Связь представления о звуке с движениями, которыми такой звук производится, является основой вокального слуха. В это понятие также включаются и другие ощущения: вибрационное, резонаторное и чувство подсвязочного давления.
Под вокальным слухом понимается способность улавливать не только особенности правильного певческого звучания, отличать их от неправильного, но и ощущать работу голосового аппарата, мышечно понимать то, что делает другой певец при том или ином звучании. Умение не только слушать звучание голоса, но и представлять себе ясно его работу во время пения, ощущать, что делается в голосовом аппарате, — это и есть вокальный слух, которым должен владеть каждый певец и педагог. Вокальный слух развивается постепенно, по мере освоения вокальной техники. Начинающие петь обычно им не обладают. Начинающий певец не может себе ни представить в ощущениях, ни понять мышцами, как производится то или иное звучание. Постепенно, опираясь на слух, он начинает вырабатывать технику, и у него начинают формироваться многочисленные связи между слуховым представлением и его мышечным воплощением. На этой базе начинает развиваться Способность представлять и ощущать работу голосового аппарата при пении. Таким образом, формирование вокального слуха происходит в 'процессе развития вокальных навыков, «…человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, то есть ранее момента образования звука, -как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон; он может даже мышцами, без помощи голоса, спеть, так сказать, для своего сознания, какую угодно знакомую песню», —писал по поводу развития мышечных ощущений у певца И. М. Сеченов. Во время занятий вокальный педагог анализирует технологию ученика, мышечно представляя себе работу его 'голосового аппарата. Когда ноет ученик вокальный педагог внутренне поет 'все время вместе с ним и потому может подсказать Нужный мышечный прием для исправления имеющихся недостатков. Ученик же только тогда может воспринять особенности вокальной технологии другого певца, когда он почувствует ее посредством мышц своего голосового аппарата.
Эту тесную взаимосвязь между представлением о звуке и работой голосового аппарата попользуют некоторые певца для того, чтобы правильно распеться перед выступлением, не тратя при этом реальной мышечной энергии. Достаточно 'бывает внимательно послушать пение хорошего певца, как аппарат приходит, благодаря внутреннему пению, в распетое состояние. Активное внутреннее пение «разогревает» голосовой аппарат не хуже действительного пения голосом. На основе этой взаимосвязи никогда перед выступлением не следует слушать плохое пение, неверное звучание. Нельзя и много (слушать пения, так как голосовой аппарат может утомиться при слушании большого количества музыки.
С физиологической стороны в основе формирования вокального слуха певца лежит образование рефлекторных связей в коре между одновременно возбужденными ее участками. Во время пения певец одновременно слышит свой голос, получает кинестезические представления о работе голосового аппарата, ощущает различные вибрационные явления, видит свои движения, если ноет перед зеркалом, и т. п. Словом поскольку весь комплекс разнообразных ощущений действует одновременно и многократно, между этими всеми ощущениями образуются прочные связи.
Связи двигательных клеток коры мозга с другими областями коры, которую Павлов считал комплексным анализатором, многочисленны и разнообразны, «…кинэстезические клетки коры, —пишет И. П. Павлов, — могут быть связаны, и действительно связываются, со всеми клетками коры, представительницами как всех внешних влияний, так и всевозможных внутренних процессов организма. Это и есть физиологическое основание для так называемой произвольности движений, т. е. обусловленности их суммарной деятельностью коры»
Таким образом, работа над голосом сопровождается развитием связей между всеми контролирующими звучание системами анализаторов. Вокальными движениями управляет комплекс органов чувств. В связи с этим каждый певец не только слышит внутренним слухом звучание, которое собирается произвести, но и ощущает его. По выражению французского исследователя Рауля Юссона, каждый певец имеет внутреннюю «телесную схему вокального звучания», в которую входят разнообразные ощущения от различных органов и частей голосового аппарата.
Соответственно этому, различные типы вокальной техники находят в этой схеме ощущений различное отображение. Несмотря на то, что ощущения певцов весьма индивидуальны, среди них можно выделить характерные и для того или иного типа звучания. Например, при одном типе звучания звук ощущается у зубов, при другом — в области темени и т. д. Это дало возможность Юссону классифицировать различные типы техники голосообразования по тем ощущениям, которые они вызывают. Несмотря на то, что весь ансамбль органов чувств в момент образования звука вступает в действие, только некоторые из них принимают участие в сознательном контроле за звукообразованием. Мы уже говорили, что хорошо развиваются только те ощущения, к которым привлекается достаточно большое внимание. Активность, сосредоточение внимания на деятельности какого-либо анализатора ведет к преимущественному развитию именно этого анализатора в их общем комплексе. Поэтому в «телесной схеме» звучания на первом плане могут оказаться разные виды чувствительности — у одних — больше мышечное чувство, у других — резонаторное. Если внимание ученика обращалось главным образом на резонаторные ощущения, — то они в вокальной схеме могут занять по развитости и яркости преимущественное место. Если —на мышечные ощущения работы дыхательного аппарата, то, следовательно, они могут сделаться ведущими в общем комплексе и т. д.

Резонаторные и другие ощущения, участвующие в контроле за пением

Важное место в контроле за певческим голосообразованием имеют резонаторные ощущения. Каждый певец хорошо знает, что при пении у него начинает ощутимо вибрировать грудная клетка и область лицевой части головы. Это дрожание принято называть трудным и головным резонированием. Резонаторные ощущения весьма ярки, хорошо ощутимы и также входят непременным моментом в формирование «телесной вокальной схемы» певца. Многочисленные рецепторы, воспринимающие вибрационные явления, расположены во всех тканях тела. Много их имеется и в тканях головного резонатора. Вибрационные явления в значительной мере помогают певцу в управлении процессом голосообразования. Интересные данные о роли вибрационного чувства, которые помогают контролировать голосообразование, экспериментально получил В. П. Морозов
При помощи прибора переводящего звук голоса в вибрации, ощутимые рукой, он обнаружил, что певцы, которые при заглушении оказались не в состоянии хорошо петь, вновь обретали эту возможность, если начинали контролировать свое пение через вибрации прибора. Значит, вибрационные явления действительно помогают певцу в контроле за пением:
Вибрационным контролем обычно широко пользуются все певцы, придавая большое значение ощущениям головного и грудного резонирования. И этот путь регулирования вокальной функции следует считать правильным. Поэтому в педагогической практике необходимо фиксировать внимание учеников на тех резонаторных ощущениях, которые у них возникают при том или ином характере звучания. Для многих певцов резонаторные ощущения являются ведущими среди внутренних ощущений, и развиты они у таких певцов очень тонко. Например, по Лилли Леман, автору книги «Мое искусство петь», каждый звук тональной школы должен резонировать в определенном месте нёбного свода. Кроме перечисленных, у некоторых певцов отчетливо развиваются ощущения движения воздуха через голосовую щель, ощущения, связанные с изменением подсвязочного давления, с так называемым «посылом дыхательной струи». Обычно многие певцы и педагоги хорошо отличают плотное смыкание связок, при котором дыхание не тратится зря, от такой работы голосовой щели, когда оно утекает непроизводительно. Часто можно слышать, что певец поет «продутым» звучанием, что у него голосообразование с «утечкой». Нам встретились певцы, которые достаточно отчетливо ощущают те вихревые, турбулентные движения воздуха, которые у них возникают при прохождении воздушной струи через голосовую щель. Вообще же чувство работы воздушной струи наиболее ощутимо в местах сужений голосовой трубки, где имеется резкое изменение воздушного давления — в голосовой щели и в местах артикуляционных сужений при произношении согласных. Работа дыхания в голосовой щели, в частности, хорошо ощутима при разных видах атаки звука.
Таким образом, при голособразовании включаются разнообразные контролирующие системы обратных связей, в результате действия которых процесс певческого голособразования может осуществляться с большой точностью. Все эти виды контроля могут быть развиты, потому в 'процессе воспитания певца следует одновременно с развитием двигательных певческих навыков привлекать внимание к контролирующим системам, способствовать их развитию. Культура вокальных ощущений необходима для певца.
Зрение играет значительную роль в формировании представления о голособразовании. Мы видим движения поющего человека, и это рождает соответствующие представления о том, какими движениями следует пользоваться при пении. Показ педагога, тренировка отдельных движений перед зеркалом — все это помогает усвоению нужных певческих навыков. Зеркало — хороший помощник при необходимости изолированной работы над укладами языка или над тренировкой мягкого нёба. Помогает оно и для того, чтобы следить за осанкой, постановкой головы, ртом в пении. Зрительный контроль, в тех отделах голосового аппарата, которые доступны для наблюдения, отлично помогает выправлению отдельных недостатков технологии.

Заключение
Пение управляется посредством многочисленных систем обратных связей. Все виды чувствительности, участвующие в контроле за деятельностью голосового аппарата, способны развиваться. В основе их развития лежит принцип образования связей и развития дифференцировок. Для успешного развития ощущений надо, чтобы в это время мозг был свободен от других деятельностей и чтобы дифференцировка велась от сильно разнящихся раздражителей к все более и более близким. Слух является главным регулятором вокальной функции. Однако поскольку певец Не совсем верно себя слышит, вопрос чистоты интонации у певца не может быть сведен только к развитию слуха. Дело в умении выполнить то, что он диктует. Главным помощником слуху в контроле за голосообразованием является мышечное чувство. Благодаря мышечному чувству контроль за голосообразованием может быть доведен до большого совершенства. Слух, мышечное чувство и другие ощущения при Контроле за голосообразованием рефлекторно связываются друг с другом. Эти связи являются основой вокального слуха певца. Они позволяют не только слышать голос, но и ощущать работу голосового аппарата при пении. Благодаря вокальному слуху становится возможным понимать технологию поющего человека. Слушая певца, педагог автоматически воспроизводит его технологию, что помогает направлять развитие нужных приспособлений. Вибрационные ощущения помогают ориентироваться в качестве тембра. Зрение позволяет контролировать работу видимых отделов голосового аппарата. Некоторые певцы ощущают аэродинамические явления, происходящие в голосовом аппарате При пении. У разных певцов эти виды чувствительности развиты в разной степени, и Поэтому внутренняя картина ощущений при пении у них не одинакова. Тонкое развитие контролирующих систем обратных связей позволяет управлять фонацией с большой точностью.

Наверх! Запостить!