Певческий голос и музыкально-исполнительская одаренность

Под пением в широком смысле этого слова следует понимать способность голоса выражать музыкальные мысли. С этой точки зрения каждый человек с достаточно развитым музыкальным чувством может петь. Однако пение может быть весьма различным как по красоте и силе звука, так и по силе воздействия, т. е. по выразительности пения. Общеизвестно, что между этими качествами нет параллелизма. Можно быть исключительно выразительным, эмоциональным, талантливым исполнителем, но не иметь профессиональных вокальных данных, т. е. не обладать «инструментом» для качественного исполнения. С другой стороны, есть неодаренные певцы, с плохим слухом, немузыкальные люди, у которых имеется певческий голос отличного качества.
Очевидно, в первом случае мы имеем людей с высокой степенью музыкальной одаренности, с отличными музыкальными и исполнительскими способностями, у которых в исполнительном аппарате — в системе органов, входящих в состав голосового аппарата, не возникают такие акустические качества, которые определяют хороший, профессиональный певческий: голос. Профессиональный певческий тембр, достаточная сила, возможности диапазона и т. п. отсутствуют у таких певцов, у них нет природного певческого голоса.
Как и все функции, пение у человека, не имеющего природных вокальных данных, может быть усовершенствовано, развито, и в некоторых случаях до уровня, достаточного для профессиональной работы. Однако это бывает сравнительно редко. Обычно развитием профессиональных певческих навыков занимаются люди, у которых от природы имеется достаточно выявленный певческий голос. Очевидно, в этом случае анатомо-физиологические особенности голосового аппарата позволяют проявляться таким основным акустическим качествам, которые характеризуют певческий голос и дают надежду развить данные до профессионального уровня. Существуют и «от природы поставленные» голоса, позволяющие без поисков специальных приспособлений получать все акустические качества профессионального звучания. Их следует рассматривать как редкую способность, определяющуюся особенностями строения, хорошими природными приспособительным возможностями голосового аппарата и естественным совершенством той части центральной нервной системы, которая участвует в осуществлении певческой функции.
Известны «голосистые» семьи, где имеется несколько поколений певцов или у нескольких детей сразу имеются профессиональные певческие голоса. Вспомним семью знаменитого тенора М. Гарсиа (отца), у двух дочерей которого были выдающиеся певческие голоса (Полина Виардо и Мария Малибран — певицы мирового класса) и только посредственный голос у сына (Мануэля Гарсиа — знаменитого педагога пения), или русскую семью Пироговых, где у Григория, Александра и Алексея были замечательные голоса и все они стали известными артистами Большого театра. Можно напомнить, что сестра В. В. Барсовой М. В. Владимирова — обладательница выдающегося голоса (профессор Московской консерватории), у сестры К. Г. Держинской был голос не менее замечательный, чем у нее самой, и т. п.
Несомненно, что здесь действуют, с одной стороны, благоприятные природные конституциональные факторы, с другой стороны — на них с детства влияет благоприятная музыкальная среда, помогающая проявиться этой природе

Наверх! Запостить!