность зависит или от непреодоленной еще инертности нервных клеток (нераспетость) или от заторможенности их вследствие чрезмерного, длительного и сильного возбуждения накануне (усталость).
Строя занятие, надо учитывать то время, которое требуется ученику для распевания, и тот момент, когда уже можно перейти к занятию над совершенствованием техники. Методический подход здесь будет разным. Мы уже считаем возможным не указывать на то, что надо весьма последовательно нагружать голосовой аппарат ученика во время распевки — это принадлежит к азбучным истинам вокальной педагогики.
Методическое различие в «распевочной» и «рабочей» Частях урока состоит в том, что вначале, в «распевочной» части, следует давать привычные упражнения, не требующие от ученика особого внимания, всегда выполняющиеся верно, т. е. хорошо впетые. Умеренная сила голоса и работа на центре диапазона голоса способствуют стабильному, правильному выполнению этих упражнений. Таким образом, «разогревание» голосового аппарата и повышение активности нервной системы будет проходить в условиях выполнения привычных, несложных заданий. Тем самым создаются условия для преодоления инертности и одновременного подкрепления уже хорошо установившихся координации.
На этом первом этапе распевки педагогу не следует делать много замечаний, быть придирчивым, настойчиво добиваться того максимально хорошего качества звучания, ' которое он слышал в голосе ученика на предыдущих уроках. Следует понимать, что пока инертность не будет преодолена, эти лучшие качества, «последние достижения» в звучании, могут не проявиться. Если же настойчиво толкать ученика на поиски этого звучания в таком недостаточно распетом состоянии, — то это поведет не к укреплению найденных координации, а к включению добавочных напряжений из желания достичь искомого звучания «во что бы то ни стало». Правильнее будет спокойно распевать, разогревать ученика до тех пор, пока лучшие качества звучания не проявятся сами, как следствие верного постепенного распева. В этом случае они возникнут на основе ранее найденных навыков и будут служить их укреплению.
Только по мере распевания голоса педагогу следует давать все более и более сложные вокальные задания и проявлять максимум требовательности и настойчивости. Особенно сложные дифференцировки, предельно сложные комбинации (трель, филировка и т. п.), как и предельно высокие звуки диапазона, требующие высокой степени собранности внимания, надо давать во второй половине занятия, в кульминационной фазе урока. В этот период налицо полная распетость и вместе с тем еще не наступили даже легкие признаки утомления.
Таким образом, в распевку певца входят две различные фазы, специфику которых надо учитывать при построении методики урока.
Последовательность распевочных упражнений и их характер не следует оставлять изо дня в день одним и тем же. При сохранении одной и той же последовательности упражнений может легко образоваться привычка — стереотип их повторения, что затруднит в дальнейшем пользование каждым из них в отдельности. Кроме того, связавшись между собой, упражнения могут сделать певца своим рабом — распевание не будет осуществляться иначе, как пропеванием всех целиком упражнений в привычной последовательности. Поэтому лучше варьировать их порядок, менять их характер.
Определенная последовательность упражнений распевки может быть целесообразной лишь в начальном периоде работе с учеником, когда он усваивает основные технические навыки.
В этом случае стереотипизация помогает выполнению сегодня того, что было достигнуто вчера, а также помогает ученику дома более точно воспроизвести то, что он делал на уроке в присутствии педагога.
Для подвинутых учеников и молодых певцов необходимо всегда разнообразить распевочные упражнения, чтобы быть в состоянии в любой момент выполнить любые вокальные задания, как этого требуют художественные произведения. Подвинутым ученикам в ежедневные упражнения- распевки следует включать трудные ходы и отдельные трудные места из произведений, находящихся в работе, которые следует в виде упражнений транспонировать по полутонам вверх и вниз.
Начинающие и малоподвинутые ученики, как мы уже упоминали, не должны петь даже распевочных упражнений без учителя, дабы не разрушить неправильным пением намечающиеся правильные координации. Распеваться молодые певцы могут самостоятельно только тогда, когда у педагога будет уверенность, что при самостоятельном пении ученик достаточно точно сохранит те координации в работе голосового аппарата, которыми он пользуется в классе, в присутствии учителя.
Время врабатываемости у певцов может быть весьма различным. Есть индивидуумы, которые должны очень долго распеваться, чтобы обрести состояние распетости, и чем дольше они поют, тем лучше у них звучит голос. Другие — обладают обратными качествами. Каждый певец должен знать особенности своего голосового аппарата и то время, которое ему требуется, чтобы обрести полную вокальную форму. Также и педагог обязан учитывать время врабатываемости каждого ученика, чтобы наиболее рационально строить урок. Время врабатываемости и соответственно время распевки меняется от урока к уроку в зависимости от многих причин, <в частности от соблюдения режима дня, режима вокальной нагрузки, от общего тонуса организма и психической настройки.
По мере тренировки время врабатываемости всегда сокращается, что позволяет быстро входить в состояние распетости. В среднем достаточно 10—12 минут для того, чтобы полностью распеться.

Наверх! Запостить!