Содержание:

Глава 1. Основные принципы работы режиссера над спектаклем.
Глава 2. Работа режиссера над спектаклем
Глава 3. Звукорежиссура спектакля
Глава 4. Работа режиссера и композитора над музыкальным оформлением спектакля
Глава 5. Подбор музыки при оформлении спектакля
Глава 6. Роль шумов в спектакле
Глава 7. Определение места и роли шумов в сценическом действии
Глава 8. Использование речевой фонограммы в спектакле
Глава 9. Микрофонная техника в спектакле
Глава 10. Звуковые эффекты в спектакле
Глава 11. Звуковое сопровождение спектакля
Глава 12. Некоторые особенности микрофонной записи в театре
Глава 13. Выбор микрофонов для записи

Музыка и шумы в театральной практике существуют, вероятно, столько же времени, сколько существует сам театр. И вместе с тем вопросам звукорежиссуры спектакля почти никогда не уделяется в многочисленных трудах по теории и истории театра. До сегодняшнего дня музыкальное и шумовое оформление спектакля это область, предоставленная лишь интуиции и субъективному вкусу режиссера. В настоящей книге сделана попытка систематизировать творческую работу режиссера, музыканта и театрального звукорежиссера. Попутно затронуты проблемы использования звука как художественного компонента драматической постановки. Звукорежиссер, работающий над музыкально-шумовым оформлением спектакля, должен знать и понимать творчество режиссера-постановщика. Поэтому первая часть статьи посвящена основным принципам работы режиссера над спектаклем. Но во второй части последовательно разбираются вопросы музыкального, шумового и звукотехнического оформления спектакля. Аудитория, на которую рассчитана данная статья, определила ширину и глубину излагаемых вопросов. Не претендуя на исчерпывающую разработку проблем звукорежиссуры в драматическом театре, автор все же пытался удовлетворить интерес не только определенного круга читателей, но и внимание театральных специалистов-практиков к некоторым важным сторонам использования музыки, шумов, звукотехнических средств при постановке спектакля. В книгу не вошли такие специфические вопросы звукового оформления, как цветомузыка, звуковое кино в спектакле и некоторые другие. Автор выражает признательность звукорежиссерам московских театров: Л. Осипову, И. Алексееву, Е. Иванову, А. Ряховскому, С. Петрову, П. Смоленскому, В. Титову и другим, всегда щедро делившимся своим творческим опытом, который был учтен в настоящей работе. В практике театров бытуют выражения «музыкальное оформление», «звуковое решение», «шумовое сопровождение» и т. д. Стоит сразу договориться, что под общим понятием «звуковое оформление» мы будем иметь в виду музыкальное, шумовое и звукотехническое оформление. К музыкальному оформлению относится включение в спектакль различных вокальных произведений, танцев, инструментальных пьес, фрагментов симфонических произведений, хора — одним словом, музыки всех жанров и форм. К шумовому оформлению — включение в сценическое действие различных театральных шумов, а также таких звуков, как пение, крики животных, колокольный звон и т. п. К шумотехническому оформлению относится использование в спектакле фонограммы с записью монологов, диалогов, а также микрофонной техники. Сюда же относятся и различные звуковые эффекты. Общий замысел, план такого оформления мы будем называть Жуковым решением спектакля. Конкретное воплощение музыкального, шумового и звукотехнического оформления при проведении каждого спектакля договоримся называть звуковым его сопровождением. Следует предупредить, что термин «звуковое оформление», можно принять лишь с оговоркой,— он не очень точно выражает смысл существования музыки и шумов в драматургической ткани спектакля. Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумами как чем-то второстепенным, дополнительным и не просто организует его сопровождение, он ищет то единственное, необходимое, органичное соединение сценического действия с музыкой, шумом, звуком, которое вытекает из смысла постановки. Это же относится и к понятию «звуковые эффекты». Создание по ходу сценического действия с помощью тех или иных средств: эха, пролета самолета, прохода поезда, эффекта реверберации и т. д. и т. п. осуществляется не просто ради эффекта как такового, а для достижения художественной правды спектакля. Тем не менее эти термины общеприняты в театре и по этой причине употребляются в статье. Под звукорежиссурой драматической постановки следует понимать творческую организацию ее музыкального и шумового оформления. История развития театрального искусства в России знает немало примеров блестящей организации музыки и шумов в различных спектаклях. Однако только после реформы, проведенной К. С. Станиславским, в драматическом театре утвердились те основные принципы звукорежиссуры спектакля, которыми и сейчас руководствуются режиссеры. Начиная с 30-х годов прошлого века в театрах стали использовать звукотехнику — микрофоны, усилители, громкоговорители. Однако становление звукотехники в театре происходило не сразу — слишком труден был не только технический, но, пожалуй, в большей степени психологический переход от столетиями установившегося звучания театрального оркестра и шумовых аппаратов к звучанию громкоговорителей. В 1931 году при постановке во МХАТ «Мертвых душ» было решено усилить звучание оркестра с помощью микрофона. Станиславский принял это предложение более чем скептически: «Это чудовищно… Николай Васильевич Гоголь, «Мертвые души» и радио». Первая проба произвела на всех удручающее впечатление, и это не удивительно, учитывая звукотехнику тех дней. Качественное усовершенствование звукотехники и централизованное оснащение ею театров, проведенное в последнее десятилетие, позволило организовать музыкальное и шумовое оформление на совершенно новой технологической основе. Некоторые театры отказались от оркестра, и сейчас драматический актер все чаще играет под музыкальную фонограмму, а не так, как было недавно, когда оркестр подстраивался под актера. Существенно упростилось шумовое оформление, появилась возможность отказаться от громоздких и не всегда совершенных аппаратов для получения сценических шумов. Отпала надобность в бригаде шумовиков, составлявшей до недавнего времени непременную часть театрального организма. Стало возможным использовать новый прием звукового оформления — воспроизводить в сценическом действии заранее записанную речь и использовать микрофонную технику. Все это существенно расширило творческие возможности режиссера в художественном оформлении спектакля.
Звукорежиссура — неотъемлемая составная часть общей режиссуры спектакля, и поэтому в первую очередь ею занимается сам постановщик. Однако вопросы звукорежиссуры спектакля тесным образом связаны со звукотехникой. Это определило появление в театре нового творческого работника — театрального звукорежиссера. Если работа режиссера и музыканта над музыкальным оформлением имеет устоявшиеся традиции, то профессия театрального звукорежиссера еще только складывается, и поэтому круг творческих вопросов, которыми он должен заниматься, еще четко не определен.
Но несмотря на это, все же можно сказать об основных его задачах:
организация музыкального, шумового и звукотехнического оформления спектакля на основе творческого замысла режиссера и композитора;
запись шумов, речи и музыки; звуковое сопровождение спектакля с помощью звукотехники.
Реализация творческих замыслов режиссуры и музыкальной части требует от звукорежиссера не только знания технических особенностей звукотехники, но и определенной творческой подготовки. Другими словами, театральный звукорежиссер должен объединять в себе как творческого работника, так и техника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре, в актерском искусстве, точно чувствовать взаимосвязь сценического действия и звукового сопровождения. Театральный звукорежиссер может и не быть профессиональным музыкантом, но он должен обладать музыкальной культурой, острым слухом, чувством ритма, хорошо ориентироваться в музыкальной литературе, знать и понимать особенности творчества того или иного композитора, дирижера, музыканта, вокалиста. Необходимо сказать, что человек, лишенный природных музыкальных способностей, никогда не сможет стать профессиональным звукорежиссером. Звукорежиссер должен в совершенстве владеть всеми техническими средствами, используемыми для звукового оформления спектакля. Чем квалифицированнее звукорежиссер как техник, тем успешнее он может с помощью технических средств решать творческие задачи. Сегодня в театре особенно остры поиски новых выразительных средств и приемов — активных, действенных, динамичных, способных по-настоящему захватить эмоциональный мир современного человека. В решении этих задач существенная роль принадлежит театральному звукорежиссеру.

Наверх! Запостить!