Наше внимание характеризуется направленностью психической деятельности на определенный объект. Это явление объясняется концентрацией возбуждения в определенной области коры. При этом, по закону индукции, остальные части коры оказываются заторможенными, и поэтому человек, внимательно наблюдающий что-либо, не воспринимает или плохо воспринимает в этот момент все остальное. Концентрирование возбуждения на объекте внимания обеспечивает хорошее закрепление в памяти его особенностей. Внимание — это свойство нашего мозга, которое участвует во всех других психических процессах, связанных с познавательной и волевой деятельностью. Можно быть внимательным в восприятии или в анализе ощущения, можно внимательно слушать, запоминать, можно действовать с большим вниманием, можно внимательно решать задачу, т. е. производить (мыслительные операции и т. п.

Внимание — важнейшая способность нашей психики, обеспечивающая успешность протекания различных психических явлений. Когда мы внимательны, то психическая деятельность протекает очень четко, направленно и с большой активностью. При внимании — любая работа спорится: движения точны, аккуратны, в них нет ничего лишнего, мысли ясны, мозг хорошо анализирует, обобщает, и образуются прочные связи, и все хорошо запоминается. Внимание организует нашу психическую деятельность.

Как в обучении пению, гак и в исполнительской деятельности успех в большой степени определяется внимательностью ученика или артиста. «Лучше петь двадцать минут внимательно, чем два часа невнимательно», — говорит известная певица и педагог Полина Виардо. Действительно, обычно, внимательное отношение обеспечивает хорошее запоминание материала, успешное развитие новых координации. Работать внимательно — первое условие успешных занятий как для педагога, так и для ученика. Полина Виардо говорила: «Вообще, раз усевшись за рояль, необходимо сосредоточить все свое внимание на том, что хочешь делать, не позволяя себе отвлекаться. Если же не чувствуешь расположения к труду, то лучше прекратить занятия, отложив его до более удобного времени».

На уроке ученик обязан быть предельно собранным и внимательным. Все остальные мысли, отвлекающие внимание, должны быть оставлены за дверями класса. Дело в том, что внимание способно отвлекаться, рассеиваться. ,В этих условиях материал урока будет усваиваться весьма плохо и не будет прочно фиксироваться памятью.

Есть люди вообще внимательные, собранные, т. е. умение быть внимательными характеризует все их поведение. Чем бы они ни занимались, они умеют не выпускать объект из внимания, умеют работать не отвлекаясь. У таких людей работоспособность и успешность овладения любым делом — велика. Другие, наоборот, легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться на чем-либо одном, поэтому усвояемость материала у них невелика.

Внимание может собираться и отвлекаться. Собирает, концентрирует внимание то, что интересно или важно для выполнения основных жизненных задач. Певец или ученик всегда внимателен к любым замечаниям и мнениям об их пении, даже если они сказаны вскользь или переданы через третье лицо, поэтому все эти мнения хорошо запоминаются и хранятся в памяти, так как для певца пение — это самое главное дело в жизни.

Заставить ученика быть внимательным и развивать его внимание — важнейшая задача педагога. Еще замечательный русский педагог Ушинский сказал, что педагогика — это наука о заинтересовывании. Сделав предмет интересным, мы тем самым привлекаем к нему внимание ученика, а все, к чему мы относимся со вниманием, хорошо усваивается. Например: случается, что ученик бывает невнимателен при пении упражнений, он думает лишь о произведениях или, что иногда к сожалению встречается, о тех верхних звуках, которые в них есть. Для того чтобы сделать его внимательным, надо довести до его сознания, что успех верхних нот кроется в овладении элементами техники, которые даются в упражнениях. Если педагог сумеет быть убедительным —то внимание ученика сконцентрируется на упражнениях и усвоение технических элементов будет идти успешно.

Это общее правило для концентрации внимания на желаемом объекте путем убеждения в необходимости выполнения определенных моментов, следует применять каждому педагогу. Например: если ученик не держит необходимого режима жизни или певческого режима и никакие требования педагога не приводят к успеху, то лучшее средство — убедительно доказать, как это может помешать в достижении его главной цели—стать певцом.

Произвольное внимание — это умение его сосредоточить посредством волевого усилия. О нем очень хорошо писал К- С. Станиславский, приучавший своих учеников сужать круги внимания, заставлять себя быть внимательным к ограниченному кругу явлений и предметов. Этим произвольным концентрированием' внимания можно заставить себя целиком уйти в роль и перестать воспринимать тормозящее влияние зала. Произвольное внимание можно выработать у любого человека приучая его быть предельно внимательным к определенным предметам, хотя бы недолгое время.

Развитие внимания

Для того чтобы развить внимание надо всегда работать внимательно, не допуская проявлений невнимательности. Постепенно приучая себя быть внимательным к выполнению небольших по времени заданий, можно приучить себя к внимательности вообще. Главное, не разрешать себе работать невнимательно, кое как, позволять себе отвлекаться. Это может привести к привычке вообще работать невнимательно.

Известную роль в повышении внимания на уроке играет и внешняя обстановка. Присутствие лишних людей, посторонние разговоры, хождение по классу, заглядывание и т. п., а также отсутствие творческой атмосферы — все это не способствует собранности, концентрированное внимания. Подобные отвлекающие моменты должны быть исключены. Концентрация внимания лучше удается когда мозг отдохнул, в утренние часы. Вечером, после работы, нервная система усталая и быть сосредоточенным трудно.

Большую роль в развитии внимания может сыграть активность самого ученика, который не просто пассивно выполняет задание учителя или слушает его объяснения, но сам ищет объяснения того или иного явления, экспериментирует над своим голосом, пробуя формировать его в той или иной манере. Такие эксперименты, самоанализ и обсуждение с педагогом того или иного характера звучания или движения, технического момента повышают активность внимания. Наоборот, монотонность, механическоее повторение одних и тех же упражнений без реакции со стороны педагога притупляют внимание, снижают активность и утомляют ученика.

Трудно быть долго внимательным к какому-либо одному явлению или объекту. Внимание приводит к утомлению соответствующих нервных клеток. Поэтому следует переключать внимание на что-либо иное, чтобы уставшие нервные клетки могли отдохнуть. После такого переключения можно опять возвратиться к прежнему объекту внимания. Это позволяет долго работать без утомления. На этом же принципе основан переход с умственного труда на движение: производственная гимнастика, принцип чередования урока и перемены и т. п.

Так и на вокальном уроке, который связан с интенсивным напряжением внимания, необходимо после 10—15 минут занятий дать 3—5 минут перерыва, поговорить с учеником о чем-нибудь другом, сыграть что-либо на рояле и т. п.

В отличие от преднамеренного внимания, которое связано с волевым его напряжением (мы готовимся быть внимательными, выбираем объект внимания, исходя из своих задач, держим это внимание, не позволяя ему отвлекаться), ряд явлений и предметов привлекает наше внимание или своей новизной, или яркостью и силой, или потому, что связаны с резкими изменениями силы, темпа и т. п. Вошедший в класс чужой человек, особенно незнакомый, невольно привлекает к себе внимание ж отвлекает от основной задачи.

Громкая игра или пение в соседнем классе также привлекает невольно наше внимание. Однако можно привыкнуть работать и в такой обстановке, но внезапная тишина вместо привычного пения, как и пение после привычной тишины, обязательно привлечет наше внимание. Оно называется непреднамеренным и должно учитываться при организации занятий.

Весьма важным свойством внимания является возможность его распределять при выполнении сложной деятельности между рядом объектов. «Разве это не обычная вещь,— пишет И. П. Павлов, — что мы, занятые главным образом одним делом одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело очень привычное для нас, т. е. работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения

по механизму внешнего торможения, так как пункт полушария, связанный с нашим главным делом, конечно, является тогда сильно возбужденным?..»

Лектор, читающий лекцию, одновременно следит за реакцией аудитории, и это не прерывает связности изложения материала, не отвлекает его. Студенты записывают существенное в лекции, одновременно слушая, что говорит педагог далее.

Профессиональный певец, занятый исполнением роли, своей творческой задачей, одновременно контролирует свое поведение, контролирует и направляет свое звучание, успевает видеть дирижера, и это не отвлекает его от творчества. Следовательно, певческая деятельность, как и многие другие деятельности, связана не только с умением концентрировать свое внимание, но и с умением его распределять.

Возможность распределять свое внимание не является природным свойством. Она приобретается в процессе Деятельности человека и имеет условно-рефлекторную природу. Неопытный лектор будет запинаться и останавливаться, если будет следить за аудиторией, и поэтому чаще всего пользуется конспектом, стараясь не отрывать от него глаз. Студент, не умеющий записывать лекции, будет слушать ее урывками, когда будет отрываться от письма. Неопытный певец выходя на сцену, то забывает глядеть на дирижера, то не следит за звуком, а когда начинает думать о звуке и следить за дирижером, выбивается из роли. Очевидно, чтобы распределять внимание между несколькими объектами, надо в совершенстве овладеть теми навыками, между которыми оно должно быть распределено. Только тогда, когда пение будет в основном технически правильным, можно перенести центр внимания на творческую деятельность. И когда навык записи лекции будет выработан, можно одновременно писать и хорошо следить за мыслью лектора.

Поэтому при начальных занятиях надо приучать ученика к сосредоточению внимания на технике пения для выработки и укрепления необходимых координации, оставляя творческой задаче лишь небольшую его часть. На поздних этапах, когда техника пения в основном освоена, центр внимания следует перенести на выполнение творческой задачи.

К распределению внимания, как и к сосредоточению его на чем-либо одном, Следует приучать ученика с первых шагов. Оба эти вида внимания совершенно необходимы для успеха в занятиях пением.

Даже в процессе освоения самой технологической стороны пения внимание надо постепенно тренировать на распределение его между деятельностью различных органов, групп мышц и различными ощущениями. Надо 'быть всегда внимательным к звуку своего голоса, но одновременно надо верно выполнять ряд мышечных действий: опускать свободно челюсть, не поднимать плеч, обращать внимание на резонаторные ощущения и т. п. Поскольку сразу распределить внимание обычно не удается, следует его известное время концентрировать на одном или двух объектах, и только когда внимание к ним станет привычным и навык выработается, — переносить его на другие.

Каждый ученик должен знать особенности своего внимания и работать над недостающими его качествами.

Наверх! Запостить!