Мы уже писали, что музыка — это особая форма сообщения, что надо научиться понимать этот язык раньше, чем начинать учиться пению. Вырабатывать технику пения необходимо в связи с теми образами, которые она вызывает.
Музыку называют языком чувств. Действительно, музыка очень удобная форма для выражения этого психического процесса. Под чувством, или эмоцией, понимается переживание человеком своего отношения к окружающей действительности. Слушая хорошее исполнение, человек чувствует удовольствие, получает радость. В зависимости от отношения к человеку, мы чувствуем при встрече с ним радость или чувство неприязни. Исполнитель-певец переживает различные чувства в своей деятельности; чувство напряжения, иногда страха перед выступлением, которое сменяется чувством разрешения, удовлетворения, радости, подъема после удачного исполнения и т. п.
Описать словами чувства бывает не так просто. Это не получается так полно, как о них говорит язык музыки. Чувства возникают, нарастают, доходят до какой-то кульминационной фазы, разрешаются, меняются, текут во времени. Все это хорошо передает музыкальная форма сообщения, где каждый звук, пауза, смена гармонии — говорит об эмоциональных переживаниях. Музыкальное сообщение — это обмен эмоциями, и оно рассчитано на эмоциональное восприятие. Естественно, что исполнитель-певец должен хорошо понимать этот язык и уметь передавать это эмоциональное сообщение.
Иногда в быту слово «чувство» употребляется неверно в применении к ощущениям. Говорят: «вы чувствуете запах?» — между тем запах мы можем только ощущать, но переживаем при этом чувство удовольствия или неудовольствия. Другим»: словами, ощущения говорят нам о реальных свойствах предметов, а чувство — это наше переживание этих свойств.
Характер наших переживаний может иметь положительный или отрицательный характер, что определяется соответствием или несоответствием переживаемых явлений с потребностями. Если наш голос сегодня хорошо звучит и нам удается выполнить те вокально-исполнительские задачи, которые были намечены (это было нашей потребностью), то нас охватывает положительная эмоция радости, удовольствия, счастья. Если эта потребность не была удовлетворена, то мы огорчены, нас охватывает отрицательная эмоция, вплоть до глубокого отчаяния.
Мы всегда стремимся к тому, что доставляет нам удовлетворение, удовольствие. Мы стараемся общаться с людьми, которые нам приятны, работать в той области, которая приносит нам удовлетворение, радость, видеть то, что нам нравится. Эмоции побуждают нас к активной деятельности. Пение для большинства занимающихся связано с огромным удовольствием и удовлетворением. Певцы, как правило, влюблены в свою специальность, не представляют себе жизни вне искусства.
Если явления доставляют нам отрицательные эмоции, мы стараемся их избегать, эмоции, опять-таки заставляют действовать, только в ином направлении. Эмоции обладают побудительной силой, и в этом их большое значение для человека.
В педагогической практике, когда в результате урока ученик уходит окрыленный, радостный, уверенный в успешном овладении поставленной задачей, а педагог видит нормальное продвижение ученика и испытывает удовлетворение от затраченного труда, — образуется хороший творческий контакт. Если и у ученика, и у учителя в результате занятий постоянно возникают отрицательные эмоции: ученик чувствует неудобство в пении, не понимает, чего хочет педагог, нервничает, огорчается, злится или замыкается, а педагог раздражается, чувствует глубокое неудовлетворение и т. д., то, как правило, контакт не образуется и педагог должен совсем расстаться с таким учеником.
Важно так вести занятия, чтобы у ученика всегда возникали положительные эмоции. Даже тогда, когда занятия связаны со многими трудностями, неудачами, всегда следует подбадривать ученика, не давать ему огорчаться, увлекать его музыкой, никогда не показывать своего огорчения, неудовольствия и раздражения.
Эмоции ученика, возникая в результате переживания им певческого процесса, сами влияют на пение. Как и во всякой деятельности, в пении, возникающие эмоции могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на певческий процесс. Эмоции могут носить активизирующий (стенический) характер, повышать жизненный тонус организма, увеличивать его энергию и силу, а могут иметь депрессивный (астенический) — снижающий его жизнедеятельность.
Так например, чувство радости, удовольствия, возникающее от пения, повышает тонус организма, вместе с которым пение начинает удаваться лучше. Это связано с увеличением возбуждения, с изменением в результате радостной эмоции, протекания всех нервных процессов в коре мозга. Однако чрезмерное волнение, чрезмерное возбуждение отрицательно сказывается на певческой функции. Точные координации, — а пение требует таковых,— как мы помним, связаны с развитием дифференцировочного торможения. При чрезмерном возбуждении, в силу иррадиации, мозг в известной мере растормаживается и движения могут потерять свою точность, как это и наблюдается на практике.
Именно поэтому в первое время занятий пением следует, как правило, избегать сильно эмоциональных произведений, чрезмерного возбуждения ученика. Их можно давать на более позднем этапе, когда связи очень прочны, навыки выработаны, и в этом случае уже не будет происходить растормаживания. Наоборот, возбуждение скажется лишь положительно на пении. Пение требует большой активности от организма, поэтому эмоциональный подъем необходим при пении, будь то урок или выступление. Однако допустимая степень этого подъема должна зависеть и от подвинутое™ ученика и от его индивидуальных качеств в смысле эмоциональности.
Если у ученика на уроке преобладают астенические чувства: подавленность, неуверенность, страх, благодушие, заторможенность, то пение всегда удается хуже, так как тонус нервной системы при этих состояниях понижен. Педагог должен быть психологом и учитывать состояние ученика, уметь привести его в хорошее расположение духа любым путем. Он должен уметь «находить ключ» не только к голосу ученика, но и к его психологии, к его характеру. Необходимо уметь путем ли отвлечения от беспокоящих или тормозящих моментов, путем ли увлекательного рассказа, яркого исполнения прекратить отрицательные эмоции, астенические чувства, заставить его перестроиться внутренне. Если это не удается, то лучше в такой день не проводить занятия, так как вокальные неудачи только усугубят это состояние.
Степень эмоциональной отзывчивости, или. можно сказать эмоциональной одаренности, бывает весьма различной. Бывают студенты малоэмоциональные, и в задачу педагога входит разбудить недостающую эмоциональность путем подбора соответствующего репертуара, эмоционального показа голосом, выразительным аккомпанементом. В других случаях у весьма эмоциональных и отзывчивых на музыку студентов приходится ограничивать репертуар, давая произведения спокойные, не позволяющие проявлять яркие эмоции.
Богатство чувств — необходимое условие для развития насыщенной, полноценной внутренней жизни человека. Творческая деятельность требует внутреннего горения, большой эмоциональности. Трудно себе представить, чтобы равнодушный, сухой человек мог бы быть творцом.
Любая исполнительская деятельность всегда требует яркой эмоциональности, только тогда она будет иметь силу воздействия на публику.
Эмоции тесно связаны с деятельностью подкорковых центров, где находятся центры, управляющие деятельностью вегетативной нервной системы. Возникнув в результате деятельности коры, возбуждение иррадиирует в подкорку, которая меняет деятельность ряда внутренних органов и систем, в том числе сообщает иной тонус и нервной системе. Именно поэтому эмоции всегда выражаются в ряде вегетативных реакций: меняется дыхание, сердцебиение, люди бледнеют или краснеют, потеют или покрываются «мурашками», дрожат, ощущают пересохшее горло и т. п.
Сильнейшим образом под влиянием эмоций меняется двигательная сфера. Эмоции всегда выражаются в мимике, в характере движений, в речи. Под влиянием эмоций в голосе меняются тембр и высота, на которой* человек говорит, манера формирования слов и быстрота речи и т. п. Например, часто на экзамене речь ученика под влиянием отрицательных эмоций становится слабой, плохо слышной, голос прерывается. Наоборот, в состоянии возбуждения человек говорит громко, повышенным тоном, быстро.
Голос певца—замечательный инструмент, который может выразить удивительно полно разнообразные состояния человека.. Меняя тембр, динамику, манеру произнесения слова, можно» одними голосовыми средствами глубоко раскрывать содержание произведения, создавая вокальный образ.
Артист-певец должен использовать все средства, которыми, эмоциональные переживания героя могут быть переданы слушателю. Голос, мимика и жест должны принимать в этом участие и всегда определяться внутренним состоянием исполнителя.
Человек способен запоминать свои эмоциональные состояния, а исполнитель при помощи фантазии должен оживлять нужные эмоциональные воспоминания, включать их в творческий процесс.
Нужно тренировать ученика на оживление эмоциональных состояний не только предлагая ему при исполнении произведения вспоминать то или иное настроение, переживание, но и в упражнениях. Каждое упражнение можно исполнять с определенной эмоциональной окраской. Так,, например, профессор М. Э. Донец Тессейр (Киев) на определенном этапе развития вокальных навыков предлагает ученику петь упражнения то весело, то томно, то гневно, то презрительно, то насмешливо и т. д. Такая тренировка вызывает требуемые эмоциональные состояния и соответствующие им изменения в вокально-техническом воплощении, в тембре, в динамике, в звуковедении.
При исполнении произведений степень эмоционального захвата не должна переходить определенных границ. Она не должна мешать правильному звукообразованию и звуковедению, нарушать основы вокальной техники с одной стороны, и нарушать общее творческое состояние, требующее хорошего контроля своих действий, правдивости переживаний— с другой. Она не должна приводить к действительному натуральному переживанию.
Как пишет, например, А. В. Нежданова, когда она на сцене плакала настоящими слезами, реально переживая состояние Виолетты, это не производило на публику впечатления. Отмечали это также и другие большие певцы. Искусство заключается в том, чтобы художественными средствами, в художественной форме творчески воплощать чувства, эмоции, но не в натуралистическом их переживании на сцене.
Богатый внутренний мир художника-исполнителя, развитая эмоциональная память и выработанные навыки помогут средствами голоса выразить эти переживания. Они должны составлять тот материал, из которого исполнитель творчески отбирает все необходимое для отображения в художественной форме различных психологических состояний и переживаний персонажа вокального сочинения.
Как в певческой деятельности, так и в процессе овладения техническими навыками различные певцы по-разному переживают свое пение. Для одних экзамен, ответственный спектакль является активным стимулом и связан с большим подъемом эмоционального состояния. Есть ученики, которые на экзамене поют лучше, чем в классе. Другие перевозбуждаются, или, наоборот, испытывают эмоции страха, подавленности и поют значительно хуже.
На активность эмоциональных переживаний влияют: индивидуальные особенности нервной системы певца, а также степень подготовленности к выступлению, знание репертуара, здоровье голоса, величина и квалифицированность слушательской аудитории, чувство ответственности, партнеры по спектаклю, срепетированность с дирижером, концертмейстером и многие другие моменты.
Однако основное значение имеют, конечно, индивидуальные особенности нервной системы певца, связанные как с типом нервной деятельности, так и с волевыми качествами, с характером. Даже в сложных ситуациях ответственных выступлений при ряде неблагоприятных моментов (болезнь голоса, ответственность, несрепетированность и др.) певцы с сильной, уравновешенной нервной системой и волевым характером не испытывают отрицательных эмоций. Наоборот, чувство уверенности в благополучном исходе выступления, бодрость не покидают артиста. Другие певцы, с слабой или неуравновешенной нервной системой, легко робеют, огорчаются при неудаче, впадают в состояние уныния, их быстро покидает вера в успех.
Характер певца, его морально-волевые качества, его мировоззрение, направленность личности определяют характер и активность его эмоциональных переживаний.

Настроение
Одним из эмоциональных состояний человека является настроение. Мы всегда находимся в каком-либо настроении — хорошем, т. е. когда наша жизнедеятельность повышена, или дурном, когда она понижена. Настроение характеризуется небольшой силой эмоционального переживания и, обычно, достаточно большой длительностью его. Часто мы не знаем причины, вызвавшей то или иное настроение, в других случаях она нам точно известна. Когда человек в хорошем настроении, чувствует бодрость, энергию, все удается хорошо; вялость, упадок энергии ведет к неудаче. Поэтому каждый человек, а тем более певец, должен всегда стремиться так организовать свою жизнь, чтобы, по возможности, быть в жизнерадостном, бодром настроении.
Одним из важнейших моментов, способствующих этому, является верный режим дня, физическая культура, наличие глубокого, устойчивого интереса к своей деятельности и успешность ее выполнения.
Каждый человек должен знать причины плохого настроения и научиться быть хозяином его. Основным моментом здесь является успешность или неуспешность в осуществлении наших, основных линий жизни, наших наиболее существенных потребностей. Например, для певца — это главным образом певческая деятельность. Если с этой стороны все идет успешно, — настроение певца обычно хорошее и вывести его из этого состояния разными неприятностями не так легко. Среди причин, вызывающих то или иное настроение надо отметить наши мысли, переживания, отношение к нам людей, общую окружающую обстановку, и, наконец, состояние здоровья, сон и многое другое.
В воле человека поставить свою жизнь в такие условия, создать себе такой режим жизни, работы, окружить себя теми людьми, той обстановкой, которая будет создавать у него постоянно бодрое, жизнерадостное настроение. Умение удовлетворить свои основные потребности, свои главные устойчивые и глубокие жизненные интересы — основное условие для; радости.

Наверх! Запостить!