Электрогитара

В электрогитарах акустический сигнал не нужно преобразовывать в электрический потому что он уже имеется на выходном разъеме инструмента. Звучание этого инструмента при живом исполнении во многом зависит от качества усилителя и акустических систем. От электрогитары слушатели ожидают вовсе не того чистого и неискаженного звука, который присущ акустическим гитарам. Все манипуляции по обработке сигнала в конечном счете преследуют единственную цель: исказить сигнал, чтобы получить новые оттенки звучания оригинального тембра.

Можно выделить три основных варианта обработки гитары при её компьютерной записи:

1. Сигнал с выхода электрогитары подается на вход цепочки приборов обработки. Подчеркну, что речь в данном случае идет об эффектах и обработчиках, реализованных аппаратно. С выхода последнего прибора сигнал одновременно поступает на усилитель контрольных мониторов (наушников) и на линейный вход звуковой карты, установленной в компьютере. Плюсом такого способа записи является то, что
исполнитель слышит свою игру и может активно оказывать влияние на звукоизвлечение и обработку, в полной мере используя особенности звучания гитары с теми или иными эффектами. У этого варианта организации записи есть свои недостатки. Из комплекса факторов, воздействующих на тембр звучания инструмента,
исключено влияние усилителя мощности и акустической системы, которые способны придать звуку характерную окраску. Если требуется получить звук профессионального качества, то желательно использовать дорогие приборы обработки. Применение дешевой аппаратуры приведет к возникновению нежелательных искажений сигнала (вызванный наводками фон переменного тока, большой уровень шума).
2. Сигнал с выхода электрогитары передается на вход цепочки приборов обработки. С выхода последнего из них он следует на усилитель и затем на акустическую систему. Исполнитель слышит свою игру. Вблизи акустической системы размещается микрофон, который в свою очередь подключен к предварительному усилителю. Выход последнего с линейным входом карты. Для исполнителя этот вариант записи открывает больше всего возможностей влияния на характер звучания инструмента. Недостаток тот же,
что и в первом варианте, — это дорого. Комбо (усилитель) хорошего качества стоит
очень немалых денег. Затраты связаны и с необходимостью использования микрофона и микрофонного усилителя. К тому же помещение для записи должно отвечать жестким с точки
зрения акустического оформления. Обычная комната в квартире не подойдет :) , нужна студия.
3. с выхода электрогитары подается прямо на линейный вход звуковой карты. Исполнитель слышит свою игру из контрольных акустических мониторов (наушников), подключенных к выходу звуковой карты.
Преобразование сигнала происходит с помощью виртуальных обработчиков и эффектов. Так как при их использовании в реальном времени возникает заметное запаздывание сигнала, во время игры гитарист
не может слушать чистый звук струн, без каких-либо изменений. Все преобразования выполняются после записи сигнала на трек ( не в реальном времени). Достоинство такого способа – минимальная стоимость. Недостаток: исполнитель во время игры не знает, как будет звучать партия после обработки.

Если у вас достаточно средств, то предпочтительным вариантом является второй, а за ним следует первый. Если денег на дорогие "примочки" нет, то подойдет третий вариант.

Классический способ записи электрических гитар — микрофон плюс комбик. Плюсы очевидны — знакомые по репетициям динамика и тембр звука; обогащение звучания четными гармониками (обычно на уровне 10%) за счет использования лампового усилителя в режиме перегрузки по входу. Недостатков не меньше: фон усилителя, нелинейность АЧХ микрофона, проникновение внешних акустических шумов и звучания других инструментов. В дополнение ко всему, во многих студиях, расположенных на обширной постсоветской территории, применяются схемы электропитания, которые по-прежнему не оснащены третьей заземляющей линией. Эксплуатация гитарных комбиков традиционной конструкции без заземления категорически запрещена! (Кроме того, все электрические устройства одной системы обязаны иметь единую шину заземления).
В электрогитарах могут применяться самые разные типы звукоснимателей. Простейший звукосниматель представляет собой катушку индуктивности, выполненную в виде магнита с обмоткой из провода. Колебания струны изменяют магнитное поле катушки, что ведет к образованию тока, который усиливается и затем преобразуется в звук. Поскольку металлические струны физически не в состоянии наводить в приемной индуктивности значительные напряжения, конструкторы вынуждены создавать звукосниматели с очень высокой чувствительностью. Вместе с полезным сигналом звукосниматель начинает воспринимать и иные электромагнитые колебания, в том числе наводки с частотой сети и гармоники, кратные 50 Гц. Чтобы уменьшить уровень наводок, применяется схема из двух противофазно включенных катушек. В такой схеме полезные звуки складываются, а помехи вычитаются. К сожалению и «хамбакер» не лишен недостатков. Как оказалось, сделать пару абсолютно одинаковых катушек, расположенных идеально симметрично относительно струн (то есть воспринимающих одинаковую звуковую информацию), не так-то просто. В результате асимметрии у хамбакеров уменьшается уровень передачи верхних частот. Сингл, расположенный у струнодержателя и сингл, расположенный у грифа, могут не отличаться внешне, но на самом деле обладают различной чувствительностью и частотными характеристиками. Звукосниматели можно поднимать или опускать — чем ближе звукосниматель к струнам, тем сильнее сигнал и беднее его частотная характеристика, и наоборот.
В литературе изредка упоминаются оптические звукосниматели, которые с помощью инфракрасных датчиков фиксируют механические колебания струн.
Каждый конкретный вариант преобразователя имеет свой характер выходного сопротивления и требует соответствующую ему нагрузку на входе предварительного усилителя. В большинстве случаев выходной импеданс гитарного звукоснимателя характеризуется высоким омическим сопротивлением усугубленным некоторой индуктивной или емкостной составляющей. Естественное стремление конструкторов микшерных пультов к уменьшению омов и наводок за счет увеличения входных токов на низкоомной нагрузке приводит к невозможности прямого включения электрогитар на входы «смесительных досок». Намного лучший вариант — запись через предусилитель с высокоомным входом. Дополнительно DI (Direct Inject Box) преобразует несимметричный сигнал в симметричный, что позволяет уменьшать уровни наводимых помех и использовать для подключения инструментов более длинные кабели. Некоторые гитарные процессоры (так называемые «примочки», педали) также могут снабжаться высокоомным выходом, причем даже в режиме «без эффекта»..
Обработку гитарного звука можно осуществить на базе одной из двух технологий — аналоговой или цифровой. Самый простой путь — запустить один из компьютерных подпрограмм. Несколько дороже обойдется вариант применения тех же самых алгоритмов, но «зашитых» в память гитарных процессоров. Описание возможностей этих технологий впечатляют. На словах все очень красиво и заманчиво. Однако, на сегодняшний день, мода на все цифровое постепенно затухает. И, если в других областях речь идет о спаде после пика интереса, то цифровые гитарные технологии изначально не получили широкого применения. Думается, что производители справедливо пожинают плоды, мягко говоря, «неправильного позиционирования» товара на рынке. Фактически, процессоры предназначены для любителей, не владеющих ни хорошими гитарами, ни хорошей техникой исполнения. А должны были бы улучшать нюансировку, порождать новые приемы и стили игры. Вместо этого цифровые программы приближают и без того «полуживой» инструмент к динамическим мидиклавиатурам.
Самой популярной и по сей день остается старая добрая аналоговая обработка гитарного звука, вдоль и поперек изученная радиолюбителями и реализованная в «самопальных примочках». Структурные схемы всех аналоговых устройств одинаковы:
• на первом этапе выходной сигнал звукоснимателя согласуется по сопротивлению с усилителем;
• после предварительного усиления он поступает на пороговый ограничитель шумов — гейт;

• затем на обрезной низкочастотный фильтр с частотой среза до 100…200Гц;
• на следующем этапе сигнал получает второе, более значительное усиление;
• и в таком виде поступает на компрессор — ограничитель, проходя который, обогащается новыми гармониками;
• одна их часть (в области 3…6 кГц) усиливается, вторая часть (выше 3… 10 кГц) отрезается.
В зависимости от порога обрезания низких частот, степени компрессирования, жесткости ограничения, частоты среза выходного фильтра гитарный звук приобретает новый характер. По описанной схеме работают программы, получившие название овердрайв, фуз, сустэйн, дистошн.
Кроме специфических, гитарный звук можно обрабатывать и универсальными программами: флэнджером, фэйзером, тембровым вибрато, октавером, тремоло, кольцевой модуляцией, добавлять реверберацию, регулировать громкость и глубину обработки динамическими педалями.
Если в результате обработки звучание электрогитары приобрело «бочкообразный» характер, манипуляции с эквалайзером, настроенным на частоту 200 Гц, помогут уменьшить досадный дефект; для устранения неприятного резкого призвука рекомендуется ослабить узкую частотную полосу в районе 1 кГц. Чтобы добиться высокого резкого звука, бывает полезно поэкспериментировать с эквалайзером в полосе 6… 10 кГц. Более жесткая атака звука, характерная для рок-исполнения, возникает при удалении узкой полосы частот в интервале 1,5…4 кГц.
Итак, какую же технологию записи электрогитары предпочесть? Как показывает опыт, сей электрический инструмент лучше всего подключать к линейному входу пульта через согласованный по выходному сопротивлению звукоснимателя ламповый предусилитель, имеющий небольшое количество высококачественных программ аналоговой гармонизации и компрессии звука. В крайнем случае, функцию согласующего усилителя может выполнить комбик с дополнительным линейным выходом (не путать с выходом на наушники).

Акустическая гитара

Самый распространенный способ студийной записи акустической гитары – с помощью одного-двух конденсаторных микрофонов, направляемых на середину между местом соединения грифа с корпусом и резонирующим отверстием. Направление непосредственно на голосник приводит к излишне гулкому звучанию. При записи двумя микрофонами можно попробовать установи второй приемник звуковых колебаний со стороны правой руки исполните на линии продолжения гитарного грифа. Расстояние от него до гитары дол но быть таким же, как и у первого микрофона.
В процессе игры на гитаре неизбежно появляются акустические преимущественно импульсного характера — звук касания струн медиатором или ногтями, шелест трения пальцев левой руки о струны. Характер шумов обуславливает их широкополосность — 6000… 15 000 Гц. Многие исполнители и звукорежиссеры воспринимают шумы как неизбежно сопутствующие акустической гитаре, так как их крайне трудно удалить частотной коррекцией. Но если нет другого выхода, нужно искать второй вход, то есть иную технологию акустоэлектрического преобразования. Например, для некоторых музыкальных стилей при записи акустической гитары вполне приемлемым может оказаться использование специальных звукоснимателей. В этом случае нужно учитывать, что звукосниматель неизбежно искажает звуковую картину и требует во время записи дополнительного контроля через колонку (реже наушники). По сценическому опыту многим известно, что на частотах душного и декового резонанса между звукоснимателем и колонкой возникает акустическая обратная связь, способная вызвать характерный свист. Этот момент нужно учитывать — не допускать излишнего увеличения громкости контроля и ориентировать звукосниматель поперек акустической оси колонки.
Поскольку диапазон частот акустической гитары шире и физика звукоизлучения богаче, чем у электрической, желательно применять звукосниматели, предназначенные именно для акустической гитары. В качестве таковых можно приобрести небольшие специализированные конденсаторные микрофоны (120… 150$ в комплекте с элементом крепления к верхней деке в районе звукового отверстия гитары). При выборе типа микрофона не следует забывать, что уровень звукового давления на выходе акустического отверстия может быть значительным, особенно на частотах воздушного и декового резонансов.
В дополнение к традиционным- акустоэлектрическим преобразователям гитарного звука некоторые производители предлагают приобрести специальные микрофоны на гибких штативах — «гусиных шеях» — для установки внутри корпуса инструмента (по цене порядка 140$). Их применение может быть особенно эффективно в гитарах с выгнутой нижней декой. Внутри кузова с параллельными поверхностями неизбежно возникают стоячие волны, порождающие узлы и пучности звуковых волн, что приводит к появлению эффекта гребенчатого фильтра, то есть «бочкообразному» искажению тембра. При установке микрофона внутрь типичной гитары тембр его звучания очень сильно зависит от места установки приемной головки.
Кроме микрофонов, мировая музыкальная промышленность выпускает специальные магнитные и пьезоэлектрические звукосниматели для акустических гитар (их цена колеблется от 50 до 220$), которые стандартно устанавливаются под нижним порожком. Звукосниматели в состоянии реагировать или на колебания струн (магнитный вариант) или на изменение давления на нижний порожек (пьезоэлектрическая версия).
Электромагнитные звукосниматели бывают двух типов — с одной или двумя катушками — синглы (60…160$) или хамбакеры (90…210$) соответственно. В первом случае они широкополосные с ярким насыщенным звуком, но слабо защищенные от наводок, во втором случае — узкополосные, но с повышенной шумозащитой. Чтобы сохранить уровень передачи высоких частот и улучшить защиту от наводок, применяют особые конструкции — с низкоомным, но, к сожалению, низкоуровневым выходом; с использованием особо сильных и легких магнитов. В этом случае при подключении гитары требуется применение согласующего уровень и сопротивление усилителя.
Следует отметить, что у электромагнитных звукоснимателей есть одно ограничение — они работают только с металлическими струнами. Поэтому пьезоэлектрическая версия, как более универсальная, применяется чаще. Но и у нее есть свои особенности. Физика работы пьезокерамики основана на ее способности генерировать электрическое напряжение в зависимости от приложенного механического давления. Установка пьезоэлектроники превращается в тонкую работу, так как по неаккуратности можно погасить высокочастотные колебания порожка.
Конструктивно пьезоэлектрические звукосниматели очень просты и имеют вид палочки прямоугольного сечения с соединительным проводом на одном конце. Внутри находятся либо несколько (по количеству струн) небольших пьезоэлементов из керамики, либо полоска пьезополимера во всю длину Звукоснимателя. С целью экранирования все это помещается в металлический корпус-кассету или заворачивается в металлическую фольгу. Отдельные пьезоэлементы для нормальной работы звукоснимателя должны располагаться строго под соответствующими струнами, иначе возможна различная громкость у разных струн, или, как говорят, нарушение баланса громкое Поэтому такие серийные звукосниматели выпускаются, в основном, в расчете на два стандартных расстояния между центрами крайних струн — 55.. миллиметров для эстрадной гитары и 58…59 миллиметров для классической. Что касается русской семиструнной гитары, то к ней серийно звукоснимателей не выпускают; их необходимо делать на заказ. Звукосниматели же на основе полимера одинаково чувствительны по всей своей длине и годятся любого межструнного расстояния, разумеется, в пределах рабочей части звукоснимателя (она всегда указывается в спецификации).
Все подставочные звукосниматели в связи с их очень малой на выходе мощностью требуют применения предварительного усилителя, расположенного как можно ближе к самому звукоснимателю. Это минимизирует наводимые помехи и исключает ухудшение качества звука. При попытке подсоединения такого звукоснимателя длинным кабелем к внешнему усилителю резко возрастает фон, уменьшается и искажается выходной сигнал.
Другой важный размер звукоснимателя — его ширина. Опять же, имеются два основных варианта: узкий — 90/1000 дюйма (2,2 миллиметра) и широкий — 120/1000 дюйма (3,0 миллиметра). Пазы в подставке и толщина косточки для них равны, соответственно, 3/32 дюйма (2,4 миллиметра) и 1/8 дюйма (3,2 миллиметра). Принципиальной разницы в звуке между звукоснимателями различной ширины нет, просто на более толстой косточке имеется больше возможностей для индивидуальной компенсации длины каждой струны.
Звукосниматели воспринимают преимущественно энергию колебания струн, слабо реагируя на резонансы корпуса гитары, приближая звучание акустического инструмента к электрическому собрату. С появлением полимерных пьезоэлектрических материалов, обладающих большей пластичностью, нежели у керамической основы, появилась возможность частично озвучивать колебания деки, присутствующие в месте установки звукоснимателя. К типу контактных преобразователей можно отнести и такие экзоты, как контактный микрофон АКG С 411 (110$), и получившие широкое распространение пьезодиски (до 120$ за комплект из 3—4-х пластин). Принцип работы пьезодисков предельно прост. С помощью липкой ленты несколько параллельно соединенных преобразовательных пластин приклеиваются в места предполагаемых узловых точек верхней деки. При наличии хорошей модели контактного звукоснимателя и в случае удачного расположения приемных пластин, качество озвучивания акустической гитары приближается к микрофонному. Недостатки также имеют место быть, и немалые. Технологию крепления дорогого звукоснимателя к ценному лакированному инструменту с помощь» липкой ленты трудно назвать интеллигентной. Кроме того, даже с применением специальных экранированных проводов с уменьшенным пьезоэффектом не удается устранить шумы от их движения.
Третий тип контактных звукоснимателей — акселерометры, чувствующие не изгиб деки, а ее ускорение (110… 170$). В их основе лежат датчиrb ускорения, похожие на аналогичные промышленные приборы. Если верить заявлениям фирм-производителей, это чрезвычайно качественные приборы, снимающие все колебания деки, происходящие в трех плоскостях, имеющие низкие уровни наводимых помех и шумов движения соединительных кабелей. К недостаткам акселерометров можно отнести низкий уровень выходного сигнала, требующий применения согласованного по сопротивлению усилителя, и значительную неравномерность АЧХ акусто-электрического преобразования.
К сожалению, универсальной технологии записи акустической гитары, гарантирующей линейное «фотографирование» ее звучания, не существует. Однако существует три наиболее популярных техники записи акустической гитары:

1.

Запись гитары

Послушать результат записи:

Наверх! Запостить!