Содержание:

Глава 1. Основные принципы работы режиссера над спектаклем.
Глава 2. Работа режиссера над спектаклем
Глава 3. Звукорежиссура спектакля
Глава 4. Работа режиссера и композитора над музыкальным оформлением спектакля
Глава 5. Подбор музыки при оформлении спектакля
Глава 6. Роль шумов в спектакле
Глава 7. Определение места и роли шумов в сценическом действии
Глава 8. Использование речевой фонограммы в спектакле
Глава 9. Микрофонная техника в спектакле
Глава 10. Звуковые эффекты в спектакле
Глава 11. Звуковое сопровождение спектакля
Глава 12. Некоторые особенности микрофонной записи в театре
Глава 13. Выбор микрофонов для записи

Глава 1. Основные принципы работы режиссера над спектаклем.

Работа режиссера над пьесой
Режиссура как организация и общее руководство спектаклем существует столько же, сколько и театральное искусство. Зачатки режиссуры отмечены еще в античном и средневековом театрах. Однако современное понимание режиссуры сформировалось лишь в конце XIX — начале XX века. В течение многих столетий под понятием «режиссура» заключалось лишь умение реализовать авторские указания — будь то написанные ремарки или вытекающие из текста пьесы положения, то есть режиссура была органической частью драматургии. Значительную часть режиссерских функций в старом театре выполняли первые актеры, а иногда и опытные суфлеры. Период становления режиссуры как искусства связан с такими именами, как Кронек и Рейнгардт в Германии, Антуан во Франции, Крэг в Англии, Ленский в России. Они впервые определили режиссуру не только как самостоятельное искусство, сложное и многообразное, но и как глубоко творческий процесс. С открытием Художественного театра начинается новый этап в развитии режиссуры. Именно К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, впервые определившие спектакль как самостоятельное гармоническое художественное произведение, видели в режиссере подлинного творца, идейного руководителя и организатора спектакля. Дальнейшая работа Станиславского и Немировича-Данченко завершила становление режиссерского искусства, фундаментом которого явилась система работы режиссера с актером. Талантливыми продолжателями дела великих реформаторов сцены в области режиссуры были В. Э. Мейерхольд и Е. Б. Вахтангов. Режиссер должен обладать многими качествами: большой культурой и широким идейным кругозором, прекрасным знанием театрального дела и умением работать с творческим коллективом (актерами, художниками, музыкантами).
Станиславский говорил: В настоящем режиссере совмещается режиссер-учитель, режиссер-художник, режиссер-литератор, режиссер-администратор. И действительно, — деятельность режиссера в театре сводится не только к постановке спектаклей, но и к формированию репертуара, к подбору и воспитанию труппы. Эта многогранность привела к тому, что режиссерские функции разделились: появились режиссер-постановщик, режиссер, ассистент режиссера. Режиссер-постановщик осуществляет общее идейно-художественное руководство постановкой спектакля. Режиссер ведет непосредственную работу с творческим коллективом. Ассистент выполняет художественно-технические задачи по оформлению спектакля. Режиссер начинает свою работу с выбора пьесы, а правильнее пинать, с поисков той пьесы, которая соответствовала бы эстетическим принципам и художественно-тематическому направлению театра. Однако написанная драматургом пьеса еще не является произведением театра. Даже снабженная подробными авторскими ремарками об обстановке и действующих лицах, она представляет собой только литературное произведение. Перед режиссером стоит сложная и трудная творческая задача: превратить литературное произведение в спектакль. Это возможно лишь после соответствующей работы над пьесой сначала самого режиссера, а затем и имеете с актерами, художником, композитором и другими работниками театра.
Процесс создания спектакля обычно делится на несколько этапов:
1)работа режиссера над пьесой и составление постановочного плана;
2)работа режиссера с актерами (репетиционный период за столом);
3)работа режиссера с художником, композитором и другими участниками постановки (этот этап работы проводится параллельно с работой над пьесой в репетиционный период).
В процессе работы над пьесой режиссер изучает ее содержание, проводит идейно-тематический анализ, выясняет художественные и композиционные особенности, составляет постановочный (режиссерский) план. При чтении пьесы режиссер уясняет не только последовательность событий, но и взаимоотношения персонажей. В связи с этим становится более ясным сюжет пьесы. Без более точного знания сюжета во всех деталях режиссер не сможет начать работу над спектаклем. Сюжет — это непрерывная цепь ситуаций и событий, связанных между собой логикой развития действия и раскрывающих в своем поступательном движении идею пьесы. Помимо сюжета режиссеру необходимо совершенно четко представить себе каждый образ — характер действующего лица, его взаимоотношения с другими персонажами пьесы. В результате у режиссера возникнут те характеристики действующих лиц, которые он предложит актерам, занятым в его постановке. Работая над пьесой, режиссер занимается изучением той действительности, на материале которой построена пьеса. Ему необходимо увидеть в своем воображении не только тот отрезок времени, который охватывают события пьесы, но и эпоху с ее социальными и политическими противоречиями. Для изучения действительности режиссер обращается к книгам и журналам, отражающим общественно-политическую и экономическую жизнь данной эпохи, знакомится с произведениями живописи, графики, скульптуры и архитектуры, с фото- и кинодокументами и, если это возможно, беседует с современниками или участниками событий тех лет. Эти материалы помогут режиссеру, а позже и исполнителям, ощутить реальность происходящего в пьесе, облечь в плоть и кровь образы действующих лиц, подскажут десятки деталей, характеризующих быт и нравы эпохи, уточнят сюжет пьесы. Однако нельзя рассматривать пьесу изолированно от ее автора. Поэтому режиссер должен знать все творчество данного драматурга, его творческие особенности, художественную манеру и язык. Все это вместе взятое помогает полнее раскрыть замысел и идею драматургического произведения. Перечитывая еще и еще раз пьесу, режиссер устанавливает, где, в каких сценических обстоятельствах наиболее полно раскрывается основная идея пьесы, ради утверждения которой она написана. Верное определение идейно-эстетической направленности пьесы во многом предопределяет успех будущего спектакля. Какими средствами лучше всего выразить идею и тему пьесы, как сделать, чтобы они органически вытекали из самого существа спектакля,—это задача будущей работы постановщика. Следующим моментом работы режиссера над пьесой является определение основного конфликта, сквозного действия и сверх-задачи. В основе каждой пьесы лежит жизненный конфликт, обуславливающий столкновение действующих лиц в пьесе. Для достижения своих целей отдельные персонажи или их группы совершают ряд поступков, действий. Из этих действий образуется линия сквозного действия, идущая через всю пьесу к определенной цели и вовлекающая всех действующих лиц в борьбу «за» или «против». Создавая пьесу, драматург ставит перед собой определенную цель. Он хочет, чтобы идея его произведения воздействовала на зрителя. Эту цель К. С. Станиславский называл «сверхзадачей». Станиславский придавал исключительное значение точному определению сквозного действия и сверхзадачи, так как именно через них наиболее точно раскрывается идейно-эстетическое содержание произведения. Отношение автора к изображаемым событиям находит свое выражение в характере построения основного конфликта. Именно характер конфликта и определяет жанр произведения. Драматургия, как известно, делится на ряд жанров: трагедия, комедия, водевиль, памфлет, миниатюра, гротеск, мелодрама, историческая хроника и т. д. Все эти жанры имеют определенные сценические признаки. В трагедии находят свое выражение глубочайшие жизненные конфликты, борьба идей, страстей, достигающая высокой степени напряжения. Характерной чертой трагедии является неразрешимость противоречий, приводящая к гибели главного героя. Своеобразным жанром, возникшим в советское время, является ж пир оптимистической трагедии, когда гибель героя не влечет за собой крушения его дела, а, напротив, приводит к торжеству его идей («Гибель эскадры», «Оптимистическая трагедия»). В основе драмы могут лежать серьезные столкновения личных и общественных интересов людей, нередко достигающие большой остроты. Конфликт драматического произведения может быть и комедийным. Внутри этого жанра много разновидностей: драма, историческая, социальная и др. Главная цель комедии — осмеяние всего низкого, пошлого и порочного, разоблачение ошибочного и нелепого в жизни. Комедия может сатирически или юмористически изображать жизнь, иногда сочетая в себе как юмор, так и сатиру. Комедия, как и драма, имеет и иные жанровые оттенки: она может быть бытовой, лирической, сатирической и т. д. Основной жанр произведения может включать в себя и элементы другого жанра. Очень часто драматург сам определяет жанр своего произведения, но иногда автор дает своему произведению ничего не говорящие подзаголовки «пьеса», «сцены». В этом случае режиссер сам устанавливает жанровые признаки будущего спектакля. Точное определение жанра помогает раскрытию содержания пьесы, ее идеи и особенностей стиля автора. Стиль — это совокупность признаков, характеризующих индивидуальную манеру творчества драматурга. Стиль творчества проявляется в тех выразительных приемах и средствах, что употребляет автор для подчеркивания идейно-художественных особенностей Под выразительными приемами и средствами, в которых проявляется стиль драматурга, понимают своеобразие в выборе жизненного материала пьесы, построение ее сюжета, композицию, язык, ритм, речь действующих лиц. Именно стилевые особенности творчества многих драматургов, позволяют безошибочно определить авторство пьес. Невозможно спутать пьесы Чехова и Вишневского, Погодина, Розова, Штока и т. д. Для режиссера чрезвычайно важно почувствовать и выявить характерные черты стиля автора и затем воплотить их в спектакле. Разбираясь в художественных особенностях пьесы, режиссер наряду с определением жанра и стиля проводит анализ ее композиционного построения. Основным содержанием пьесы обычно служит какое-нибудь событие или происшествие. Так, в комедии «Женитьба», которую Гоголь назвал «совершенно невероятным происшествием», главным событием является побег старого холостяка Подколесина из дома невесты. Основное происшествие распадается на несколько крупных узловых событий. Содержанием каждого акта обычно является узловое событие. Каждое из узловых событий в свою очередь распадается на ряд эпизодов, которые принято называть «режиссерскими кусками пьесы». Точное определение узловых событий и сущности каждого режиссерского куска дает возможность проследить основные этапы развития действия, так как именно действие является основой сценического искусства. В определении действий персонажей пьесы большую, а иногда и решающую роль играют их характеры. От того, какие черты характера являются главными, ведущими, зависит поведение, отношение друг к другу и к событиям пьесы каждого персонажа. Поэтому режиссер уясняет социально-классовую природу каждого действующего лица, его мировоззрение, изучает биографические сведения, которые помогут правильно раскрыть характер и поступки действующего лица. В этой работе режиссеру важно найти «зерно» каждого образа. Под «зерном» образа понимают главную его особенность, основное качество, основную черту характера. Определение «зерна» является ключом к пониманию образа. Режиссер определяет сценическую задачу, сквозное действие и сверхзадачу каждого образа. Определить сценическую задачу — это значит установить цель персонажа в пределах данного эпизода и наметить те действия, которые совершаются для достижения этой цели. Сквозное действие — это последовательная цепь поступков на протяжении всего спектакля, совершаемых данным персонажем для достижения своей цели. Сверхзадача каждого персонажа — это та конечная жизненная цель, к достижению которой он стремится на протяжении всего спектакля. Определение сверхзадачи и сквозного действия той или иной роли имеет решающее значение, так как ошибка или неточность в трактовке образа может привести к его искажению, что в конечном счете отразится на идейном замысле спектакля. Существенное значение для раскрытия образа имеет тщательный анализ речи главных действующих лиц. По тексту пьесы режиссер определяет словарный запас каждого персонажа, своеобразие его речи, степень его культуры. Изучение языка действующих лиц помогает вникнуть в самую сущность созданных драматургом образов. Анализируя образы пьесы, режиссер уделяет главное внимание типичности обрисованных автором лиц. Но за типичностью образа режиссер не должен забывать и об индивидуальных чертах, присущих именно данному персонажу. В итоге этого анализа режиссер определяет подтекст, то есть подлинный смысл и фактическое значение каждой фразы или целого текстового куска. В процессе глубокого, всестороннего изучения пьесы и стиля ее автора режиссер стремится понять не только самый замысел, но на его основе создать свой — режиссерский замысел, то есть в воображении режиссера возникает конкретное образное видение пьесы как сценического произведения — спектакля. Сценическое искусство воздействует не только на мысли, но и чувства зрителя, поэтому режиссер в своем замысле ищет внутренний эмоциональный образ спектакля. Этот образ помогает режиссеру найти и выдержать характер «звучания» сценического действия, определяемого идеей спектакля, его сверхзадачей. Как идейная, так и эмоциональная стороны замысла тесно связаны и с пластическим решением спектакля — сюда относятся конкретные контуры будущего спектакля, то есть построение мизансцен, пластическое и ритмическое решение движений героев пьесы, элементы оформления. Таким образом, режиссер прежде всего уясняет себе замысел постановки по трем разделам: идейно-эстетический замысел, внутренний, эмоциональный образ (какие эмоции, настроения, чувства должен пробуждать у зрителя спектакль) и пластический, зрительный образ будущего спектакля. Творческий замысел спектакля представляет собой единое целое, поэтому, разумеется, ни один из этих разделов неотделим от другого. Жанр пьесы должен найти свое выражение в жанре спектакля и прежде всего — в манере актерской игры. Однако режиссерский замысел может и не совпасть с жанровыми признаками пьесы. Желая наиболее полно и эмоционально выразить конфликт произведения, режиссер может переставить акценты, сдвинуть пьесу и другую жанровую категорию и придать характерам сценических образов черты, отличные от тех, что имел в виду драматург, поэтому нередко одна и та же пьеса в разных театрах ставится по-разному. Наряду с жанром режиссер в своем замысле решает стиль будущего спектакля. Стилем спектакля называется соотношение приемов и формы, в которых режиссер выражает мысль произведения, то есть стиль — это внешнее выражение идейной сущности пьесы. От жанра и стиля спектакля зависит сценическая форма, в которую будет облечена постановка. Под звуковой стороной понимают: интонацию, тембр, ритм речи актеров, шумы и музыку. Под зрительной — движение актеров, ритм сценического действия, мизансцены, конструктивные формы, цветовую гамму декорации и свет. Наиболее наглядно художественная форма спектакля обнаруживает себя в мизансценах. В_своем замысле режиссер намечает вчерне основные мизансцены, но только при последующей работе с исполнителями, на репетициях в выгородке и на сцене, режиссер найдет окончательное их решение. В своем замысле режиссер продумывает не только сценическую форму, но и композицию будущего спектакля. Под композицией спектакля понимается деление пьесы на режиссерские куски, распределение режиссерских акцентов и пауз, определение ритма действия в отдельных эпизодах, картинах, актах и во всем спектакле в целом, определение мизансцен и решение оформления. Готовясь к репетиционной работе с актерами, режиссер встречается с художником, композитором, звукорежиссером, а также заведующим постановочной частью, в ведении которого находятся все технические и производственные цехи. Режиссер знакомит их со своим постановочным планом и вместе с тем выслушивает их мнение относительно будущего оформления спектакля. С помощью всех работников, принимающих участие в постановке, режиссер намечает пути создания конкретной обстановки, в которой будет протекать действие, то есть атмосферы спектакля. Атмосферу спектакля создают прежде всего актеры, она выражается в самочувствии персонажей, в ритме их речи, в их действиях. Дополняет атмосферу спектакля оформление. Важным выразительным средством в создании атмосферы спектакля часто служит музыка. Она может усилить драматизм или комедийность тех или иных сцен, создать музыкальный фон для сценического действия, задать ритм, в котором протекает жизнь персонажей, связать музыкальной канвой отдельные эпизоды. Режиссер может предпослать началу действия какую-нибудь песню или оркестровое вступление, которые введут зрителя в атмосферу спектакля и создадут необходимое эмоциональное настроение. Одна из важных задач, стоящих перед режиссером,— выбор актеров на роли. От верно угаданного назначения актеров на роли во многом зависит успех будущего спектакля. Принципы выбора исполнителей ролей довольно сложны и многообразны. С одной стороны, режиссер учитывает признаки внешнего порядка, а с другой — внутренние данные актера. Довольно часто режиссер назначает на основные роли по два исполнителя. Это позволяет при последующей репетиционной работе определить наиболее интересное исполнение и одновременно иметь замену в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств. Работа режиссера и всего творческого коллектива над спектаклем основывается на общем режиссерском замысле — постановочном плане. Он представляет собой подробное объяснение замысла постановки и последовательное изложение организации всей работы по будущему спектаклю. В этот план режиссер заносит: определение темы и идеи пьесы; определение сквозного действия и контрдействия пьесы; подробные характеристики действующих лиц; определение жанра и принципы стилевого решения спектакля; разъяснение композиции (деление пьесы на режиссерские куски, задачи действующих лиц и т. п.);
общее решение оформления спектакля, состоящее из
а) художественного решения — принципа декорационного оформления, костюмов, света и пр.,
б) звукового решения — музыки, шумов, элементов звукотехнического оформления; назначение на роли; календарный план работы по постановке спектакля. В календарном плане режиссер предусматривает все стадии репетиционной работы так, чтобы обеспечить полную реализацию режиссерского замысла. Сюда входит план работы с актерами, начиная с первой репетиции и кончая выпуском спектакля, также планы работы с художником, композитором, с монтировочной частью. Чем детальнее режиссер разработал план, тем легче ему будет работать с актерами, художником, композитором и другими участниками спектакля. Однако даже тщательно разработанный постановочный план — всего лишь наметка построения спектакля, и в процессе работы он всегда пополняется и развивается вплоть до выпуска спектакля. Одни моменты сценической трактовки будут закреплены, другие подвергнутся большим или меньшим изменениям или окажутся изъятыми как ошибочные или ненужные. Таким образом, в течение репетиционной работы план будет все время уточняться, отшлифовываться, превращаясь в конце концов в режиссерский экземпляр пьесы, подробно объясняющий внутренний смысл каждого куска, сцены и всего спектакля в целом. Составлением постановочного плана завершается этап предварительной работы режиссера над спектаклем.

Наверх! Запостить!