О наблюдении и наблюдательности в театральном и вокальном искусстве говорят много. Наблюдательность обогащает артиста, помогает ему в создании образов. Большие артисты отличались хорошо развитой наблюдательностью. Вспомним, как Ф. И. Шаляпин умел подмечать тонкие характерные черты поведения людей, их привычки, манеру держаться, внешний облик. К наблюдательности призывал артистов К. С. Станиславский.
Под наблюдением понимается преднамеренное, планомерное восприятие какого-либо явления с целью его изучения. Обычно мы воспринимаем явление из интереса или просто в силу необходимости поскольку оно протекает вблизи или очень ярко — например, проходит поезд, идет пароход, летит самолет, громко играет музыка и т. п. В отличие этого непроизвольного восприятия, наблюдение всегда сознательно и (произвольно. Оно диктуется ясно поставленной целью выявить в явлении те или иные его особенности.
Наблюдение тем успешнее, чем больше оно обогащает человека. Молодой певец, как и педагог, должен уметь наблюдать пение, т. е. активно познавать певческий процесс, должен вести наблюдение с ясной целью выявить нужные механизмы образования звука. Так же активно надо наблюдать за исполнением мастера. В наблюдение всегда включается мышление, и наблюдающий не просто смотрит на явление, не просто слушает голос, но анализирует его, сравнивает ,и сопоставляет с предыдущим слуховым опытом и делает на основе этого определенные умозаключения.
В развитии наблюдательности у ученика большое значение: имеет педагог. Если он будет постоянно наталкивать ученика, обращать его внимание на те или иные особенности звучания, мышечные ощущения и движения, то постепенно приучит его как к наблюдению за собой во время пения, так и к наблюдению за другими певцами.
Наблюдательность как свойство человека заключается в умении подмечать характерные особенности предметов и явлений, которые на первый взгляд кажутся малозначимыми и малозаметными. Наблюдательность развивается в результате привычки обращать внимание на окружающие явления, подмечать их особенности, сравнивать их, находить взаимосвязь явлений и т. п. Часто наблюдательность связана с деятельностью человека, с его направленностью, любознательностью.
Ко всему, что интересно и связано с основными жизненными устремлениями человека, он относится внимательно и проявляет хорошую наблюдательность, в то время как другие явления жизни проходят для него незаметно. Однако наблюдательность как свойство личности в целом можно развить и приучить себя быть наблюдательным вообще.
Наблюдательность — важнейшее, необходимое качество для успеха в любой деятельности. Певец должен приучить себя к самонаблюдению и наблюдению за другими ноющими. Это в сильной степени благоприятствует продвижению на сложном пути овладения певческим искусством. Надо приучить себя подмечать малейшие изменения звука, точно фиксировать, запоминать ощущения, сопровождающие пение, постоянно контролировать и сопоставлять ощущения с предыдущим опытом. Наблюдательность обязательна как для педагога, так и для ученика.

Наверх! Запостить!