Оглавление

Гомофонические формы

Период простейшего строения

Усложнения периода

Русская народная песня

Простая двухчастная форма

Трехчастная форма

Сложная трехчастная форма

Тема с вариациями

Рондо

Сонатная форма

Рондо-Соната

Циклические формы

Смешанные формы

Вокальные формы

Некоторые черты мелодики

К числу небольших вокальных форм относится русская народная песня, размеры и строение которой редко выходят за рамки периода. Песня, как правило, имеет куплетное строение.
Повторность мелодико-тематических элементов, столь важная вообще для европейской музыки, играет заметную роль и в русской песне (речь идет о внутреннем строении куплета), часто служа основным принципом формообразования, но не менее часто и оттесняется на второй план (об этом несколько подробнее — ниже).
Повторяемый элемент нередко варьируется своеобразной орнаментикой и даже заменой звуков, чаще несколько усложняясь:

untitled-418

но иногда и упрощается:

untitled-516

Варьирование напева встречается и в разных куплетах.
Очень многие песни одноголосны, но наряду с этим встречается и многоголосие. Голоса, сопровождающие основной напев, называются Подголосками, независимо от того, находятся ли они ниже или выше его. Подголоски бывают иногда сплошь реальными (не дублирующими) голосами, но, в общем, типичнее их меньшая самостоятельность. Подголоски часто, па протяжении куплета, то сливаются в унисон или октаву с основным напевом или друг с другом, то расходятся. Поэтому они скорее представляют собой как бы разветвление основного напева (в том числе «втора» в терцию), но не полифонические самостоятельные голоса в общеевропейском роде:

untitled-615

При куплетных повторениях подголоски нередко подвергаются варьированию, так как некоторая импровизационность вообще свойственна народной певческой манере.
Общий мелодический профиль песни бывает различен. Многие песни, особенно при общем узком диапазоне, имеют одноплановое мелодическое движение, без образования главной кульминации, так как одна и та же мелодическая вершила затрагивается несколько раз (возврат к одной мелодической опоре вообще в песне встречается часто; см. примеры 93, 96а.
Но встречаются и мелодические вершины ближе к концу, очень часто и в начале мелодии (см. примеры 92в и 97).

Ладовая сторона

 

С ладогармонической стороны русская песня обладает многими своеобразными чертами. Прежде всего, имеет значение состав лада. Во многих образцах скалывается заметное влияние пентатоники, в виде отдельных попевок (оборотов) из звуков, которые, при расположении в порядке высоты, дают малую терцию и большую секунду выше или ниже ее (трихорды). Есть песни, целиком основанные на пентатонике:

untitled-713

В песнях, основанных на ладах более многозвучных, чем пентатоника, всё же пентатонические обороты часто занимают видное место (см. пример 92 ).
Кроме того, существуют полные мажор и натуральный (в крестьянской песне) минор, а также старинные лады (дорийский, фригийский, миксолидийский) или их отдельные обороты. Очень часто все эти лады представлены как бы в неполном виде (шесть и меньше ступеней).
Как пентатонические обороты, так отчасти и старинные лады имеют общее свойство — с мягчен ность контраста между тонической устойчивостью и нетоническими элементами. Вследствие этого, центр тяжести (тяготения) сравнительно легко перемещается с исходной опоры (которая, к тому же, часто выявляется не с самого начала) на другую. Отсюда — возможность отклонений в другой лад или тональность внутри песни. Это, как известно, не нарушает общего единства юнальности и отвечает общему принципу тонального единства формы, с возможными отклонениями внутри ее.
Однако направление и средства осуществления отклонений, а также внутренних кадансов часто совершенно своеобразны. Кадансовая остановка может произойти, в сущности, на любой ступени лада или в другом ладу (тональности).
Но еще своеобразнее перемещение центра тяжести к концу песни, что создает ее окончание не в той юнальности, в какой она начата. Такие случаи, очень обыкновенные в русской песне, в общеевропейском искусстве представляют исключение и потому являются индивидуальной особенностью русской народной музыки. Наиболее распространено окончание песни в параллели (чаще мажор—параллельный минор, как в примере 95).
Но встречаются и другие соотношения:

untitled-813

Модулирование к концу песни часто не выражено никаким хроматическим изменением ступеней (случайными знаками); но можно предположить, что народный слух, допуская окончание песни на том или ином звуке, понимает его как устойчивый, то есть как тонику.

Тематическая и структурная сторона

 

Структура песни во многих случаях вполне очевидно связана с мелодико-тематическим содержанием. Связь эта проще всего выражается в очень коротких песнях, состоящих, большей частью, из одной двух- или трехтактной фразы, многократно повторяемой с разным текстом. Благодаря этому образуется сплошное совпадение мелодической и структурной периодичности. Мелодия часто неизменна (не считая повторения или, наоборот, слияния звуков при перемене в количестве слогов в куплетах) или слегка варьируется. Варьирование структуры — менее типично (см. пример 93г).
Так построены многие колыбельные (байки), детские присказки, былины, духовные стихи, плачи, некоторые обрядовые песни (в частности, колядки), реже — другие виды, как, например, хороводные песни:

untitled-912

Более сложная структурно-тематическая повторность образуется при двукратном проведении подряд каждого из двух элементов, имеющихся в песне (двойная периодичность), например:

untitled-1013

причем все части, преимущественно, равны друг другу. Это строение наиболее типично для плясовых и многих хороводных песен, но встречается и в лирических (протяжных) песнях:

untitled-1113

Иногда повторяемые части не равны друг другу и, при строгой периодичности внутри каждой пары одинаковых частей, общая структура несколько сложнее:

untitled-1211

Сплошная структурная периодичность может сочетаться лишь частично с тематической периодичностью:

untitled-1310

Наряду с перечисленными типами структур существуют и более сложные, которые особенно характерны для медленных (лирических, отчасти других, например, исторических) песен. Не говоря уже о постоянно встречающихся в них сменах размера, создающих непериодичность, в их тематическом строении часто обнаруживается значительно большая свобода, в сочетании с отсутствием квадратности.
В обоих случаях встречаются повторения лишь мелких мотивных или субмотивных элементов:

untitled-1410

Иногда внутри песни образуется повторение более крупных частиц:

untitled-158

В этом примере, кроме отмеченных скобками вполне сходных фраз, наблюдается и близость тт. 2—4 и 13—15 к т. 1, которые являются как бы его очень свободными вариантами.
Часто наблюдается и такое развитие, которое представляет собой развертывание мелодии или вовсе независимое, или мало зависимое от повторности элементов.
Для строения очень многих, особенно лирических,песеи характерно подразделение на запев, поющийся одним или немногими (2—3) исполнителями, и хоровой припев:

untitled-168

В первом куплете запев иногда отсутствует, появляясь лишь со второго. В запеве при повторении встречаются структурные изменения (расширение или сокращение), например, в связи с количеством слогов текста.
Структура песни с запевом и припевом, существующая в музыке разных народов, оказала заметное влияние на строение многих произведений профессионального искусства и, притом, не только в вокальной музыке, но даже и в инструментальной (образование формы рондо).

Наверх! Запостить!