Певческие стереотипы и условия, способствующие их выработке

С точки зрения физиологии, профессиональное звучание голоса является результатом специально найденного характера работы голосового аппарата, т. е. установления определенных певческих двигательных динамических стереотипов. Постоянное и устойчивое сохранение этой работы дает стабильность перечисленных качеств звучания, характеризующих поставленный певческий голос.
Выработка этих вокальных автоматизмов представляет большой нервный труд для большинства молодых певцов, особенно для тех, у которых естественная функция и структура голосового аппарата мало приспособлены для возникновения природных профессиональных качеств звучания.
Речевые двигательные стереотипы образованы у каждого человека с детства, звуки речи и слова мы произносим автоматически. Поскольку пение связано со словом и осуществляется тем же голосовым аппаратом, то при первых попытках что-либо спеть человек, естественно, пользуется речевыми стереотипами. Это особенно заметно у детей, которые вначале всегда пользуются речевыми координациями. Они «поют как говорят» в буквальном значении этого слова, и потому певческие качества их голосов не могут проявиться в достаточной мере.
Выработка певческих стереотипов, при осуществлении которых в голосе образуются качества хорошо поставленного голоса, происходит в процессе специального систематического обучения, занимающего, как правило, много лет.
Большинство обучающихся петь приходит в класс с той или иной степенью выработанности певческих навыков в результате предыдущего обучения, с наметившимися двигательными стереотипами. Потому перед педагогом обычно стоит задача не столько образовать вновь нужную систему рефлексов, сколько изменить старую, внести в нее многочисленные изменения, что, как мы уже указывали выше, связано с частичным разрушением старых стереотипов, а иногда и полной их переработкой. Эта задача очень трудна и для ученика и для педагога. Известное в практике положение, что ученик уже не может петь «по-старому» и еще не освоил новой манеры, относится именно к этому периоду переработки, когда старая цепочка рефлексов уже разрушена, а новая еще не сформирована или сформирована лишь в отдельных звеньях.
Часто такие ученики в период перестройки ничего не могут спеть, и у них создается впечатление полной потери голоса. Надо иметь большую веру в метод педагога и большую выдержку, чтобы пройти этот этап. По мере выработки новых стереотипов голос возвращается и, в соответствии с новой координацией, его качество становится иным, появляются новые, неизвестные ранее возможности и, соответственно, новые певческие ощущения.
Разрушение старых стереотипов и замена их новыми — чрезвычайно сложная работа для нервной системы, которая должна вестись исподволь, постепенно, спокойно, с перерывами для отдыха, иначе она может привести к «сшибке» нервных процессов, к перегрузке нервной системы, к нарушению ее нормальной деятельности. При этом нарушается и работа голосового аппарата. До сих пор известны случаи, когда, поступая с хорошим звучанием певческого голоса в профессиональное учебное заведение, некоторые студенты «теряют» свой голоса в процессе обучения, что ведет к тяжелым нарушениям деятельности нервной системы и даже к психическим заболеваниям.
Такие явления связаны с нерациональными действиями педагога, а иногда и самого ученика, пытающегося скорее «перескочить» через те этапы, которые необходимо спокойно пройти для разрушения старых и формирования новых навыков. Естественно, что, как всегда в вопросах работы нервной системы, здесь большое значение имеют индивидуальные свойства нервной деятельности данного человека, тип его нервной системы. Некоторые ученики легко справляются даже с самыми сложными заданиями и сравнительно спокойно переносят разрушение старых и образование новых стереотипов, другие реагируют крайне остро. Много случаев из практики воспитания голоса может быть объяснено исходя из учения И. П. Павлова о динамическом стереотипе.
Для успешной выработки навыков большую роль играет активность ученика, его желание освоить нужное движение, и обстановка занятий. Активность следует физиологически понимать как хороший тонус нервной системы, как большую концентрацию возбудительного процесса, почему и связи при активном отношении образуются более быстро и прочно. Отсутствие отвлекающих моментов, полная сосредоточенность в занятиях—важнейшее условие плодотворной выработки навыков.

Схема процесса обучения
Как мы видели, И. П. Павлов показал, в чем, с точки зрения физиологии, состоит сущность всякого воспитания, развития, тренировки —в образовании новых связей и тончайшем анализе.
Процесс обучения следует рассматривать по следующей схеме. Для того чтобы спеть что-либо, надо прежде всего ясно себе представить то звучание, ту фразу, которую предстоит спеть, т. е. надо иметь в представлении звуковой образ. Этот образ является своего рода эталоном для сравнения с тем результатом, который получится после попытки его воспроизвести. По этому образу совершается вся регулировка вырабатываемой системы движений, потому его можно назвать регулировочным образом. Звуковой образ вызывает соответствующее двигательное представление, какими движениями можно подобного звучания достигнуть, каким образом можно его воспроизвести. Эта связь определяется предшествующим звуковым и двигательным опытом. Надо сказать, что двигательный опыт играет в процессе образования вокальных навыков очень большую роль.
Опытный певец представляет себе формирование звука не только в звуковой и двигательной форме, но и включает сюда зрительные, вибрационные (резонаторные) представления. На основе всего этого дается двигательный приказ из центра на периферию, к мышцам, и певец делает попытку воспроизвести задуманное звучание. В оценку получившегося результата включается целая система анализаторов во главе со слуховым, посылающих информацию в обратном направлении, т. е. к центру. Это дало основание называть подобные системы обратными связями. На основе анализа и синтеза информации, полученной через обратные связи, производится сравнение полученного результата с задуманным. При наличии рассогласования, когда результат попытки не совпадает с задуманным образом, в движения вносятся соответствующие коррективы, лишние, ненужные движения тормозятся, вводятся новые и делается новая попытка воспроизвести звучание. Такие попытки делаются до тех пор, пока движение не уточнится настолько, что рассогласование будет ликвидировано и акустический результат совпадет со звуковым образом. Пока связи вырабатываются, шлифуются, внимание активно направлено на выполнение этой задачи. После того как связь выработана, движение начинает осуществляться автоматически, сознание освобождается от этой заботы и необходимое звучание возникает рефлекторно, без особого труда. Собственно, мы обучаемся для того, чтобы потом не думать о том, как это делается. Когда навык выработан — мы им пользуемся не думая о том, как он был образован. Для того чтобы быть певцом, надо образовать бесконечное множество двигательных вокальных навыков, соответствующих самым различным звуковым результатам, чтобы иметь нужную палитру звучания и свободно пользоваться ею.

Наверх! Запостить!