Певческая деятельность, как и всякая другая, вызывается стремлением человека удовлетворить свои интересы, свою потребность. Каким бы видом деятельности человек ни занимался, он должен ясно сознавать цель, которую он хочет достигнуть посредством этой деятельности. К занятию каким-либо видом деятельности человека побуждают определенные мотивы. Чаще всего к занятиям пением молодого певца толкает любовь к нему и то большое удовольствие, которое он получает от пения. Однако приходится сталкиваться и с совсем другими побудительными причинами, такими, как обманчивая легкость этого вида деятельности, материальная заинтересованность, желание «быть на виду» и т. п. Само собой понятно, что мотивы, по которым человек начинает заниматься певческой деятельностью, характеризуют его личность. Эти мотивы могут быть очень высоки, исходить из очень высоких побуждений, а могут быть весьма примитивны, низменны. Для педагога всегда важно понять — что привело того или иного ученика к нему в класс, каковы были мотивы поступить учиться пению.

Навыки и творчество

Всякая деятельность требует владения навыками. Эти выработанные
технику данного вида деятельности. Певец, прежде чем выйти на эстраду, должен овладеть целым комплексом навыков: научиться владеть голосом, научиться петь с аккоманементом, научиться читать ноты и т. п. Нельзя заниматься деятельностью не освоив ее техники. Только когда освоена техника, сознание может быть сконцентрировано на выполнении самой деятельности. Таким образом, ключ к овладению деятельностью лежит через ее технику, через выработку автоматически протекающих операций-навыков, позволяющих сознанию заниматься решением сложных творческих задач. Чем выше техника деятельности, тем меньше она занимает певца, тем лучше он может сосредоточиться на творчестве.
Для певца основным выразительным средством является голос, и поэтому его совершенная обработка позволяет с большой гибкостью и полнотой эмоционально выражать в прекрасной вокальной форме идейное содержание. Это является одной из основных забот певца и педагога.
Мастерство в вокальном искусстве — это умение владеть большим количеством навыков и употреблять их так, как требует творческая задача. Мастер гибко владеет разнообразными навыками, делает с голосом то, что хочет. Мастер играет своим звуком, окрашивая его бесчисленным количеством тембровых оттенков, меняя динамику и акценты. Малоквалифицированный певец ограничен в навыках и в лучшем случае может все спеть в одной манере.
Чем полнее певец овладел навыками пения, тем лучше он может воплотить в художественной форме идею произведения.
Естественно, что степень владения голосом, мимикой и телом—всеми выразительными средствами артиста-певца — оказывает свое влияние на протекание творческого процесса создания образа у исполнителя. Только, тот кто в совершенстве владеет техникой пения и актерским мастерством, может рассчитывать на полноценное воплощение своих творческих устремлений. Потому выработке навыков в процессе обучения следует уделять самое большое внимание.
Овладение навыками — условие проявления творчества. Пение, как искусство исполнительское, по своей природе всегда предполагает творческий элемент, так как певец не просто переводит механически ноты и текст в звуки голоса, а всегда воссоздает произведение, т. е. в той или иной мере проводят его через себя.

Творчество и ремесло

Всякую деятельность можно выполнять творчески, а можно — ремесленно. Ремесленник также овладеет техникой деятельности, но, выполняя ее, он не стремится по-новому решить задачи, с ней связанные. Наоборот, творческий подход всегда связан с нахождением нового, своеобразного и ценного. Как часто бывает, что слушая в исполнении крупного мастера хорошо известное произведение, слышанное до этого множество раз, вдруг начинаешь находить в нем новые красоты, новое содержание! Вот такое раскрытие, или, как часто говорят, «новое прочтение», и есть творческое решение исполнительской задачи.
Творчество всегда связано с учетом особенностей, с проявлением инициативы, с преодолением штампов и шаблонов. Оно выражается в умении найти оригинальное решение задачи, в результате которого получаются продукты высокой общественной ценности. Ф. И. Шаляпина мы считаем великим творцом, так как он создал галерею замечательных, оригинальных и живых образов, даже в тех операх, где штампы были чрезвычайно сильны. Он заново открыл миру оперы Мусоргского, дал совершенно иной подход к решению вопроса игры и вокального воплощения образа для оперного певца. Ф. И. Шаляпин и слово «штамп» — совершенно несовместимы. Это великий новатор в оперном искусстве.
Певец-ремесленник использует для исполнения уже готовые образцы, копирует, поет так, а не иначе потому, что так «поют все», потому что так принято петь данное произведение или так принято трактовать данный образ. Однако копировка не всегда является плохим качеством. Плохо, когда исполнитель останавливается на этом, не идет дальше. Использование хороших образцов —вполне закономерный процесс. Многие художники, писатели начинали с подражания большим мастерам. Влюбленность в того или иного крупного мастера ведет к вполне естественному желанию ему подражать. Однако для человека, наделенного творческим талантом, это только этап, на котором он не останавливается. В дальнейшем он творчески перерабатывает опыт того, кого он прежде копировал. Достижения прошлого входят в его общий опыт, из которого он черпает материал для творчества.
Плох тот педагог, который учит так, как его самого учили когда-то, не сдвинувшись со старых позиций, не обогатив свой опыт.
Творчество возможно в любом виде деятельности. Везде можно работать так, что в результате будет создаваться новое, ценное, лучшее, более рациональное, более полезное для общества.
Общие моменты, характерные для творчества
Хотя творчество в разных областях деятельности протекает по-разному, оно всегда характеризуется наличием единых общих моментов.

Прежде всего никакой творческий подход невозможен без глубоких знаний в данной области, без накопления большого багажа, без огромной предварительной работы, обдумывания, вынашивания идеи и т. п. Творческое решение любой задачи требует большого подготовительного этапа работы. Известно, как много, долго большие артисты, художники копят материал, из которого потом создаются высокохудожественные образы, замечательные картины, скульптуры. Творчество невозможно без подготовительного этапа, во время которого накапливается материал для будущей работы. Поэтому работа певца над каким-либо образом или художественным произведением начинается с ознакомления с различными материалами об эпохе, данном персонаже, о данном произведении, композиторе, авторе текста. Все это обогащает фантазию, будит мысли, рождает замыслы, заставляет брать из запаса жизненных наблюдений те, которые смогут служить кирпичами для будущего здания.
Творчество всегда предполагает не только сбор материала, но и значительные интеллектуальные усилия. Человек творческий постоянно сосредоточен своим вниманием, своим сознанием на предмете творчества. Это входит у него в привычку и постепенно начинает совершаться почти автоматически.
Певец, занятый другим делом, ловит себя на мысли, что он внутри все время что-то поет, ищет какие-то интонации, повторяет какие-то привязавшиеся музыкальные фразы из того или иного произведения и т. п. Поэт постоянно мысленно рифмует, пишет стихи, а композитор оперирует музыкальным материалом.
Однако эта привычная занятость любимым делом, принимающая характер автоматизма, на этой стадии подсознательной деятельности останавливается. Найденные находки затем с полным включением сознания обрабатываются, переделываются, шлифуются и, в зависимости от общей идеи замысла, входят или не входят в окончательный вариант.
Ф. М. Достоевский писал: «Когда пишу что-нибудь, то думаю об этом' и когда обедаю, и когда сплю, и когда с кем-нибудь разговариваю». П. И. Чайковский в письме к фон Мекк от 24 июня 1878 года пишет: «Иногда я с любопытством наблюдаю за той непрерывной работой, которая сама собой, независимо от предмета разговора, который я веду, от людей, с которыми нахожусь, происходит в той области головы моей, которая отдана музыке. Иногда это бывает какая-то подготовительная работа, то есть отделываются подробности голосоведения какого-нибудь перед тем проектированного кусочка, а в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль, и стараешься поудержать ее в памяти»
Творчество — это всегда огромный труд, труд сознательный, обычно связанный с большим волевым усилием. Только через постоянный, целеустремленный труд создаются значительные явления во всех областях человеческой деятельности. Замечательно сказал о важности труда для творчества П. И. Чайковский. «Работать нужно всегда,— пишет он, — и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее. Весь секрет в том, что я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю над собой железной волей, и когда нет особенной охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься — я положил себе во что бы то ни стало каждое утро что-нибудь сделать и добьюсь благоприятного состояния духа для работы».
То же говорил и Ф. И. Шаляпин, на которого любят ссылаться некоторые молодые певцы как на пример человека вдохновения, замечательного таланта, которому все давалось просто и легко. «Я вообще, — пишет он, — не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески… Следуя хорошим образцам, я и после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, продолжал учиться у кого только мог и работал» 3.
О важности огромного всепоглощающего труда на всех этапах творчества говорят все выдающиеся представители искусства и науки.
Вдохновение является особым состоянием, во время которого человек с чрезвычайной полнотой погружается в процесс творчества как своим сознанием, так и своими чувствами. Писатели, художники и музыканты в состоянии вдохновения ярко переживают все эмоциональные состояния, через которые проводят своих персонажей. Известно, что П. И. Чайковский плакал, когда писал сцену гибели Германа в опере «Пиковая дама», а Флобер ощущал во рту вкус мышьяка, когда писал сцену отравления мадам Бовари. Общеизвестны слова А. С. Пушкина «…над вымыслом слезами обольюсь». Однако глубокое эмоциональное переживание отнюдь не исключает сознательности. Наоборот, сознание в состоянии вдохновения
максимально обострено, внимание собрано, мысли кристально чисты, память активна, ясна. Вдохновение характеризуется высочайшей активностью нервной деятельности, где содружественно работают и интеллектуальная и эмоциональная сферы.
Однако это состояние вдохновения, в котором родились многие замечательные страницы книг, высокохудожественные полотна живописцев, блестящие озарения ученых, открывавших новые законы и т. п., хотя и характерно для творческого процесса, но не обнимает его в целом. Творчество не сводится к состоянию вдохновения. Творчество — это прежде всего труд, постоянная целеустремленная работа, озаряемая вспышками вдохновения. Как мы уже говорили, само вдохновение рождается из труда. Нельзя пассивно ждать вдохновения. Чем интереснее для человека творческая задача, чем больше он влюблен в свое дело и отдается ему целиком, тем скорее и чаще это состояние возникает.

Творчество певца

У людей разных специальностей творческий процесс протекает по-разному, но указанные общие моменты в тех или иных вариантах присутствуют всегда.
Искусство певца действенно и впечатляет только тогда, когда ясна идея, замысел и когда она воплощена в яркой эмоциональной и технически совершенной художественной форме. Таким образом, певец всегда должен сочетать в своем исполнении рациональное и эмоциональное начало — мысль и эмоцию.
Д. Дидро в «Парадоксе об актере» так говорит об этом: «Актер, обладающий только разумом и способностью суждения,— холоден; тот, который обладает только воодушевлением и чувствительностью, — безумец. Только некое согласование здравого смысла с пылкостью делает человека прекрасным!». Та же мысль выражена у В. Г. Белинского в словах: «Если бы явился актер, который бы с бурным и страстным вдохновением Мочалова соединил трудолюбие, строгое, добросовестное изучение сценического дела и — результат всего этого — искусство Каратыгина — тогда мы имели бы истинно великого актера».
Как мы видим, для того чтобы быть совершенным артистом*; необходимо развивать и рациональную, и эмоциональную сферу и в совершенстве владеть техникой. Для этого певец должен;: приучить себя как к постоянному накоплению материала для творчества, так и к постоянному труду в этой области. Развитие наблюдательности, запоминания явлений, фактов, эмоциональных переживаний, чтение книг, знание искусства, живописи, развитие интеллектуальных способностей обязательны для певца. Приобретение широкого кругозора, выработка ясного мировоззрения, и отсюда эстетических взглядов, — также необходимы певцу. Ведь сознание в процессе творчества будет отбирать материал для будущих образов исходя из отношения певца к действительности, из его -мировоззрения, эстетического вкуса. Творческая фантазия не есть фантазирование вообще. Работа воображения в процессе творчества направляется сознанием, которое в свою очередь действует согласно эстетическим взглядам художника, согласно его мировоззрению.
Именно идейность делает творчество глубоким, значительным. Советский исполнитель-певец в своей творческой деятельности исходит из материалистического, марксистско-ленинского понимания жизни общества, природы, людей. Поэтому в отборе материала для создания образа, в средствах для его выполнения он естественно выделит то, что социально значимо, что показывает данное явление как выражение определенных общественных отношений.
Например, образы Онегина, царя Бориса, князя Игоря для советского артиста, режиссера, дирижера не могут быть просто абстрактными фигурами пресыщенного, скучающего барина, преступника-царя или благородного князя. Они обязательно будут трактоваться как порождение определенных общественно-исторических условий жизни людей, с рельефным показом тех сторон образа, в которых эта общественная обусловленность особенно ярко проявляется. Глубокая идейная насыщенность, глубокое проникновение в стиль, в замысел композитора и яркое воплощение—все это характеризует наших выдающихся отечественных музыкантов-исполнителей и приносит им заслуженные лавры на международных конкурсах.
Когда певец знакомится с произведением, с ролью, у него еще нет ясного исполнительского замысла, идеи, плана. По мере развития творческого воображения, на основе предыдущего опыта и в соответствии с эстетическим мировоззрением, замысел возникает вначале в очень общем виде. Затем он перерабатывается сознанием, изменяется, дополняется различными наблюдениями, деталями и догадками. Такой аналитический период работы над образом, где один вариант исполнения борется с другим, где возникают новые идеи, где в равной мере работает сознание, воображение и интуиция, — обязателен для работы над произведением.
В результате большой умственной творческой работы от первичного замысла остается лишь то, что было в нем действительно ценного, остальное же лишнее, мало характерное и ложное отбрасывается. Затем замысел дополняется нужными и важными деталями, иногда вовсе перерабатывается и принимает, наконец, законченный вид.
У исполнителя этот процесс является не только поиском интеллектуальным— здесь работает не только память и воображение, но и поиском выразительных средств, т. е. действенным поиском. Варианты динамики, темпа, строение фраз, интонации, акценты, игра тембров, слово —все это требует своего нахождения для наиболее полного воплощения замысла. Поэтому аналитический период включает в себя многочисленные пробы исполнения, где певец отбирает нужное и отбрасывает ложное или менее характерное и наконец приходит к окончательному варианту. Но замысел исполнения и те образы, которые при этом возникают у творческого человека, меняются, в соответствии с этим поиск выразительных средств бывает бесконечным.
У творца поиск лучшего часто длится всю жизнь. Известно, например, что Ф. И. Шаляпин всю жизнь искал наиболее совершенного воплощения Мефистофеля в «Фаусте» Гуно и, хотя создал незабываемый образ, всегда был им неудовлетворен. Он признавался, что это одна из самых больших неудовлетворенностей в его жизни.

Творчество в вокальной педагогике

В разделе о связи техники и исполнительства мы уже коснулись того, как исполнитель отбирает технические приемы для воплощения своих художественных замыслов. Надо отметить только, что творчеству нельзя научить, можно лишь создать условия для его проявления. Творческий элемент у ученика педагог должен всегда воспитывать, относиться к нему с уважением, поддерживать его, никогда не подавлять, даже если молодой исполнитель еще весьма далек от верной интерпретации произведения. Это лучше, чем подсказ более верного решения образа.
Для педагога-вокалиста творческий подход связан с умением понять и раскрыть способности каждого ученика. Личный певческий опыт здесь недостаточен. Здесь нужны и глубокие разносторонние знания, и творческая интуиция. Интуиция — творческая догадка — также должна питаться накопленным опытом и знаниями. Для вокального педагога необходимо накопление как практического опыта работы с учениками, так и глубокая разносторонняя теоретическая подготовка, развитие наблюдательности, тонкого вокального слуха.
Г. Панофка — известный певец и педагог середины прошлого столетия, автор популярных и в наше время вокализов — пишет по этому поводу так: «Чему может научить педагог, который может лишь хорошо петь? —Только вкусу, стилю и фразировке». _ и далее —«…Вполне очевидно, что для формирования и развития голоса нужно знать многое другое, кроме пения… что более необходимо педагогу, чем красивый голос»
Педагог, творчески относящийся к своему делу, постоянно занят в мыслях этой работой. Он анализирует недостатки учеников, ищет путей к их исправлению, подыскивает в уме те приемы, те упражнения, которые наиболее целесообразны для того или другого ученика и т. п. Вокальная педагогика должна быть всегда творческим трудом. По своей природе она требует творческого подхода к каждому ученику. Ведь каждый молодой певец —это индивидуальность как по своей физической, так и по нервно-психической конструкции. Понять ученика, суметь распознать его вокальные и исполнительские данные, воспитать из него артиста-певца — эта задача, требующая творческого отношения.
Педагоги-ремесленники — это те, кто без достаточно глубоких знаний заставляют всех учеников делать одно и то же, обычно то, что умеют делать сами. Метод в их руках превращается в догму. Одна и та же система прикладывается ко всем ученикам без достаточного учета их индивидуальностей. Приемы: открывай рот так-то, клади язык в такую-то позицию, держи гортань на том-то уровне, дыши только так, а не иначе и т. п., механически применяются ко всем ученикам. Педагоги-догматики лишены творческого начала. Они не любознательны, не интересуются наукой и не идут далее своего метода.
0 вреде догматического подхода для вокального педагога и о необходимости творческого раскрытия индивидуальности каждого ученика Г. Панофка на первых же страницах своей книги «Искусство пения» пишет: «Я полагаю, что исключающая все другие мнения и, следовательно, педантическая (т. е. догматическая.— Л. Д.) система была бы… вредна… для педагога пения…» и далее — «Нужно было бы написать столько методик пения, сколько имеется учеников»… «от хорошего педагога пения требуется такая наблюдательность, интуиция, которые помогли бы ему раскрывать способности, характер учеников и путь, по которому надлежит повести каждого из них».

Наверх! Запостить!