Павловское учение установило, что в основе психических явлений лежат физиологические закономерности деятельности нервной системы. И. П. Павлов показал, что психическая деятельность— это высшая нервная деятельность. Со времен Сеченова и Павлова стало возможным рассматривать организм как единое целое, в то время как ранее он представлялся разделенным на физиологическую и психологическую части, не связанные друг с другом.

Однако психика имеет свои качественные особенности, что прекрасно понимал И. П. Павлов. Он лишь утверждал, что изучение психических явлений должно вестись на основе' анализа механизмов физиологической деятельности головного мозга, так как психика есть продукт его. Психологию как науку, изучающую внутренний мир человека, его субъективную жизнь, его психические качества, он считал естественно необходимой наукой.

«Психология, — писал он, — как формулировка явлений нашего субъективного мира — совершенно законная вещь, и нелепо было бы с этим спорить. На этой основе мы действуем, на этом складывается вся социальная и личная жизнь… Благодаря психологии я могу представить себе сложность данного субъективного состояния».

Пение — явление, связанное со всеми сторонами психической жизни человека. Ученик поет потому, что у него есть интерес и желание заниматься этой деятельностью. Потребность, склонность заниматься пением обычно связана со способностями к музыке и пению, в свою очередь тесно связанными с развитием музыкального слуха, ритма, ладового чувства и т. п., т. е. с развитием слуховых ощущений. В процессе исполнения певец передает свои музыкальные представления, свои чувства, творчески преломляя замысел композитора. Пение на публике, как и процесс овладения вокалом, требуют большого волевого напряжения. Успех в овладении певческим голосом и в творческой деятельности вообще требует определенных черт характера, без которых при работе на сцене не обойтись.

Интересы и склонности, чувства и желания, ощущения и представления, воля и характер — все это психологические категории, изучаемые психологией.

Каждый ученик — неповторим как индивидуальность не только в смысле анатомического строения и особенностей своих функций, но и в смысле психологических качеств. В успехе певческой деятельности, как и в обучении пению, психологические качества ученика играют решающую роль. При хороших музыкальных способностях, при воле, целеустремленности, «одержимости» в достижениии цели ученик с посредственным голосом часто достигает большего успеха, чем ученик с отличными вокальными данными, но с недостатками в психическом комплексе. Вялый, малоинициативный, неволевой, легко отвлекающийся, несобранный человек, как и малоэмоциональный, не цепкий, — вряд ли может рассчитывать на успех в вокальном деле.

Обычно в психологии рассматривают психические процессы, подразделяя их на познавательную, эмоциональную, волевую» сферы, а затем рассматривают деятельность человека и психические свойства личности.

Познавательная сфера

К познавательной сфере относятся: ощущения, восприятия,, внимание, память, мышление, воображение. Хотя все они важны для певца и играют свою роль в процессе его развития, мы только кратко коснемся их.

Физиологические механизмы, лежащие в основе психологических явлений, мы рассмотрели ранее и применили их для анализа некоторых психологических категорий, таких, как навыки и ощущения, что позволяет нам в настоящем разделе лишь дополнить этот материал.

Ощущения

Под ощущением в психологии понимается способность органов чувств отражать в нашем сознании отдельные свойства предметов и явлений внешнего мира, действующих на них в данный момент, а также способность отражать состояние и работу органов внутри нашего тела. В настоящем разделе мы остановимся на явлении адаптации.

Органы чувств, и в частности слуховой орган, способны к адаптации, ж приспособлению. Для того чтобы видеть в полутемной комнате, надо в ней провести несколько минут, чтобы глаза привыкли, адаптировались. То, что ярко после полутемной комнаты, кажется плохо освещенным после солнечного освещения. После сильно соленого нормально посоленное блюдо кажется совсем пресным.

Указанный закон имеет отношение и к слуху. После тишины и умеренный по силе звук кажется достаточно сильным. Опытные певцы хорошо знают этот закон, стараясь использовать все динамические возможности для наибольшей выразительности. Не давая полного голоса и пользуясь широко mezzo voce и piano, они достигают большого впечатления мощи голоса при forte. Неопытный певец сразу выдает звук большой силы, а ухо, адаптируясь к этому уровню, не удовлетворяется его forte, так как на слишком громком фоне оно не производит должного впечатления.

Певцу надо помнить, что впечатление громкости и действительная сила не всегда совпадают. В этом явлении адаптация .играет заметную роль.

Благодаря ощущениям мы знакомимся с отдельными свойствами предметов и явлений, и чем больше разных ощущений сигнализируют нам о свойствах предмета, тем полнее мы его воспринимаем.

Наверх! Запостить!