а

Существует несколько достаточно определенных критериев, по которым можно охарактеризовать певческий голос. Важнейшие особенности певческого голоса — это его высота, тембр, сила, полетность, вибрато. Кроме того, как и в художественной речи, большое значение имеет дикция певца. Звуковысотный диапазон певческого голоса определяется интервалом между наиболее низкой и наиболее высокой нотами, которые певец в состоянии воспроизвести. Певческие голоса по высоте делятся на мужские —бас, баритон и
тенор — и женские — контральто, меццо-сопрано, сопрано и колоратурное сопрано, Кроме того, исключая басы, различаются лирические, лирико-драматические и драматические голоса. Басы же делятся на высокие и низкие. Звуковысотные диапазоны (в герцах) основных групп певческих голосов следующие: 82—349 для баса, 110—392 для баритона, 132—523 для тенора, 165—698 для контральто, 220—880 для меццо-сопрано, 262—1046 для сопрано и 330—1397 для колоратурного сопрано. Отсюда видно, что профессиональный
певец должен обладать диапазоном голоса не менее двух октав. У непрофессиональных же певцов диапазон уже. В каждом из певческих диапазонов можно различить несколько регистров: низкий, средний и высокий. Каждый регистр характеризуется особым тембром. Ровность голоса по регистрам — это одно из главных свойств, которого стремятся добиться все певцы. Микрофон особенно чуток к переходам от регистра к регистру, и все неровности голоса при этом он как бы увеличивает и подчеркивает. Голоса всех хороших певцов отличаются исключительным своеобразием тембра. Но вместе с тем они отличаются и одной общей закономерностью: в них во всех сильно выражены- высокие обертоны с частотами 2500—3000 Гц. Эта область частот, называемая верхней певческой формантой, придает голосу певца .Приятный тембр с серебристым оттенком. Если тракт звукозаписи «заваливает» именно эти частоты, то голос певца в записи изменит тембр, потеряет блеск, «ели же в тракте эти частоты резко выражены, то голос получится неестественно высоким, резким. При недостатке в голосе у певца именно этих частот можно с помощью электрической коррекции попытаться «исправить» звучание голоса. Впечатление мягкости и массивности голосу придает низкая певческая форманта, расположенная в области 600 Гц. Обычно голос хорошего певца слегка колеблется, как бы пульсирует ритмично и плавно с частотой примерно 5—7 пульсаций в секунду. Эту пульсацию голоса принято называть вибрато. Кроме придания голосу своеобразной окраски, вибрато скрадывает характерные недостатки голоса, такие, как неточность интонации, небольшие неровности звука по интенсивности, а также гнусавость. Все эти особенности вибрато сильно сказываются при звукозаписи. При плохом вибрато в голосе или его отсутствии микрофон подчеркивает указанные недостатки голоса.

Вокал

Одним из существенных отличий пения от обычной разговорной речи являются его значительно большие мощность и громкость. Следует напомнить, что громкость пения зависит от выбора помещения для записи. Если запись ведется в заглушенном помещении, то певцу кажется, что его голос почему-то звучит слабо и тихо. При этом он будет стараться достичь привычной громкости голоса и форсировать звук. Микрофоны очень чувствительны к этому и подчеркивают неестественность пения. Но и в благоприятных акустических условиях некоторые певцы, особенно те, которые не привыкли выступать перед микрофоном, бессознательно форсируют голос. При этом особенно заметно громкость возрастает на высоких нотах, что может вызвать перегрузку в микрофонном усилителе.
Исключительно большое значение для вокального мастерства имеет динамический диапазон, т. е. максимальная разница в силе голоса между форте и пиано. У профессиональных певцов (особенно оперных) динамический диапазон достигает 20—30 дБ. Певцы-любители, как правило, не имеют профессионально поставленного певческого голоса, поэтому динамический диапазон их голоса сужен и обычно не превышает 5—8 дБ. В этом отношении проводить запись певцов любителей значительно проще, чем профессионалов.
Один из часто встречающихся в любительской практике случаев — запись пения под аккомпанемент отдельного музыкального инструмента. Рассмотрим этот вариант на примере записи пения под аккомпанемент рояля. Прежде чем заняться выбором звуковых планов для певца и рояля, необходимо обеспечить акустику окружающей среды, соответствующую характеру музыкального произведения. Если записывается лирическая или жанровая песня, то помещение может быть несколько заглушено. При записи же классических произведений, бравурных мелодий акустическая обстановка должна быть воздушной, т. е. время реверберации в помещении должно быть несколько больше, чем в первом случае. Если запись предполагается вести в помещении, акустически подготовленном, то, с помощью, например, раздвижных штор следует подобрать заглушение ближайших к исполнителям поверхностей. Раскрывая шторы, можно добиться большего воздуха в звучании инструментов, а закрывая их, можно реверберацию уменьшить. Иногда может понадобиться несколько заглушить звучание только одного инструмента. Для этого соответствующего исполнителя можно разместить на ковре.
В концертном выступлении певец обычно стоит вплотную к роялю. Для записи такое размещение неудобно. При размещении микрофона относительно инструмента и вокалиста следует помнить, что от соотношения выбранных расстояний зависит динамическое равновесие между источниками звука и звуковой план каждого из них. Как правило, звуковой план певца выбирается несколько крупнее, чем план сопровождения.
Если запись в выбранном помещении проводится впервые и опыта по размещению микрофонов нет, то рекомендуется использовать двусторонне направленный микрофон. В этом случае певца и аккомпанемент размещают по обе стороны от микрофона.
В общем случае расстояние между Микрофоном и роялем, соответствующее нормальному звуковому плану, должно быть не менее 2—3 м, а певец, обладающий сильным голосом, должен находиться от микрофона на расстоянии 1— 1,5 м. При исполнении лирических песен певец размещается на расстоянии 50—60 см от микрофона. Певцы с тихим голосом или певец-любитель могут
находиться на расстоянии 15—20 см от микрофона. Желательно, чтобы микрофон отстоял не менее чем на 2—3 м от ближайшей стены. Чтобы сохранить достаточную ясность и отчетливость исполнения вокалиста, крышка рояля, как правило, должна быть закрыта. При необходимости повысить уровень звучания рояля крышку можно приподнять на одну четверть, пользуясь малым костылем. Кроме того, при размещении певцов следует учитывать характер голоса. Один и тот же звуковой план для различных голосов требует различного размещения микрофона. Так, например, если разместить бас на расстоянии 1 м от микрофона, то для сопрано тот же звуковой план будет получен всего на расстоянии 0,6 м. Объясняется это тем, что звуки низкой частоты меньше ослабляются с расстоянием, нежели звуки высоких частот.
Чтобы не проявлялся эффект экранирования, микрофон желательно установить выше головы певца и наклонить его в сторону аккомпанирующего инструмента. Недостатком такой схемы является то, что певец не видит аккомпаниатора. Если позволяют технические возможности, то запись пения в сопровождении аккомпанирующего музыкального инструмента желательно проводить, используя два односторонне направленных микрофона (для аккомпанемента и певца). Преимущества этого варианта заключаются в том, что при нем можно более четко провести разделение по звуковым планам, проводить частотную коррекцию и обрабатывать каждый сигнал в отдельности. При необходимости увеличить гулкость записи можно использовать двусторонне направленные микрофоны, причем ориентировать их «мертвые углы» надо так, чтобы по возможности избежать воздействия на микрофоны прямых звуков от другого источника.
При проведении записи пения под аккомпанемент гитары, аккордеона, баяна и других инструментов можно руководствоваться указанными соображениями, учитывая особенности звучания каждого конкретного инструмента. Для записи певца в сопровождении инструментального ансамбля обычно используют два и более микрофонов. При записи одним микрофоном найти наилучшее соотношение звуковых планов для певца и оркестра бывает довольно сложно. Важно не только найти правильные звуковые планы, но, что не менее существенно, нужно правильно выбрать уровни громкости для солиста и сопровождающего его оркестра. В любительской практике это тем более необходимо, потому что певцам, не обладающим достаточными вокальными данными, бывает трудно, а часто и просто невозможно перекрыть звучание сопровождающего ансамбля, ,и никакая регулировка на микшерском пульте не выправит этого положения.
Наиболее сложна запись хора. В этом случае, во-первых, микрофон должен воспринимать в правильном соотношении различные голоса, во-вторых, должна быть обеспечена хорошая  разборчивость текста, что во многом зависит от правильного выбора звукового плана, и, в-третьих, запись хора наиболее опасна с точки зрения хорошо заметных нелинейных искажений, возникающих при малейших перегрузках микрофонного тракта. Записывая хор, обычно используют один или два микрофона. При работе с одним микрофоном хор располагается полукругом, чтобы диаграмма направленности микрофона охватывала края хора, а расстояние до любого исполнителя по фронту хора было примерно одинаково.
В общем случае расстояние от микрофона до певцов должно быть определено из соображения равномерного восприятия звучания всех партий хора, чувствительности микрофона и условий естественного звукового плана. Чтобы выделить все голоса и избежать маскировки задних рядов передними, желательно хористов располагать на специальных подставках: женщин впереди (снизу), а мужчин сзади (в верхнем ряду). Обычно однородные голоса группируются на одной и той же ступени или размещаются: сопрано, альты, баритоны, басы. Микрофон располагают на средней высоте, несколько выше уровня головы певцов, стоящих в первом ряду, чтобы он мог воспринимать голоса хористов, стоящих в задних рядах. Это обеспечивает равномерное звучание женских и мужских голосов. Если бывает трудно четко выделить в группе хора звонкие голоса, на эту группу рекомендуется ставить отдельный микрофон. Если в хоре имеется солист, то его следует несколько выдвинуть относительно других участников ближе к микрофону, чтобы хоровое сопровождение шло вторым планом, не заглушая солиста. Значительно проще произвести такую запись, если установить для солиста отдельный микрофон в стороне так, чтобы солист не закрывал остальных участников хора. При этом соотношение уровней сигналов с микрофона солиста и хора подбирается таким, чтобы хор прослушивался вторым планом, не заглушая солиста. Учитывается, конечно, и звуковой план оркестрового сопровождения. В зависимости от сюжета записи оркестр и хор могут звучать в одном звуковом плане, как бы дополняя друг друга, или же для хора выбирается звуковой план несколько крупнее, чем для оркестра.
При эстрадном пении тесный баланс может доходить практически до губ человека: рабочим пространством считается расстояние вытянутой руки до микрофона. Для классической музыки чистое, ровное реагирование системы является вполне достаточным: электростатические гиперкардиоидные микрофоны, расположенные на расстоянии 1 метра позади солиста, направляются вверх, чтобы не охватывать приемом инструменты оркестра.  В жанре легкой музыки, при близком расположении солиста от микрофона возникает низкочастотный всплеск, который требует необходимой компенсации при работе с направленными системами. Гиперкардиоидные микрофоны достаточно хорошо противостоят влиянию шумов заднего плана. Один двухленточный гиперкардиоид имеет такое ограниченное восприятие низких частот, что певец может работать достаточно близко к микрофону без заметного усиления басового звучания (в самом деле, при отклонении певца назад возможно добавление низкочастотной окраски). Солист поп-музыки, находясь довольно близко к микрофону, не производит грудных тонов, которыми пользуются исполнители классических произведений для укрепления глубины и силы звука.
Более опытный исполнитель может использовать направленные свойства микрофона, работая с углами и расстоянием до системы, однако для менее надежных певцов требуется применять всенаправленные микрофоны, для которых производится только регулировка уровня (хотя и в этом случае наблюдаются некоторые изменения частоты в зависимости от угла поворота). Для создания возможности более свободных движений (и освобождения рук), но выдерживая неизменным расстояние и угол направленности, применяются нашейные микрофоны. В этом случае миниатюрный электрет должен находиться около угла рта певца, чтобы исключить влияние взрывных согласных. Для других типов микрофонов эти меры ограничиваются направлением звучания голоса (как в случае речи) перед микрофоном.
Некоторые вокалисты убеждены, что их близкое расположение к микрофону создает больший эффект присутствия. Однако это ошибочно. Тесная работа с микрофоном необходима лишь в том случае, когда производится разделение, во всех остальных случаях, если возможно осуществить этот процесс, не прибегая к тесному балансу, лучше использовать вторую систему на расстоянии 30-60 см от рта вокалиста. Присутствие может быть достигнуто электронным путем, увеличением уровня среднего диапазона на частотах 1500-3000 Гц или более, в зависимости от голоса. От шипящих и свистящих звуков можно избавиться, если:

  • производить работу с микрофоном поперек диафрагмы, с хорошей дикцией;
  • уменьшить высокочастотное реагирование и применять системы с ровной восприимчивостью в области 3-12 кГц.

Практически все студийные микрофоны подчеркивают звуки "б" и "п"; если эти проблемы не решаются при записи, то  от них невозможно будет избавиться при помощи эквалайзера (так как ухо очень чувствительно к изменению тембра голоса) или эффектов при сведении. Суть проблемы заключается в искажениях, вызываемых сильными потоками воздуха: вырываясь изо рта, они "бьют" по диафрагме микрофона, создавая "взрывной" эффект на звуках "б" и "п". Единственным верным решением этой проблемы является установка специального защитного экрана между вокалистом и микрофоном. Экран устанавливается на отдельную стойку или прикрепляется к той же стойке, на которой находится микрофон.

Проблема с шипящими и свистящими звуками во многом схожа с  "ударной" проблемой, и её причиной также является сильный поток воздуха, образующийся при произнесении данных звуков. Если эта проблема возникает, то для начала попробуйте поэкспериментировать с микрофонами: возможно, вам удастся подобрать такой, который сведет ее к минимуму. Если проблема с "б" и "п" возникает почти у всех певцов, то проблема с шипящими и свистящими зависит от особенностей голоса: у некоторых вокалистов ее вообще нет, а у других она настолько сильна, что уровень шипящих и свистящих звуков гораздо выше, чем уровень всех остальных (иногда даже гласных). Микрофоны, имеющие подъем АЧХ в области верхней середины, подчеркивают шипящие согласные. Подобрав наиболее подходящий микрофон, вы можете применить очень простой способ, чтобы попробовать решить проблему с шипящими. Он заключается в том, что к микрофону при помощи резинок прикрепляется карандаш или ручка таким образом, чтобы закрыть самый центр (ось) микрофона. Это, кстати, помогает справиться не только с шипящими, но и с ударными согласными. Если же таким образом решить проблему не удается, вам потребуется применить специальный прибор – деэссер. По принципу действия деэссер напоминает компрессор: разница заключается лишь в том, что он реагирует преимущественно на свистящие звуки. Простейший деэссер представляет из себя компрессор, в управляющую цепь которого включен эквалайзер. Эквалайзер усиливает область 4-8 кГц. Компрессия срабатывает тогда, когда на вход поступает свистящий или шипящий звук.  Ну и на последок скажу традиционную для всех статей фразу: "Идеальных вокальных микрофонов не существует, всё зависит от голоса вокалиста".

Наверх! Запостить!