Если слух стоит на первом месте среди обратных связей, принимающих участие в контроле за голосообразованием у певца, то на второе место столь же определенно следует поставить мышечное чувство — двигательный контроль. Как мы уже указывали, в двигательной области коры, наряду с клетками, заведующими движениями скелетных мышц, имеются чувствительные клетки, так называемые кинестезические клетки, воспринимающие состояние двигательного аппарата в каждый момент совершения движения. следует принимать, что двигательная область коры есть такой же анализатор скелетно-двигательной энергии организма, как другие области ее суть анализаторы разных видов внешней энергии, действующей на организм»
По яркости и отчетливости мышечные ощущения значительно уступают слуховым или зрительным. И. М. Сеченов справедливо назвал мышечные чувства «темными чувствами». Однако при тренировке кинестезический контроль может быть в высшей степени точным. Достаточно вспомнить слепых пианистов, скрипачей, чтобы понять, до какой степени точными могут стать движения, осуществляемые при помощи контроля двигательного анализатора. У певца двигательный контроль обычно проявляется в полной мере на поздних этапах освоения певческих движений. Начальный этап осуществляется в основном под контролем слуха.
В том, насколько большое место занимает мышечный контроль в певческой функции, нас особенно наглядно убеждают опыты с заглушением, которые проводились многими исследователями. Если опытный певец перестает себя слышать, так как через наушники ему подается достаточно интенсивный шум, то он не теряет возможности правильно спеть мелодию. Как показали эксперименты, проделанные последнее время В. П. Морозовым , некоторые квалифицированные певцы оказываются Б состоянии в условиях полного акустического заглушения чисто пропеть целую арию не сбившись с тональности и правильности вокальной позиции. Такое свойство, однако, обнаружено не у всех Шевцов. Многие 'певцы при пении в условиях за> глушения поют неуверенно, детонируют. Это дало возможность В. П. Морозову условно разделить всех обследованных певцов на две категории. Одни, которые контролируют пение в основном по слуховым ощущениям, представляют «слуховой тип» певцов, а те, которые вполне устойчивы к заглушению, — «мышечный тип».
Певцы, контролируя свое пение в основном по слуховым ощущениям от звучания своего голоса, сильно зависят от акустической обстановки, в которой приходится петь. Изменение акустических условий мешает им точно осуществлять Контроль над голосом. В разной обстановке они поют по-разному: то, что удается в классе, — не удается на сцене в связи с изменением условий Слухового контроля. У таких певцов слабо развито мышечное чувство, и плохая мышечная память, что мешает им хорошо усваивать певческие навыки и прочно удерживать их в памяти. Наоборот, те певцы, у которых хорошо развит мышечный контроль и мышечная память, уверенно поют в любой акустической обстановке, даже в условиях плохого слухового самоконтроля или при полном заглушении. Хорошо запоминая движения, они при пении ориентируются не только на слух, но и на мышечное чувство. Такое разделение на слуховой и мышечный типы певцов, разумеется, условно, и обычно каждый обладает и тем и другим видом контроля, но выражены эти системы контроля у разных певцов в разной степени. Наилучшим типом для пения следует считать певца, у которого хорошо развит и слух и мышечное чувство. Эти данные В. П. Морозова несомненно должны учитываться каждым педагогом в его практической работе.
Как. и другие анализаторы, мышечный анализатор способен развиваться под влиянием систематической тренировки. Хотя голосовой аппарат состоит из многочисленных органов, где не все отделы подвластны волевому контролю, все же приспособление к пению происходит прежде всего под влиянием заложенной в нем произвольной мускулатуры, которой можно научиться управлять. Приспособление к певческой (функции может происходить как при сознательном воздействии на те или иные группы мышц и органов, так и опосредствованно. При соответствующей тренировке певец может научиться хорошо 'различать дыхательные мышечные движения, гортанные и артикуляционные. Некоторые педагоги считают целесообразным привлекать внимание ученика к мышечным ощущениям той или иной части голосового аппарата, между тем как большинство держится опосредствованных методов воздействия на их работу.
Совершенство мышечного контроля, которое позволяет певцу петь в условиях полного акустического заглушения, объясняется прочными связями, Которые образовались у певца между внутренним представлением о звучании и двигательным механизмом его воплощения. На основе двигательного опыта всякому представлению о движения обязательно сопутствует выполнение самого движения хотя бы в минимальной степени активности. Внимательно следя за звукообразованием ученика и мысленно образуя звук вместе с ним, вокальный Педагог, как правило, шевелит тубами, открывает рот, произносит слова, а иногда и напевает вслух. Каждый из нас встречал человека, идущего в одиночестве по улице и разговаривающего вслух. При активной внутренней речи она как бы прорывается наружу. Когда ребенок читает про себя, его губы обычно чуть-чуть шевелятся — он бессознательно проговаривает те слова, которые читает. Эти действия называются идеомоторными актами (от слова идео — идея, и моторный -двигательный). Движения могут быть весьма мало заметны, но при представлении о движении они всегда присутствуют и могут быть обнаружены специальной чувствительной аппаратурой.
И. П. Павлов пишет: «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении (т. е. имеется кинэстезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите. То же — в известном фокусе с человеком, решающим неизвестную ему задачу: куда-нибудь пойти, что-нибудь сделать при помощи другого i человека, который знает задачу, но не думает и не желает ему помогать. Однако для действительной помощи достаточно первому держать в своей руке руку второго. В таком случае второй невольно, не замечая этого, подталкивает первого в направлении к цели и удерживает от противоположного направления»Подобные психологические опыты с неизменным успехом демонстрировал на эстраде В. Мессинг.
Известно, что мышечные движения играют большую роль в распознавании звуков. Мышцы помогают слуху! Если певца, не обладающего абсолютным слухом, спросить, какая нота звучит на фортепиано, то прежде чем ответить, он воспроизведет ее мысленно или вслух голосом, а потом уже даст ответ.
Слушая певца, мы обязательно воспроизводим внутренним слухом то, что он поёт, и по закону «представление рождает движение» — включаем в действие голосовой аппарат. Поэтому после слушания хорошего певца у нас в горле возникает приятное ощущение, а после пения певца с зажатым голосом мы чувствуем неудобство в горле. Инструменталисты при исполнении мысленно пропевают исполняемое, и их голосовые связки оказываются после исполнения покрасневшими.
Интересно отметить, что слушатель-певец во время исполнения переживает исполняемое вместе с певцом-исполнителем, внутренне поет, вместе с ним, задерживает дыхание на длинных фразах, незаметно для себя проговаривает слова знакомой арии и т. п. Он всем своим существом включен в исполнение, и это обязательно отражается в незначительных движениях его мышц.
Таким образом, всякое пение «про себя» обязательно вызывает двигательную реакцию со стороны голосового аппарата.

Наверх! Запостить!