Этап закрепления выработанных вокальных навыков. Достижение автоматизма

Этап закрепления двигательных навыков и их автоматизации соответствует укреплению динамических стереотипов в мозговой коре. В этой фазе навыки выполняются легко, слаженно, свободно, не требуя большого внимания, которое уже может быть перенесено на другие объекты, и лишь частично контролировать их выполнение. Они уже устойчивы: к сбивающим моментам и безотказно выполняются на публике, на экзамене и в других сложных психологических ситуациях.

С точки зрения понятия постановки голоса — этот этап характеризуется стадией устойчивого овладения вокалом, когда голос имеет все необходимые вокальные качества, звучит ровно и свободно на всем диапазоне, позволяя певцу спокойно переносить основное внимание на исполнение. В практике пения говорят: «голос устроился». Этот этап овладения навыками позволяет певцу легко варьировать звукообразование, на выходя, разумеется, за пределы, ограниченные понятием академического звучания. Возможность нюансировки и развитие ее в полной мере относится именно к этому этапу.

На более ранних этапах формирования двигательных певческих навыков основное внимание уделяется нахождению и укреплению верной работы голосовых органов. Потому певец прежде всего стремится к формально правильному звукообразованию и обычно бывает исполнительски скован и беден выразительными возможностями.

Этап автоматизации навыков позволяет проявиться вариантам этих навыков, что и составляет основу различных нюансов. Мастерство пения характеризуется именно этой бесконечной вариабильностью, диктуемой художественной исполнительской задачей. Певец «играет» голосом, делает им то, что хочет, не выходя при этом из рамок правильного профессионального звучания. Эти варианты в своей основе являются дополнительными цепочками рефлексов, которые формируются в процессе многократных проб, попыток менять характер звучания. Такие временные связи, накопленные в результате многократных и длительных упражнений, составляют двигательный опыт, запас разнообразнейших движений, которые опытный певец включает в исполнение в зависимости от тех или иных художественных задач.

Нахождение и накопление этих вариантов работы голосового аппарата возможно только тогда, когда найдены и закреплены основные верные навыки. Поэтому на ранних этапах, в стадии нахождения и укрепления навыков надо временно мириться с некоторой единоплановостью звучания, со скромностью в динамических и тембровых нюансах, в требованиях к выразительности слова. Основное внимание на этих этапах — выработка и закрепление правильной работы всех частей голосового аппарата, диктуемой музыкальным заданием. Потому музыкально-исполнительские задачи на первых этапах должны быть, как правило, весьма скромны, но всегда должны присутствовать, ибо «запуск» всей сложной системы органов голосового аппарата должен во всех случаях определяться музыкально-исполнительской задачей.

Поскольку в фазе автоматизации и шлифовки навыка внимание может быть перенесено почти целиком на исполнительские задачи и поиски вариантов выполнения навыков, педагог может для занятий использовать иной, более сложный характер музыкального материала.

Музыкальный материал должен включать в себя самые разнообразные типы вокальных движений, разные типы голосоведения. Он может быть разнохарактерным по эмоционально-смысловому содержанию. Музыкальные исполнительские требования заставят певца находить нужные варианты навыка, приведут к развитию динамических и тембровых возможностей голоса.

Заключение

Все голоса от природы несовершенны. Задача педагога — выработать, усовершенствовать голос, создать «инструмент» певца и одновременно научить его «играть» на этом инструменте. Педагог должен найти в голосовом аппарате нужный характер работы, развить необходимые певческие навыки. С физиологической точки зрения это соответствует образованию новых связей в двигательном анализаторе, образованию двигательных стереотипов правильного пения. Голос певца должен быть в одно и то же время вокально правильным, ровным, иметь однородный певческий тембр — и бесконечно разнообразным в пределах этой правильности, без чего невозможно выразительное пение. С физиологической стороны этому соответствует выработка множества певческих двигательных стереотипов, строящихся на единой основе правильного взаимодействия частей голосового аппарата, на основе единой системы связей. Ведущим моментом в образовании певческих навыков является внутренний музыкально-вокальный образ. На первых этапах его формирование в основном определяется рассказом и показом педагога. Результаты попыток выполнить задуманное звучание оценивается многочисленными анализаторами во главе со слуховым. Системы обратных связей совершенствуются вместе с освоением навыка. Образование нужного двигательного стереотипа идет через контроль звучания голоса. «Ведет» педагогический процесс воздействия рассогласование между тем, что было задумано, и тем, что получилось в результате попыток. Связи уточняются до тех пор, пока рассогласование не будет ликвидировано. В формировании певческих навыков можно условно выделить три этапа: этап нахождения верной работы голосового аппарата, этап укрепления и уточнения этой работы и этап автоматизации и шлифовки. Каждый из этапов имеет свои характерные черты и требует от педагога их учета. Многообразие выработанных певческих навыков, большой вокальный двигательный опыт позволяет свободно проявиться творческому подходу и исполнению.

Наверх! Запостить!