Итак, мы видим, что основным моментом в образовании певческого навыка является создание внутреннего «регулировочного» образа, представления о звуке, который надлежит спеть. В создании этого представления участвуют многие факторы. Прежде всего у самого певца всегда имеется идеал звучания голоса, к которому он стремится, идеал, воспитанный всем предыдущим вокальным опытом. У каждого начинающего есть любимые артисты, которым он, как правило, стремится подражать, иногда вразрез с тем, что действительно нужно для профессионального звучания его голоса. Рассказы, замечания, показ и другие способы, которые употребляет педагог для того, чтобы вызвать нужное ему звуковое представление, всегда воспринимаются через призму собственного суждения о прекрасном звучании, к которому ученик инстинктивно стремится. Первой задачей педагога для успешного достижения нужного на данном этапе звучания является умение убедить ученика в. правильности и необходимости того, что он требует, повлиять на создание верного представления у ученика. Потому полное доверие к педагогу необходимо особенно на первых этапах, пока слух ученика еще недостаточно развит для самоконтроля за звучанием, пока его внутренние вокальные образы еще не отвечают действительно правильному звучанию голоса. Воспитание идеала верного звучания голоса — первая и основная задача педагога. Как мы помним, сложность образования регулировочного образа у певца состоит в выработке верных певческих навыков и должна всегда быть связана с выполнением определенной музыкальной задачи, чтобы ученик умел выражать свои музыкальные представления через это правильное звучание. Учась исполнять, он одновременно формирует свой исполнительский аппарат. Вопрос присутствия при образовании вокальных навыков музыкально-исполнительской задачи настолько ясен и очевиден, что мы его ставим за скобки и в дальнейшем будем его всегда подразумевать.
Процесс образования двигательных навыков принято условно делить на три этапа, которые для певческих навыков будут выглядеть следующим образом.
Первый этап — нахождение верной певческой работы голосового аппарата — верного звукообразования на некоторых гласных и на ограниченном участке диапазона голоса.
Второй этап — сохранение и уточнение этих навыков верной работы в различных музыкальных заданиях и при произношении различных слов на всем диапазоне. Этот этап охватывает усвоение различных типов звуковедения, перенесение верных принципов работы голосового аппарата на весь диапазон и сохранение их на слове.
Третий этап — автоматизация, шлифовка и нахождение многочисленных вариантов этой верной работы. Это этап доведения правильного звукообразования и звуковедения до автоматизма, полного «раскрепощения» голосового аппарата и приобретения возможности варьировать голосом в пределах верного звучания, т. е. развитие нюансировки.
Обучение пению начинается с тех или иных объяснений, как надо взять дыхание, как атаковать звук, как поддержать возникшее звучание и т. п. Вокруг вопроса образования голоса всегда идут разговоры. У ученика уже есть определенный опыт или представление из прочитанного или известного ему по рассказам, что ему предстоит выполнить. Все это участвует в формировании того звукового образа, которого ему надлежит достигнуть.
С первых же попыток выполнить движение вместе с раздражениями второй сигнальной системы в форме реакции педагога по поводу выполнения задания в регулировку вступают и сигналы от первой системы через многочисленные системы обратных связей. В осуществлении контроля над выполнением формирующихся вокальных навыков на разных этапах обучения основную роль играют различные факторы. Ученик часто представляет себе правильное певческое звучание совершенно искаженно, а верное ему кажется дефектным. Иногда педагогу приходится бороться с учеником, который неверно себя слышит и сопротивляется формированию нового звучания, которое ему не нравится. Воспитание идеала верного звучания голоса, осуществляемое педагогом на всех этапах обучения, особенно важно на первом, когда его слух недостаточно развит, как и другие виды самоконтроля. Поэтому на первом этапе формирования певческого навыка особенно большое значение в формировании регулировочного образа имеют раздражители второй сигнальной системы, т. е. объяснения словами и звуковые раздражители от непосредственного показа педагога. Мышечные, вибрационные ощущения и другие обратные связи еще не занимают существенного места.
На этапе уточнения, наряду со словесным и звуковыми раздражениями, значительную роль начинают играть двигательный анализатор и другие органы чувств, которые должны обрести к этому времени достаточно тонкое развитие.
На этапе совершенствования, когда все получается хорошо, на первое место выступает двигательный анализатор и тонкие дифференцировки, которые образуются в других анализаторах. Общеизвестно, что опытный певец по мышечным ощущениям легко может определить высоту взятой ноты, а по вибрационным (резонаторным) — оценить ее тембровое качество.
Разберем отдельно этапы образования певческого двигательного навыка и отметим те характерные черты, которые должны определять рациональную методику их выработки.

Наверх! Запостить!