Воображение — особая форма психической деятельности, заключающаяся в создании новых образов, представлений и идей. Воображая, мы мысленно представляем себе то, чего на самом деле мы ранее никогда не переживали. Воображение, основываясь на материале прошлого опыта, создает новые представления и образы. Материалом для воображения всегда является реальная действительность— все те впечатления, представления и образы, которые мы когда-то воспринимали, те чувства, которые ранее переживали.

Воображением можно ясно нарисовать себе картину того, о чем написано в книге. Воображение позволяет по чертежу представить себе деталь, по партитуре — реальное звучание. Это так называемое воссоздающее воображение, опирающееся на описание явления в виде слов или нотных знаков. В творческой деятельности исполнитель имеет дело с этим видом воображения, когда ему приходится на основе словесного текста и музыки воссоздавать в яркой форме образы, переживания и чувства. Для того чтобы выразить содержание произведения, надо себе ярко представить описываемые события, воспроизвести их в своей фантазии, в своем воображении.

Воображение в творчестве

Однако исполнительская деятельность не сводится только к воссозданию в образной форме того, что описано в произведении. Исполнитель, если он творец, вкладывает в свое исполнение так много личного материала, умеет так по-новому убедительно исполнить произведение, что даже из малоценного в художественном отношении материала создаются настоящие шедевры. Стоит, например, вспомнить исполнение Ф. И. Шаляпиным романса Кенемана «Как король шел на войну» или романсов таких композиторов, как Лишин, Малашкин и т. п.

Под творческим воображением понимается создание новых образов, не подсказанных описанием или изображением и включенных в творческий процесс. Творческое воображение — непременный участник творческого процесса. Воображение всегда входит в любую деятельность. Чтобы мы ни делали, какую бы задачу себе ни ставили, мы прежде всего всегда мысленно вообразим себе, как будет выполняться это действие или задача, а потом уже приступаем к ее реализации.

Когда артист получает новую роль, певец начинает знакомиться с новым произведением, в работу сейчас же включается воображение. В воображении артист рисует себе картину действий персонажа, воображает его взаимоотношения с окружающими, рисует себе общую обстановку, в которой проходят события, его внешний вид, манеру держаться — словом создает в воображении живой образ, черпая для этого материал из своей памяти, из своих жизненных впечатлений. Исполнительская деятельность немыслима без развитого творческого воображения. Поэтому развитию воображения отводится такое большое место в системе воспитания артиста у К. С. Станиславского.

Способность к воображению бывает развита у разных людей в разной степени. Одни способны легко вообразить себе любую ситуацию. Им достаточно легкого волевого приказа представить себе что-либо, как воображение тотчас начинает строить одну картину за другой. Причем эти картины могут быть чрезвычайно ярки и точны. У других воображение работает с трудом, оно вялое и быстро иссякает.

Между тем для певца, как для всякого исполнителя, необходимы яркие внутренние видения того, что он исполняет, нужна способность легко вообразить себе любую ситуацию. Эта способность может быть развита путем соответствующей тренировки фантазии. Необходимо будить в ученике воображение, не допускать пения формального, без ясных, ярких представлений о ситуации, которую ему следует выразить. Ученик всегда должен ясно понимать, к кому обращены слова, которые он произносит, почему он их произносит, в какой ситуации и т. п., т. е. ярко, конкретно и возможно более точно представить себе то, о чем он поет.

Всякая творческая фантазия требует материала для творчества. Материалом для воображения служат знания, личный опыт, впечатления. Потому всякий артист-певец должен копить эти впечатления, обогащаться ими и запоминать свои чувства. Знакомство с жизнью композитора, автора произведения, поэта, либреттиста, на текст которого написано произведение, знакомство с эпохой, в которой они жили или которую описывают, — все это обогащает исполнителя образами и видениями. Большую помощь здесь могут оказать и иконография, и литературно-исторические источники.

В настоящее время каждый молодой певец знает, как, например, Ф. И. Шаляпин готовил материалы для роли Грозного, в «Псковитянке» Римского-Корсакова, долго беседуя с историком Ключевским об этой эпохе, общаясь с большими художниками, скульпторами, воплощавшими этот образ и эту эпоху, и т. п. Стоит вспомнить, как Л. В. Собинов собирал материал для своего Лоэнгрина. В результате большой работы ему удалось создать убедительный и совершенно новый по характеру трактовки образ рыцаря Грааля.

Важнейший материал для творческого воображения дает наблюдательному художнику повседневная живая жизнь. Наблюдательный артист, а это качество, как мы уже говорили, ему совершенно необходимо, пытливо схватывает и фиксирует своей памятью то бесконечное разнообразие людских типов, с которыми он встречается. Он запоминает внешний вид и манеру держаться, и манеру говорить, мимику, особенность поведения, манеру носить одежду, проявление эмоций и т. д. Все это является материалом, из которого артист будет затем лепить нужный образ.

Внутренняя жизнь самого художника — также материал для творчества. Чем она разностороннее, богаче, тем большим материалом он обладает для своей творческой фантазии.

Воображение весьма тесно связано с эмоциональной жизнью человека. Наши чувства будят воображение, и наоборот, ярко воображая, мы переживаем воображаемое, т. е. активизируем сферу чувств.

Особое место в развитии воображения у музыканта играют музыкальные впечатления. Важно уметь понять язык музыки, найти связь между музыкальными переживаниями и другими впечатлениями. Музыка — своеобразное отражение жизни в форме звуков, это — особый язык. И для развитого в музыкальном отношении человека она полна значения, вызывая у него многочисленные ассоциации. Эти ассоциации связаны со всем внутренним миром человека, с переживанием им впечатлений от природы, от взаимоотношений с людьми, от различных явлений окружающего мира, от произведений искусства и т. п. Конечно, язык музыки часто бывает лишен той конкретности, которой отличаются словесные описания. Однако музыкой можно выразить то, чего нельзя описать словами. Это специфическое средство общения между людьми, при помощи которого они могут или непосредственно передавать друг другу свои впечатления, переживания, или запечатлевать их в форме нотных знаков.

В вокальной музыке, обычно связанной со словами, сам текст подсказывает содержание, которое должен выразить исполнитель. Однако в ряде произведений текст создает лишь общую картину, настроение, не разворачивая четко выраженного действия, и музыка является ведущим рассказчиком и выразителем идеи, наиболее ценной в художественном отношении стороной произведения.

В оперном произведении всегда ясна драматическая ситуация. Исполнитель, для того чтобы быть убедительным в своем творчестве, должен ярко нарисовать себе картину, увидеть внутренним видением ситуацию, поверить в реальность происходящего, тогда и публика будет ему верить. Для этого следует разобрать поведение действующего лица по его внутренней линии, разметить задачи каждого куска, о чем он говорит и что должен донести в нем исполнитель. В соответствии с этими задачами певец должен привлечь свою фантазию, чтобы ярко увидеть, почувствовать и найти нужные приемы выразительности.

То же следует делать в тех камерных произведениях, которые построены в форме драматической декламации, мелодического речитатива, или в произведениях, где ясна драматическая фабула. К таким произведениям, например, можно отнести «Два гренадера» Шумана, «Старый капрал» Даргомыжского, цикл «В детской» Мусоргского, «Мы сидели с тобой» Чайковского, «Вчера мы встретились» Рахманинова и т. п.

Более сложные задачи в смысле воображения ставят те романсы, которые выражают созерцание природы, различные состояния человека без четкого определенного разворачивания сюжетной линии, где слово —лишь тема для лирического излияния музыки. Здесь должны возникнуть те ассоциации, которые музыка рождает у исполнителя. В таких произведениях музыка является основным выразительным элементом, а слово не носит самодовлеющего характера, подсказывая лишь весьма обобщенно настроение. К таким романсам следует отнести, например, «Баркаролу» Шуберта, «Орешник» Шумана, «Островок», «Сирень», «Иву», «Ветер перелетный» Рахманинова, «Уноси мое сердце» Чайковского и др.

Здесь развитое воображение так же необходимо, как в исполнении любого вокального произведения, однако выразительным средством больше служит голос, чем слово.

Певец-артист должен уметь не только ясно представить себе ту или иную ситуацию, образ, состояние, но и быстро переходить от одного к другому. В программе концерта приходится петь различные произведения. Следовательно, воображение должно быстро переключаться. Уже с первых нот вступления необходимые образы должны возникать в воображении исполнителя с тем, чтобы начало пения уже было подготовлено верным творческим состоянием. Исполнитель обязан всегда быть в музыке, быть в творческом состоянии. Музыка должна создавать в его воображении необходимые образы и состояния.

К. С. Станиславский оставил нам замечательные образцы образного воплощения музыки на сцене в режиссерском рисунке опер, которые он ставил. Для него невозможно было движение на сцене вне музыки. Музыка рождала в нем яркое воображение, что вело к верному сценическому воплощению. Такт во вступлении к ларинскому балу в «Евгении Онегине» Чайковского на первых тактах присутствующие прислушивались, потом переглядывались, догадывались, что прибыл полковой оркестр и слова «Вот так сюрприз, никак не ожидали» логично подготовлялись этими действиями. К. С. Станиславский сумел прочесть в музыке вступления эти действия, оживить своим воображением вступительные такты. Исполнитель должен вводить в действие свое воображение с первых тактов вступления, тогда начало пения будет верно подготовлено. Следует научить ученика перед началом пения вводить в действие воображение, не допуская пения без ясных образов,, идей и мыслей, как говорят, «с пустыми глазами».

Воображение в вокальной педагогике

В вокально-педагогической деятельности воображение столь же необходимо, как и в любой другой. Для педагога важно уметь вообразить себе, что будет, если он даст ученику тот или другой прием, каково будет звучание голоса в том или ином произведении, представить себе, что делается: в голосовом аппарате ученика, когда он им неверно пользуется,—-где происходит зажим, как работает дыхание и т. д. Как и в другой деятельности, педагог производит в воображении эксперименты, представляет себе будущий тембр голоса ученика, прослеживает в воображении дальнейший путь его развития и т. п.

Критерием правильности работы нашего воображения является практика. Для того чтобы воображение вело нас по правильному пути, надо иметь прежде всего хороший запас материала для его работы, а затем — проверять его на практике.

В соответствии с той деятельностью, которой занимается человек, у него развивается больше зрительное, слуховое или эмоциональное воображение. Однако во всех случаях сильным воображением можно обладать только тогда, когда накоплен для этого воображения достаточный материал. Для развития воображения важно не только накопление этого материала, но и активное его использование. Постоянно воображая, представляя, т. е. активно оперируя им, мы тем самым способствуем его развитию.

В педагогическом процессе развития вокально-технических навыков очень важно заставлять ученика все время активно пользоваться своим воображением. Это дает возможность связать развивающиеся технические навыки с определенными образами и избежать формального звукообразования («звукодуйства»). Певец обязательно должен ясно представить себе тот образ, который ему предстоит воплотить, о чем мы подробно говорили в разделе связи техники и исполнительства.

Воображение необходимо и при работе над вокальной техникой. Слуховое, двигательное, вокальное и другие виды воображения зависят от накопленного материала. Надо сначала вообразить себе, как будет осуществляться тот или иной вид звуковедения, атаки, опоры при том или ином вокальном задании. Надо уметь в воображении переноситься с одного типа упражнений на другой, по рассказу или показу воображать, каковы будут ощущения и действия при той или иной задаче. На способности вообразить ощущение или звучание основаны многие педагогические приемы. По рассказу и показу педагога ученик воображает «подъем купола», «направление звука», в ту или иную часть нёба, «раскрытие глотки», пресловутое ощущение «горячей картошки во рту» и т. п., а потом воспроизводит их голосом.

Эту способность воображать и представлять себе тот или иной характер звука, в зависимости от исполнительской задачи или педагогических требований, необходимо развивать в каждом ученике. В равной мере это относится и к двигательным, вибрационным и другим представлениям, участвующим в осуществлении певческого звучания.

Наверх! Запостить!