Под памятью понимается свойство нашей психики, выражающееся в запоминании, сохранении и воспроизведена и прошлого опыта. Все что мы ощущаем, чувствуем, все наши переживания и мысли, наши движения, действия — все это не исчезает бесследно, а сохраняется нашей памятью. Благодаря этому свойству наш повседневный опыт не пропадает, а все время обогащает психику. Накопленные благодаря нашей памяти представления, чувства, мысли позволяют нам правильнее поступать, вернее решать задачи сегодняшнего дня. Мы всегда ценим опытного человека благодаря тому, что он имеет в памяти огромное количество материала по данному виду деятельности и этот материал позволяет ему действовать безошибочно и точно. Опытный врач, опытный педагог, опытный артист — это люди, хранящие в своей памяти все знания, умения, чувства, нужные для успешного выполнения этих видов деятельности.
Память — необходимое для жизни свойство нашей психики. Хорошей считается такая память, когда человек быстро запоминает материал (сознательно или бессознательно), надолго удерживает его в памяти и воспроизводит его точно.
Мы помним, что всякое воздействие на нервную систему оставляет в ней след. Эти воздействия могут быть производимы как непосредственными раздражениями — звуком, зрительными впечатлениями, так и словом, т. е. путем словесных объяснений, рассказов, напоминаний, приказаний и т. п. Следы от раздражений, имеющие характер временных нервных связей или ассоциаций, составляют физиологическую основу памяти.
Для певца, как и для других музыкантов-исполнителей, необходима отличная музыкальная и двигательная память. Музыкантам-исполнителям приходится запоминать и воспроизводить поистине огромный музыкальный материал. Каждый исполнитель хранит в памяти весь свой репертуар, воспроизведение которого занимает многие и многие часы. Какое же колоссальное количество звуковых и двигательных связей должна хранить память исполнителя! Каждый обучающийся пению должен знать как общие свойства памяти, так и особенности своей собственной. Он должен развивать свою память.
Как известно, память отличается большими индивидуальными особенностями как по своему типу, так и по способности к быстроте запоминания, прочности удержания и точности воспроизведения. М. Н. Ермолова запоминала наизусть роль после одного ее прочтения. С. В. Рахманинов запоминал произведение и мог его воспроизвести после одного прослушивания. Однако большинство людей не обладают такой феноменальной памятью. Многие ученики-певцы обладают просто плохой памятью, не фиксируют точно ритм или высоту, а некоторые отличаются удивительным свойством всегда путать слова и вступления. Поэтому педагог и ученик должны выполнять основные правила, которые способствуют выработке профессиональной памяти.
Запоминание материала может быть непреднамеренным и может совершаться с намерением запомнить то или иное явление. Но даже непроизвольное запоминание бывает различно в отношении разных явлений. Ведь все, что действует на человека в течение каждого дня, как-то откладывается в памяти, но одни явления и факты запоминаются лучше, чем другие. Как показывает практика, лучше запоминается то, что связано с непосредственными задачами человека, с его внутренними устремлениями, с основными линиями его жизни. Певец, даже не задумываясь об этом, точно и прочно запоминает все, что связано с певческим голосом, хорошо помнит содержание программ того или иного артиста, особенность звучания его голоса, запоминает манеру голосообразования, особенности исполнения, манеру держаться на сцене и т. п. Художник невольно запоминает форму, краски и легко по памяти воспроизводит их. Музыкант невольно легко запомнит музыкальную ткань и т. п. Мать невольно запоминает все сказанное о ее ребенке, а также все поведение ребенка. Все, что является предметом нашего интереса, будь то наша интимная жизнь или же наша профессия, — все это непроизвольно хорошо запоминается. Следовательно память избирательна.
Это качество памяти легко понять, так как основой запоминания служат следы-ассоциации — условные связи, а последние тем легче, быстрее возникают и прочнее удерживаются, чем более силен возбудительный процесс. К тому, что нам интересно, мы внимательны, и поэтому возбудительный процесс силен, а вместе с этим силен и след в нервной системе, который он оставляет, т. е. прочна возникающая ассоциация или связь.

Преднамеренное запоминание. Развитие памяти
Однако в жизни нам недостаточно этого непроизвольного запоминания. Часто приходится запоминать что-то нужное, необходимое, то, что человек себе поставил целью запомнить: слова арии, иностранный текст, музыку и т. п., вне зависимости от того — нравится ли нам она или нет. При таком преднамеренном запоминании человек специальна употребляет некоторые приемы, чтобы лучше выполнить поставленную себе цель. Цель — желание запомнить — мобилизует внимание, вследствие чего запоминание удается лучше.
Основным приемом всякого запоминания является повторение. Известна латинская пословица: «повторение — мать учения». Конечно, в основе принципа многократного повторения лежит укрепление через каждое повторение уже образовавшихся связей. Однако и многократное повторение может не привести к прочному запоминанию, если не будет поставлена цель — запомнить.
Мы часто не в состоянии описать явление или предмет, с которым постоянно встречаемся, так как не ставили себе целью запомнить его. Например: какого цвета глаза у знакомых вам людей или сколько ступенек у лестницы вашего дома. Как Показали исследования психологов, для запоминания необходима ясная установка на длительное и прочное закрепление, удерживание в памяти. Это приводит к лучшему запоминанию, чем предложение запомнить на короткий срок. Важно иметь ясную установку на время запоминания. Можно «уложить» запоминаемое в долговременную память, а можно запомнить на короткий срок.
Для того, чтобы повторение имело максимальный эффект в смысле запоминания материала, следует избегать превращать его в механическое бессознательное повторение. (Наоборот, важно сделать предмет запоминания интересным, найти в нем интересные возможности, привлечь к нему мышление, сознание, заставить этим сознанием активно осмыслить запоминаемое. В вокальном произведении текст как словесный, так и музыкальный следует обязательно подвергнуть подробному анализу и осмыслить его.
Для певца мало механически учить мелодию или запоминать слова текста. Надо найти логику произведения, понять его форму, значение частей, структуру мелодии и сопровождения, почувствовать основные изменения гармонии и ритма. Надо «обработать сознанием» этот материал. Такая осмысленная обработка материала резко улучшает его запоминание. Следует всегда стремиться развивать в себе осмысленное запоминание, опирающееся на многократное повторение.
Чем больше смысловых связей будет найдено как в самом произведении, так и связей с предыдущим опытом знакомства с подобными ситуациями, явлениями и т. п., тем скорее и прочнее будет запоминание. Каждое повторение при ясном понимании содержания материала позволяет точнее определиться логическим связям, укрепляет и углубляет найденные ассоциации.
Сказанное целиком относится и к запоминанию вокальной техники, т. е. к запоминанию звуков и ощущений, связанных с правильным голосообразованием или голосоведением. Бессознательное, механическое распевание, пение без осмысливания технологии звукообразования, без цели запомнить звучание и воспроизвести нужные для этого движения не ведет к хорошему запоминанию.
С этой точки зрения развитие ассоциаций и привлечение сознания к осмыслению технологии пения может сыграть весьма большую роль в запоминании и удержании техники деятельности. Весьма часты случаи, когда естественно правильная работа голосового аппарата у певца (например, у «от природы» поставленных голосов) не сохраняется, т. е. не закрепляется прочно, несмотря на повторение деятельности, так как техника не была осознана, не были установлены логические ассоциации, не проанализировано взаимодействие и последовательность действия частей голосового аппарата, связь их работы с соответствующими слуховыми и другими ощущениями.
Как нам сообщил народный артист Н. С. Ханаев, он на всю жизнь сохранил благодарность к пианисту-концертмейстеру М. И. Сахарову, который заставил его в начале певческой карьеры осознать свою технику, провести через сознание свои певческие движения и ощущения. Это осмысление, запоминание движений и ощущений при правильной технике голосообразования и звуковедения позволило ему сохранить правильную технологию образования голоса до старости.
Запоминание звучания голоса, вокально-технических движений и сопровождающих их разнообразных ощущений является необходимым для прочной фиксации вокальной технологии. Только механическое и неосмысленное, т. е. не включающее образования логических связей пение, еще не создает прочного запоминания его технологии. Надо обязательно привлекать внимание, сознание ученика к фиксации особенностей техники.
Повторение очень важно распределять во времени. Запоминание —большой нервный труд, и многократное повторение без перерыва ведет к быстрому утомлению соответствующих групп клеток. Поэтому его следует так распределять во времени, чтобы за один прием не давать большего количества повторений, чем это может быть воспринято с достаточной легкостью. Как показывает практика, чтобы хорошо запомнить, следует ежедневно повторять материал, т. е. укреплять связи, пока они еще свежи и не подверглись угасательному торможению — забыванию.

Конечно, запоминание на свежую голову, когда нервная система отдохнула, совершается значительно более успешно. В запоминании играет большую роль возможно 'более раннее и частое воспроизведение заучиваемого материала. Воспроизведение требует большой активности от нервной системы, и потому связи хорошо крепнут, упрочиваются при попытке воспроизвести материал.
Большое значение в запоминании играет количество и качество материала, который следует выучить. Если произведение короткое — его можно учить целиком. Большие произведения, после охвата его в целом при прослушивании, целесообразно заучивать по частям.
Очень важно сразу правильно укладывать запоминаемое в память, не допуская ошибок при разборе. Ошибки — это неверные связи, которые хотя и затормозятся при последующем правильном выучивании, но никогда не исчезнут и при неблагоприятных условиях волнения всегда могут выявиться. Потому важно брать медленный темп и заучивать сразу без ошибок небольшой абзац произведения. Это полностью относится и к двигательной вокальной памяти. Разучивать произведение голосом надо сразу в верной вокальной позиции, не допуская «нащупывания» голосом, неопертого пения и т. п.
Для воспроизведения материала, т. е. для оживления установившихся в процессе заучивания временных связей, иногда требуется какой-либо раздражитель, рефлекторно с ними связанный. Материал может ожить непроизвольно, в силу какой-либо ассоциации, а может быть оживлен волевым приказом вспомнить его. Непроизвольное оживление материала — весьма частое явление. Певец, меньше всего думая об этом, постоянно внутри себя поет какую-либо мелодию, возникшую в результате случайных ассоциаций.
Однако в творчестве и в занятиях мы всегда имеем дело с преднамеренным воспроизведением. Ясная цель — воспроизвести, исполнить произведение, оживляет все необходимые системы связей, заложенные в процессе выучивания в слуховой и голосовой сферах. Чем прочнее эти связи, тем полноценнее и точнее возможно их воспроизведение. Нередко материал кажется ученику настолько знакомым, и ему думается, что он его действительно знает, однако знание материала отсутствует, так как связи недостаточно крепки и воспроизведение показывает, что ученик ошибается, не может точно спеть ни музыкальный, ни словесный текст. Надо развивать точное, глубокое знание материала путем осмысления его и повторения, не доверяясь обманчивому чувству знакомства. Чувство знакомости и действительные знания — различные явления. Только безошибочное воспроизведение показывает, что произведение крепко сидит в памяти.
Память различных людей отличается индивидуальными особенностями. Одни лучше запоминают мелодию; другие— словесные формулировки или числовые величины; третьи обладают прекрасной зрительной памятью и т. п. Различают два основных типа памяти: образный, связанный с конкретными предметами и явлениями, т. е. с первой сигнальной системой, и логический —связанный со словом, с опосредствованным познанием мира, со второй сигнальной системой. Большинство людей сочетают в себе оба типа памяти. Однако память, как мы уже упоминали, связана с профессией. Та область, которая постоянно привлекает наше внимание, вызывает развитие соответствующих анализаторов — у художников — глаза, у музыкантов — слуха и т. п.
Педагог должен знать достоинства и недостатки памяти своих учеников, чтобы добиться гармонического развития обоих типов памяти с преимущественным развитием той, которая нужна для данной профессии. Для певца — это музыкальная, слуховая память и двигательная память, связанная с голосообразованием — вокально-двигательная память.
Память, может быть значительно развита, если внимание постоянно сосредоточивать на запоминании. Надо развивать в себе привычку запоминать, анализировать запоминаемое, припоминать и удерживать в памяти. Любой вид памяти может быть развит постоянной тренировкой. Иногда у ученика бывает плохая двигательная память при хорошей слуховой. Следует постоянно обращать внимание ученика на двигательное чувство, заставлять его запоминать, контролировать движения. В конце концов это приведет его к привычке хорошо контролировать и запоминать движения.

Наверх! Запостить!