Под волей понимается способность сознательно, планомерно и неотступно действовать для достижения поставленных перед собою целей. Волевой человек тот, кто умеет добиться поставленной цели, несмотря ни на какие препятствия, стоящие на пути к ее достижению. Успех в любом виде деятельности связан с волей человека. Только тот достигает успеха, кто волей умеет преодолеть препятствия, стоящие на пути к заветной цели.

Певческая деятельность — труднейший вид искусства, и поэтому биография любого выдающегося певца пестрит фактами, свидетельствующими о воле, которая помогала ему преодолевать огромное число препятствий, стоявших на пути к овладению искусством пения. Достаточно вспомнить, например, биографии Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой и Л. В. Собинова, прочесть книги о певцах В. П. Шкафера и С. Ю. Левика, чтобы понять, сколько препятствий даже к простому профессионализму, не говоря уже о высотах искусства, лежит на пути молодого певца.

Повседневная практика и история вокального искусства показывает, что настоящего профессионализма в пении чаще всего достигают не столько отличные голоса, сколько люди с средними вокальными данными, но с отличными музыкальными способностями, а главное, с ярко выраженными волевыми качествами, с «актерским характером», как иногда говорят. Именно неполноценность психологического комплекса, и в основном воли, мешает большинству обучающихся пению достигнуть выдающихся результатов.

Молодые певцы, которые плохо развиваются, обычно винят все окружающие обстоятельства, ссылаются на всевозможные объективные причины и никак не могут понять, что, как правило, причина заключена в них самих, в слабости их воли, в малом развитии интеллекта, недостаточной работоспособности и т. д.

Волевой человек, поставив себе целью сделаться певцом, умеет понять, на каком этапе развития что нужно делать, умеет найти недостающее, умеет побороть все жизненные невзгоды, так называемые «объективные причины», перед которыми другие пасуют. В том и сила волевого человека, что он может заставить себя развить все необходимые для профессионализма качества, будь то вокал, музыкальность, сценическое поведение и т. д. Волевой человек умеет подчинить всю свою жизнь задаче достижения поставленной цели. Когда говорят о жертвенном отношении к искусству, а этим качеством и характеризовались все крупнейшие певцы, то подразумевают волевые действия, направленные к единой цели и связанные с многими лишениями, жертвами в других сферах жизни.

Естественно, для того чтобы жертвовать многим ради искусства, надо испытывать горячее желание достичь намеченной цели. Для тех, кто способен к жертвенному отношению в искусстве, оно является самой важной духовной потребностью. Именно потребности, духовные или материальные, заставляют нас действовать, напрягать нашу волю, внимание, мышление. Любовь к искусству заставляет певца искать путей к овладению им, заставляет его действовать.

В основе волевой деятельности лежат действенные желания. Ведь желать можно и хорошей погоды. Но это будет не действенное, пассивное желание. Активное, .действенное желание побуждает нас добиваться поставленной цели. Само собой понятно, что если цель неясна, если она не так уж желанна, не является нашей насущной потребностью, то не из-за чего напрягать нашу волю и преодолевать препятствия. Только сильные мотивы заставляют напрягаться волю.

Таким образом, волевой акт всегда сознателен и протекает в форме ряда психических процессов: потребность заставляет нас искать способ ее удовлетворения. Это приводит к осознанию цели, которую надо достигнуть, и представить себе способы, нужные для ее достижения. Для этого мы совершаем ряд мысленных операций и рассуждений, которые приводят к определенному решению. Вслед за этим уже идет осуществление решения, т. е. само волевое действие, и связанное с ним преодоление препятствий. Фактическое действие, протекающее всегда в форме мышечной деятельности, является конечным и важнейшим звеном этой цепи.

Действительно, если посмотреть, например, как совершается волевой акт при выступлении студента на концерте, то можно легко обнаружить все эти характерные моменты.

Ведущим в этом действии является осуществление цели — стать артистом-певцом, что связано с удовлетворением важнейшей духовной потребности молодого человека, с его страстной мечтой — постигнуть певческое искусство. Конкретное выступление, потребующее от него много энергии, воли и связанное с рядом отрицательных эмоций страха, волнения и т. д., является одним из моментов на пути к достижению этой цели. Оно воспринимается как одна из необходимых ступенек, приближающих к цели, и потому певец активно готовится к нему, что также требует немалых волевых усилий.

В день выступления, и особенно с приближением выхода на сцену, молодой певец находится во власти различных желаний. Понимая необходимость выступления, он, с другой стороны, неуверен в своих .силах, боится за голос, за степень подготовленности репертуара и т. п. Отсюда желание отказаться от сегодняшнего выступления, отсрочить его, сослаться на нездоровье. Мысль ищет лазейку для отказа. Происходит борьба желания не выступать со стремлением к цели. Эта внутренняя борьба, требующая энергии и часто ярко эмоционально окрашенная, приводит, при наличии твердой воли к решению, выступить во что бы то ни стало. Внутреннее препятствие побеждено волей, певец начинает выполнять волевое действие — идет на эстраду и осуществляет принятое решение — поет, т. е. проявляет свою волю посредством мышечной деятельности. Выйти на эстраду и выполнить поставленную цель — исполнить программу в соответствии с задуманным исполнительским планом— это волевой поступок.

Воля проявляется именно в реализации принятого решения. Мало хотеть, желать и понимать, что это нужно,, рассуждать и принимать решения. Важно выполнять поставленные задачи, принятые решения. Реализуя принятое решение, человек, имеющий волю, подчиняет себя целиком выполнению этой задачи. Его мысли, слова, действия — все направлено на осуществление поставленной цели. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Простейшим проявлением воли является мышечное движение.

Одновременно с внутренней борьбой, которая сопровождает всякое проявление воли, певцу на пути к своей цели с первых же шагов приходится преодолевать много внешних препятствий, совершать много волевых действий и поступков. Надо побороть многое, чтобы сделаться певцом: поступить учиться, держать экзамены, много лет напрягать свою волю в постижении вокального искусства и всех полагающихся в консерватории дисциплин, приучать себя петь на публике, на экзаменах и т. д.

Волевые усилия, которые необходимы для достижения цели могут иметь различный характер, но они всегда сознательны и всегда связаны с преодолением трудностей. Работая в классе, ученик должен проявлять свою волю и в сосредоточении своего внимания, и в борьбе с отвлекающими обстоятельствами, и в активизации работы мышления, в напряжении памяти, обострении своих ощущений, сопровождающих пение. Наконец, певец мышечно работает, а всякая работа мышц совершается при наличии волевого усилия.

Как мы помним, мышечное движение, мышечное напряжение всегда является следствием возбуждения соответствующих нервных центров и представляет собой конечное звено сложных рефлексов. Ведь наши произвольные движения, в строгом смысле, всегда отраженные, то есть являющиеся ответом на определенные раздражения. И. П. Павлов писал: «…механизм волевого движения есть условный ассоциативный процесс, подчиняющийся всем описанным законам высшей нервной деятельности»

Всякое внешнее проявление воли всегда связано с мышечной работой. Желая что-либо сделать, мы обязательно достигаем этого посредством мышечных движений. Во всяком произвольном движении выражается воля человека.

В пении, когда приводится в действие большой и сложный комплекс мышц голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов, требуется определенное волевое напряжение на согласованную их работу, на выполнение стереотипов. Еще большее волевое усилие приходится употреблять тогда, когда мы занимаемся совершенствованием навыков, выработкой новых, более удовлетворяющих нас по акустическому результату координации.

Физиологически волевое усилие связано с преодолением тормозных процессов, с преодолением инертности нервной системы с заменой или ломкой стереотипов. Например, перевод нервных центров из тормозного в деятельное состояние требует усилия воли, поэтому начало движения требует проявления воли. Когда мы меняем установившиеся движения, их характер, наш требуется волевое усилие, чтобы заменить один стереотип движения на другой. При прекращении установившегося движения надо преодолеть инертность нервной системы и проявить волевое усилие для торможения движения.

«Власть ее (воли) во всех случаях касается только начала или импульса к акту и конца его, равно как усиления и ослабления движения…» — пишет И. М. Сеченов. В остальном же произвольное, т. е. выученное, движение совершается автоматически. Однако в свое время выработка каждого произвольного действия требовала воли, которая затем по автоматизации навыка уже играет роль пускового механизма этого движения.

В пении таким моментом, где воля проявляется наиболее отчетливо, является его начало. Известно, что труднее всего — начать петь. Однако и выполнение поставленных художественных исполнительских целей, осуществление замысла требует непрерывного волевого усилия.

Если в занятиях воля распущена, внимание не сконцентрировано на достижении поставленной цели совершенствования вокала, — пение не будет улучшаться.

Волевой человек. Развитие воли

Волевой человек на уроке собран, подтянут, не отвлекается ничем. Он сконцентрирован на выполнение поставленной педагогом вокально-технической или исполнительской задачи. Воля ученика проявляется не только на уроке, но и вне класса. Волевой ученик находит время подготовить, продумать, проанализировать, выучить все, что следует, и к следующему уроку прийти во всеоружии, чтобы максимально использовать время, отведенное для него концертмейстером и педагогом. Он умеет так подчинить все остальные жизненные задачи основной цели, что успевает выполнить все, что надо; для ее наилучшего и быстрого осуществления. Поэтому волевой ученик отличается дисциплинированностью и большой работоспособностью.

Ученик со слабой волей легко распускается, отвлекается, выпускает из внимания основную цель, не борется неотступно, последовательно, действенно за ее осуществление. Потому он позволяет себе прийти на урок с невыученными произведениями, опоздать, «забежать» на урок, т. е. прийти внутренне несобранным, неподготовленным. На самом уроке такой ученик скучает на упражнениях, он вял, не хочет активно преодолевать трудности, связанные с напряжением внимания, необходимым для развития точных мышечных движений, для выработки тонких слуховых, вибрационных и других ощущений. Он не напрягает всю свою волю, чтобы выполнять требования педагога и концертмейстера. Он стремится получить удовольствие и не хочет преодолевать препятствия, хочет достигнуть цели при наименьших усилиях.

Между тем успех в обучении пению всегда требует большой воли, больших усилий, и не только в занятиях, но и во всем поведении ученика. Большой воли, в частности, требует умение при любых внешних условиях соблюдать строгий режим дня и режим работы. Обычно все сталкиваются с большими трудностями в поддержании размеренного, разумного режима жизни. Между тем от него в большой мере зависит успешность каждого урока, а каждый успешный урок приближает ученика к цели. Обучающийся должен проявлять большую волю, чтобы избегать петь слишком трудные дня него произведения, не форсировать, не брать высоких нот и т. п. Он должен уметь отказаться от некоторых развлечений и излишеств в жизни, которые выбивают его из режима.

Суммируя сказанное, можно сказать, что волевой ученик — это тот, кто убежден в важности и правильности поставленных перед собой целей, кто сознательно решил посвятить себя искусству, и это устойчивое решение проводит неукоснительно и планомерно, несмотря ни на какие препятствия. Он характеризуется энергией и настойчивостью в преодолении препятствий, он обладает силой воли, чтобы заставить себя выполнить принятое решение. Волевой человек — тот, кто имеет власть над собой, кто умеет себя удержать от необдуманных, неверных действий. Самообладание, решительность, сила воли, настойчивость — эти качества волевого человека, которыми должны обладать и ученик и педагог для успеха в педагогическом процессе.

Воля, как и другие психические категории, не является

чем-то прирожденным. Воля, как говорят, выковывается в процессе жизни, в деятельности человека. Есть моменты, которые ослабляют ее, другие — способствуют

развитию. Поэтому каждый, кто хочет работать над развитием волевых качеств, должен их знать.

Прежде всего всегда должна быть ясность, ради чего будет напрягаться воля, т. е. сознательная цель, которая зависит от мировоззрения человека, от его потребности. Решения, которые принимаются для достижения этой цели, должны быть всегда выполнимыми. Невыполнимые решения демобилизуют волю. Однако и выполнимые решения всегда содержат препятствия, но препятствия, которые можно реально одолеть. Даже небольшая победа над препятствием закаляет человека, делает его более волевым. Для того чтобы выработать в себе волю, надо начинать с небольшого: приучать себя бороться с небольшими препятствиями, например вставать в определенное время, делать зарядку, поддерживать строгий распорядок дня, режим жизни и работы, не позволять себе отвлекаться, удерживать себя от желаний, идущих вразрез с принятым решением.

Раз принятое решение надо выполнять во что бы то ни стало — так развивается чувство долга. Чувство ответственности перед самим собою и перед людьми за свои действия и поступки надо вырабатывать в себе постоянно. Воля крепнет и развивается только в борьбе с препятствиями, но эти препятствия должны быть посильны для преодоления.

Мышечные движения — простейшее проявление воли, чтобы овладеть сложными движениями, надо сначала овладеть простыми. Постепенное усложнение заданий, повышение трудности будет развивать волю певца в их преодолении. Непосильные задачи будут развращать волю, демобилизовывать ее. Поэтому подход к овладению сложными координациями, требующими большого волевого усилия для своего выполнения, должен быть всегда постепенным. Тренировка воли на преодолении малых препятствий укрепляет ее и, в конце концов, человек оказывается способным выполнить очень сложное задание, требующее большой смелости, решительности, выносливости.

Наверх! Запостить!