Гобой

Оглавление
Деревянные духовые инструменты
Флейта
Гобой
Кларнет
Фагот

Способ извлечения звука при помощи трости был известен еще в глубокой древности у различных народов. В Европе усовершенствование народных инструментов свирельного типа с двойной тростью и введение их в концертную практику надо отнести к середине XVII века. В конце XVII века гобой становится, наравне с флейтой, постоянным членом оркестра и, развиваясь вместе с ней, перенимает многие усовершенствования флейты в отношении расположения звуковых отверстий и механизма клапанов.
По своему размеру, строю, аппликатуре гобой очень похож на флейту. Так же как у флейты старой конструкции, шесть основных звуковых отверстий гобоя дают звукоряд: d1 , e1 , fis1 , gx1, a1 , h1 , cis2, а три добавочных клапана дают нижние ноты cis1, c1, h.
Если на гобое закрыты все шесть основных отверстий, то получается нота d1 .
Если открыто нижнее основное отверстие, то получается нота е1.
Если открыты два нижних основных отверстия, то получается нота fis1 .
Если открыты три нижних основных отверстия, то получается нота g1 .
Если открыты снизу четыре основных отверстия, то получается нота а1 .
Если открыты снизу пять основных отверстий, то получается нота h1.
Если открыты все шесть основных отверстий, то получается нота cis2.
Три нижних добавочных клапана дают самые низкие ноты cis1 и с1 (мизинцем правой руки) и h.
При передувании во 2-й обертон у гобоя, так же как и у флейты, сохраняется аппликатура основного тона. Для нескольких высоких нот, начиная с d3, пользуются передуванием в 3-й или иногда в 4-й обертоны. Применяя это передувание, хорошие исполнители могут достичь а3, правда, с большим трудом.
Верхней границей хорошей звучности гобоя нужно считать f3; ноты же g3, gis3 и а3 являются отдельными звуками, получение которых сопряжено с трудностями сложных аппликатурных комбинаций, в которых, кроме обычного октавного клапана, используется также открывание верхних звуковых отверстий, играющих роль вспомогательных октавных клапанов. Обычный октавный клапан (речь о котором шла выше) употребляется для пе.-редуваиия во 2-й обертон.
По своему устройству гобой состоит из трех частей (в нем нет отдельной головки, как у флейты). Трость вставляется прямо в специальное отверстие в верхней части инструмента; поэтому гобой нельзя подстраивать (как, например, флейту), а наоборот, по нему строят весь оркестр.
Тембр гобоя очень экспрессивен и богат обертонами. Исполнитель, держа в губах его тонкую трость, может каждое мгновенье влиять на качество звука, добиваясь весьма тонких нюансов.
Возникновение звука на гобое (attacca) ощущается довольно заметно; звук возникает не мгновенно, как на флейте, а на какой-то момент позже, как бы «лениво».
В piano момент возникновения звука всегда несколько громче, чем дальнейшее филирование.

Регистры гобоя
Регистры гобоя
Техника игры на гобое. Некоторая ленивость звукоизвлечения, меньшая непринужденность в передувании не позволяют на гобое в legato (при одинаковой с флейтой аппликатуре) достичь скорости флейты.
Еще больше гобой уступает флейте в стаккатной технике, потому что на нем неприменимы приемы «двойного» или «тройного» языка. Однако обычное staccato получается на нем очень отчетливо и с достаточной быстротой (почти такой же, как на флейте), но, разумеется, только в среднем регистре. В нижнем и самом верхнем регистрах staccato значительно тяжелее.
На гобое хорошо выходят умеренно быстрые легатные пассажи, перемежающиеся с различными фигурами простого staccato. Если не затруднять аппликатуру гобоя неудобной тональностью, то в пассажах можно достичь довольно большой скорости.
Особенно хорош гобой в широких лирических кантиленах.
Разновидности гобоя. Из разновидностей гобоя теперь почти не употребляется Oboe d'amore, звучащий на малую терцию ниже обыкновенного гобоя.
Непременным же членом оркестра является альтовый гобой — английский рожок (ит. — Согпо inglese, фр. — Cor anglais; нем.— Englisches Horn), звучащий на квинту ниже видового инструмента.
Аппликатура и приемы игры на нем в точности соответствуют гобою, но из-за большей величины инструмента звучание получается на квинту ниже. Поэтому английский рожок является инструментом транспонирующим (гобой in F).
Исполнителю на английском рожке иногда поручается исполнение партии 3-го гобоя. Тогда в партитуре (и в партиях) обозначается: Согпо inglese muta in Oboe ИГ и, наоборот, при возвращении к английскому рожку пишут: Oboe 111° muta in Согпо inglese.

В конструктивном отношении английский рожок отличается от гобоя, кроме несколько большего размера, двумя особенностями:
1) трость его вставляется не непосредственно в специальное отверстие инструмента, а предварительно насаживается на короткую металлическую чуть изогнутую трубку (так называемый «эс»);
2) раструб английского рожка имеет грушевидную форму, что изменяет существенным образом его тембр.
Извлечение самых верхних звуков на английском рожке еще более затруднительно, чем на гобое. Поэтому лишь в крайних случаях в forte можно позволить себе написать английскому рожку ноту f3, звучащую как b2. Как правило же, следует ограничиваться нотой d3, звучащей как g2.
Регистры английского рожка соответствуют регистрам гобоя, но звук его несколько гуще и имеет гнусавый оттенок. Английский рожок относительно менее подвижен, чем гобой.

Наверх! Запостить!