Первый принцип мастеринга
Первый принцип мастеринга гласит: изменяя что-либо – вы изменяете всё! Это означает, что мастеринг – это искусство компромиссов, искусство понимания, что нужно и возможно сделать и потом принять правильное и самое важное для музыки решение. Практика эквализации при мастеринге особенно ясно нам дает понять, насколько сильно она отличается от такой же практики эквализации во время микширования. Например изменяя низкие частоты при мастеринге – это оказывает эффект на верхи. Также, например, если малый барабан звучит гулко, а вокал хорошо – то исправляя при мастеринге малый барабан – вокал пострадает. Эти проблемы возникают между элементами в одном частотном диапазоне. Во время сведения, басовые инструменты, испытывающие проблемы в своем гармоническом диапазоне, могут быть исправлены индивидуально, во время мастеринга же их диапазон перекрывается с диапазонами других инструментов. Для примера, инженер сведения может поднять бас скажем между 700 герц и 2 килогерцами, но на мастеринге, даже небольшое увеличение в этом диапазоне приведет к плохим последствиям. Или если нам нужно исправить бас-барабан – нужно использовать аккуратную очень выборочную эквализацию, чтобы не затронуть бас-гитару, исправляя где-то в районе 60 герц. Иногда мы не можем заранее сказать, сможем ли мы решить ту или иную проблему, пока не попробуем это сделать, поэтому не обещайте клиенту чудес.

Хороший тональный баланс
Возможно основная причина, по которой клиенты приходят в студию мастеринга – это проверить и если нужно исправить тональный баланс. Но что такое хороший тональный баланс? Человеческое ухо хорошо реагирует на тональный баланс живого симфонического оркестра, но если посмотреть на этот звук через анализатор спектра – то мы увидим спад на верхних частотах – также как и на большинстве хорошей поп-музыки. Насколько круто этот спад происходит – зависит конечно от музыкального стиля. Мы должны использовать только наш слух, не анализатор, чтобы определить необходимость частотных коррекций. Все начинается в середине частотного диапазона: фундамент вокала, гитар, пианино и других инструментов должен быть правильным, иначе ничего больше правильно не сделать. Вся информация, которая доходит до нас из радио, интернета и дешевых домашних систем – лежит в середине диапазона. Послушайте хорошую запись из другой комнаты. Звук доходит до нас через двери, стены, окна и все еще продолжает неплохо читаться. Попробуйте отфильтровать запись, отрезав все ниже 200 герц и выше 5 килогерц – она все равно должна читаться. Инженер мастеринга пытается сделать звук приятнее, богаче и чище, если это годится для конкретного жанра. Можно отклониться от этого принципа, если нужен, например, яркий и тонкий звук, но инженер все равно должен сделать так, чтобы музыка транслировалась на широкое множество различных систем.
Специальные музыкальные жанры
Симфонический тональный баланс обычно хорош для рока, попа, джаза, ворлд и фолк музык, особенно в середине и на высоких частотах. Но некоторые жанры умышленно используют другие частотные
балансы. Например музыка Регги полна басовых инструментов, а панк-рок очень агрессивен, тонок, громок и ярок. Голоса в панк-роке могут быть тонкими и писклявыми, на фоне жирной музыкальной подложки. Эти искажения привычного тонального баланса могут быть утомительными на протяжении целого альбома, но это вызывает интерес, как часть мирового многообразия музыки.

Понимайте замысел микса
Эквализация не только влияет на тональный баланс, но и на внутренний баланс всего микса, поэтому инженер мастеринга должен понимать замысел музыки. Эквализация во время мастеринга может помочь продюсеру изменить баланс в соответствии со своим замыслом, если это не получилось на студии микширования из-за плохого контроля.

Параметрика и шельфы
Есть две основных техники эквализации – параметрическая и шельфом, в зависимости от типа кривой линии эквализации. Параметрическая эквализация была изобретена Джорджем Мессенбургом в 1967 году – это самая гибкая кривая, имеющая три параметра: центральная частота эквализации, диапазон и уровень подъема или опускания. Инженеры сведения любят использовать параметрики на отдельных инструментах, повышая широким диапазоном – для чистоты и выпуклости или выборочно понижая узким – для убирания каких-то проблем. Параметрик также популярен и на мастеринге – с его помощью можно удалить различные дефекты, например чрезмерный резонанс баса, или можно расширить какие-то частоты. С другой стороны, шельфовые эквалайзеры более популярны на мастеринге, чем при микшировании, так как они позволяют опустить или поднять весь спектр выше или ниже выбранной частоты и могут воздействовать на тональный баланс всего микса.

Параметрик: Добротновсть Q и диапазон
Параметр добротности Q определяет математически как центральная частота делится диапазоном в герцах на 3 октавы вверх(вниз), измеряя от середины кривой. Низкое значение Q означает широкий диапазон, высокое – узкий. На картинке мы видим эквалайзер с экстремальными настройками (для наглядности): слева на 17 децибел вырезана частота 50 герц и очень узким значением Q, равным 4, что означает 0,36 октавы или диапазон 12,5 герц. Справа мы видим поднятие 2 килогерц на 17 децибел с очень широким значением Q, равным 0,86, что означает 1.6 октавы. Диапазон в 2325 герц обозначен пунктирной линией. Плавная эквализация звучит лучше, чем выборочная, поэтому наиболее популярны значения Q равные 0,6 – 0,7. Высокие значения Q, большие 2, используются для хирургического вмешательства в басовые резонансы или в различные шумы на выборочных частотах, но мы можем слышать артефакты этих высоких значений Q в виде звона. Возможно работать буквально с одной но-той с помощью такой эквализации или мы можем попытаться изолировать целый или подчеркнуть целый инструмент. Например, плохо сведенная фонограмма может иметь слабый бас, но увеличивая широким диапазоном в этом районе, мы сделаем мутным вокал – поэтому поднимая узкой полосой бас в районе 80 герц – мы можем не тронуть вокал. Если же это будет тонально эффективно – мы можем чуть-чуть и скорректировать вокал таким образом, и чтобы скомпенсировать появившуюся басовитость вокала – поднять в районе 5 килогерц, если это не будет проблемой для других инструментов.

Фокусируем эквалайзер
Есть три способа найти проблемную частоту. Классический способ – фокусировка эквалайзера: начиная с сильного увеличения широкой полосы диапазона (малое значение Q), ищем резонансную частоту, после чего, найдя её, увеличиваем добротность Q, сужая полосу, и вырезаем эту частоту. Эта техника хороша для аналоговых эквалайзеров, а на некоторых цифровых эквалайзерах так делать неудобно из-за эргономики – неудобное управление компьютерной мышью и задержка реакций. Второй способ – для инженеров, у которых под рукой есть синтезатор, с помощью которого они могут определить проблемную резонирующую ноту инструмента. Определив её, можно воспользоваться таблицей соответствий нот и частот и определить частоту этой ноты, после чего её можно вырезать. Некоторые эквалайзеры, например Cranesong Ibis EQ сразу проградуированы в нотах. Третий способ выявить проблемы – с помощью FFT высокого разрешения. На спектроанализаторе можно увидеть резонирующую ноту и вырезать необходимую частоту.

Шельфовые Эквалайзеры
Как уже я писал ранее – шельфовые эквалайзеры изменяют уровень всех низких или высоких частот выше или ниже какой-то заданной частоты. Некоторые имеют контроль добротности. Один из интересных вариантов шельфовой кривой реализован в эквалайзерах: Weiss EQ-1, Waves Renaissance EQ и Manley Massive Passive.
Кривая, названная резонансным шельфом, была предложена психоакустиком Майклом Герзоном. Эта кривая – комбинация шельфового подъема и параметрического вырезания (или наоборот). Различный выбор типа кривой помогает вокалу не делаться слишком толстым, когда мы поднимаем низкие частоты.

Инь и Янь эквализации
Главный принцип – изменение в одном диапазоне – влияет на остальные. – Добавляя низкие частоты, мы делаем звук глуше, а убавляя – ярче; – Добавляя самые верха между 15 и 20 килогерцами, мы делаем звук тоньше в диапазоне баса и низ-кой середины и наоборот; – Небольшой вырез в низкой середине в районе 250 герц уменьшает теплоту (аналогичный эффект от поднятия в диапазоне 5 килогерц) – Жестко-звучащая секция труб может быть исправлена, вырезая в районе 6-8 килогерц или/и повышая в районе 250 герц Всё это позволяет нам работать в одном или в обоих контрастных диапазонах, в зависимости от того, как будет наиболее эффективно.

Используем кривую Баксандалла для придания воздушности
Диапазон «воздуха» лежит между 15 и 20 килогерцами – самые высокие частоты, которые мы можем слышать. Увеличение этого диапазона может сделать звук жестким или сделать такие инструменты, как тарелки, звучащими ближе и громче. Третья и самая важная для мастеринга кривая эквализации – это кривая Баксандалла (Питер Баксандалл).

untitled-1

На картинке мы видим разницу между кривой Баксандалла (розовая линия) и обычной кривой шельфового эквалайзера (черная). Обычно все регулировки высоких частот сделаны с использованием кривой Баксандалла. Как и все шельфовые эквалайзеры – эта кривая действует на низких или высоких час-тотах. Она лучше звучит на слух на высоких частотах, чем другие типы кривых. Шельфовые эквалайзеры с регулировкой добротности могут работать в режиме кривой Баксандалла. Можно симулировать эту кривую, сделав Q равной 1 и указать частоту 20 килогерц. Всё, что выше 20 килогерц будет проигнорировано, и как результат – получится плавный подъем от 10 до 20 килогерц. Будьте осторожны при поднятии верхов. Это довольно соблазнительно, но легко может в результате привести к утомительному звуку. Также поднятие верхов изменяет баланс тарелок, треугольника, тамбурина и т.д.

High-pass и Low-pass фильтры

untitled-2

На картинке мы видим резкий High-pass фильтр, вырезающий низкие частоты до 61 герца, и плавный Low-pass фильтр, вырезающий верха после 3364 герца. Такие фильтры могут помочь в решении проблем с шумами, но также они вызывают проблемы сами по себе, потому, что воздействуют на всё, что выше или ниже заданной частоты. High-pass фильтр может уменьшить грохот, низкочастотный шум, выстреливание буквы «П» и прочие аналогичные вещи. Low-pass фильтры иногда используются, чтобы уменьшить шип и свист. Но в принципе, для этого более удобен параметрический эквалайзер, чем радикальный Low-pass фильтр. А также, для уменьшения шипа используются специализированные шумодавы.

Один канал или оба?
В большинстве случаев мы обрабатываем сразу все каналы, так как это сохраняет (сурраунд) баланс и фазу между каналами. Но иногда приходится обрабатывать только один канал, если инструмент, который надо обработать, находится преимущественно в этом канале, а обработка обоих при этом приводит к плохим результатам.

Начинайте обработку понемногу
Иногда важные инструменты в миксе нуждаются в исправлении. Начинайте вносить аккуратные правки, постепенно увеличивая воздействие, если аккуратные исправления не помогают. Для примера, допустим, фортепианное соло звучит слабо – мы начинаем вносить исправления в таком порядке: – только во время соло; – только на тот канал, где фортепиано больше; – только на тот диапазон, который может помочь: фундамент, гармоники или оба;
- как последний шанс: увеличить общий уровень микса – это может помочь человеческому слуху сконцентрироваться на солирующем инструменте.

Ограничения и потенциал записей
Ожидать, что все ваши проблемы будут решены на мастеринге – заманчивая перспектива, но не все проблемы можно так решить. Мы можем что-то исправить в фонограмме только, если какой-то инструмент или голос нуждается в одном типе эквализации, а весь остальной микс – в другом. В большинстве случаев я рекомендую пересвести фонограмму, но если это невозможно, то возможно придется использовать специальные приемы, которые мы обсудим в XVI главе. Эффект гребенчатого фильтра – такая же проблема. Мало, что можно исправить в такой ситуации эквалайзером. Надо попробовать пересвести, в крайнем случае попробовать эквалайзер, например поднимая нижнюю середину мы исправим вокал, который мог звучать тонко из-за эффекта гребенчатого фильтра. Чем лучший микс мы получим на мастеринге – тем лучший мастеринг мы сможем сделать, но идеальному миксу особая коррекция и не нужна, может случиться, что мы вообще не будем её применять.

Постоянное сравнивание
С хорошим мониторным контролем мы можем слышать изменения меньшие, чем ½ dB. Всегда переключайтесь с того, что вы накрутили на эквалайзере обратно для сравнения, так как имеется эффект привыкания человеческого слуха к новой частотке, и способность оценивать притупляется.

Громкие и тихие пассажи
Обычно я начинаю мастеринг с самой громкой части песни, поскольку изменения эквалайзером лучше слышны для человеческого уха на громких местах, причем в сторону усиления, а не вырезания. А изменения, которые хорошо слушались на тихой части – скорее всего будут плохо слышаться на громкой. Поэтому сначала обрабатываем громкую.

Фундамент или гармоники
Верхний частотный диапазон содержит гармоники инструментов. Фундамент тарелки может быть ниже 1.5 килогерц, но увеличивая её гармоники можно сделать звук более тонким. Когда мы эквализуем бас – легко ошибиться в выборе фундамента и второй гармоники. Фундамент баса находится в диапазоне 65-125 герц, а его вторая и третья гармоники на 125-250 герц и выше. Выбор, что именно эквализовать – мы делаем только на слух, иногда эквализуем что-то одно, а иногда и оба этих диапазона.

Проблемы увеличения баса
Так, как наш слух менее чувствителен к басовой энергии, то басовая информация требует на 6-10 dB большей громкости ниже 50 герц и на 3-5 dB большей в диапазоне от 50 герц до 100 герц. Это объясняет зачем мы компрессируем басы сильнее. Это также означает, что увеличивая басы, мы получаем энергию, которая уменьшает возможный общий уровень громкости песни. К счастью, способность нашего слуха восполнять потерянный фундамент (я говорил об этом в III главе), работает на нас, позволяя спасти часть энергии, обрезая низа резким High-Pass фильтром, но только если это не повредит бас-барабану и низким нотам басгитары. В этом случае High-pass фильтр должен быть максимально качественным и не вносить искажения. Иногда более плавный фильтр может помочь исправить бухающую бочку или бас, но инфразвуковой грохот лучше все же исправлять резким High-Pass фильтром, чтобы не трогать другие инструменты. Инженеры сведения, работающие на мониторах с ограниченным диапазоном, подвержены риску делать плохой продукт. Использование сабвуферов не даёт нам услышать проблемы низких частот, которые ведут к загрязнению микса. Лучше всего во время сведения использовать High-pass фильтр на всех каналах, где есть лишние паразитные низкие частоты.

Эквалайзеры с линейной фазой
Все существующие аналоговые эквалайзеры и большинство цифровых делают фазовый сдвиг при вырезании или усилении частот – сигнал задерживается в зависимости от частоты и величины её изменения. И чем больше добротность – тем больше фазовый сдвиг. Этот эффект зовут фазовыми искажениями. Дэниэл Вейс пишет… специфический тип фильтра, который называется Symmetric FIR filter, имеет линейную фазу. Это означает, что задержка, вызванная изменениями, постоянна на всем спектре и не зависит от установок эквалайзера. Джим Джонстон очерчивает нам фундаментальные различия: Когда вы используете эквалайзер – вы влияете на сигнал в обоих временных и частотных измерениях. Всегда есть артефакты, связанные со временем. В аналоговом эквалайзере, которые математически принято называть MP – mini-mum phase (эквалайзер с минимальной фазой), задержки на различных частотах различны, что размывает оригинальный сигнал. В некоторых случаях этот эффект немного слышно. В цифровом режиме можно либо имитировать поведение аналогового эквалайзера или использовать линейную фазу (фильтр постоянной задержки). Этот фильтр предшествует сигналу, смотрит за сигналом чуть вперед в режиме реального времени. Он может создавать эффект пре-эха, особенно на высокой добротности эквалайзера в диапазоне нескольких миллисекунд. Точно как эффект отражения звука от пола, только без эффекта гребенчатого фильтра. Всегда, когда вы используете высокую добротность – проверьте оба типа эквализации и определите, какой лучше звучит в каждом конкретном случае. Так как symmetric FIR filter очень дорого и тяжело сделать работающим в реальном времени без сильных задержек, эквалайзеры с линейной фазой используют различные технологии. Weiss используют технику дополнительного IIR (двойного-прохода).

Эквалайзеры с линейной фазой: Звук
На мой слух, эквалайзеры с линейной фазой (LP) звучат более по-аналоговому, чем сам аналог, но бывает, что их кристальная чистота без фазовых искажений никуда не годиться для некоторых типов музыки, где хочется внести искажения. Звук конкретного эквалайзера в первую очередь формируется именно из-за их различий в фазовых сдвигах при одних и тех же установках.
Но не вносить искажений конечно лучше. Эквалайзеры с линейной фазой позволяют сохранить глубину микса, что особенно важно при мастеринге, потому, что изменяя частоты мы не двигаем инструменты вперед или назад по виртуальной сцене, как это происходит с эквалайзерами с минимальной
фазой. Особенно я люблю LP эквалайзеры, за их способность не двигать хай-хет вперед, когда поднимаю диапазон барабанного железа.

Техника Frequency-Domain в эквалайзерах с линейной фазой
Эквалайзер Algoriphmix Orange EQ использует технику Dual-Pass, а эквалайзер Algoriphmix Red EQ использует Frequency-Domain. На мой слух, Red комбинирует сохранение глубины LP эквалайзеров и ощущения от звука MP эквалайзеров. Эта техника не создает практически никаких пре-эхо эффектов и шума – уровень таких артефактов на 12 децибел ниже.

Динамическая эквализация
Динамические эквалайзеры (например Weiss EQ1-Dyn) подчеркивают или вырезают частотные диапазоны динамически. Параметр threshold задает уровень громкости звука, над или под которым частота поднимается или вырезается. Динамические эквалайзеры могут быть использованы как шумовые гейты. Они могут расширить детали верхних частот, которые обычно тонут в шуме, или сделать звук более жирным на низких уровнях, но не делать его таковым на высоких, когда это будет уже являться грязью. Многополосные динамические процессоры могут выполнять функции динамической эквализации.

Источник: БОБ КАТЦ Мастеринг Аудио. Искусство и Наука Второе Издание
Перевод: Антон Лабазников

Наверх! Запостить!