Начиная распевать ученика, педагог иногда тут же прекращает занятия, говоря: «Тебе сегодня петь не следует, пойди к врачу, у тебя голосовой аппарат не в порядке». Педагог не видит голосового аппарата ученика, но сделал заключение о его состоянии посредством анализа звучания голоса. Такое опосредствованное познание явлений характерно для мышления.
Педагог узнал о заболевании голосового аппарата потому, что им на основании предыдущего опыта уже установлена связь между звучанием голоса и состоянием голосового аппарата. Врач ставит диагноз о заболевании сердца или легких не видя этих органов, а лишь благодаря внешним признакам, на основе предыдущего опыта, обобщений. Осознание связи явлений, обобщение сходных явлений дают возможность познавать то, что мы непосредственно не наблюдаем, также предсказывать ход событий. Опытный педагог, например, может верно предсказать, как будет развиваться голос того или иного ученика, а врач — течение заболевания. Процесс обобщенного, опосредствованного познания действительности и есть мышление.
Когда мы мыслим, то мыслим при помощи слов. Рассуждая, думая, мы это делаем посредством внутренней речи. Мы говорим словами, а слова выражают определенные понятия. Понятия возникают на основе обобщения существенных свойств предметов или явлений. Когда мы, например, употребляем понятие «певческий голос», то оно основано на обобщении существеннейших черт многих весьма индивидуальных по характеру певческих голосов. При этом для определения — певческий ли это голос или нет, не имеет значения, кто поет — мужчина или женщина, ребенок или старик, высокий или низкий голос. Потому и слова, выражающие определенное понятие, всегда несут в себе обобщение. Слова: стол, рояль, педагог, ученик, петь, говорить — выражают общие понятия, а не конкретный стол, рояль и т. п.
Мысленно обобщая, выделяя существенные, характерные свойства предметов, мы должны отвлечься от несущественных. Этот мыслительный процесс называется абстракцией. Абстрагируя, мы отвлекаемся мыслью от конкретных свойств предметов и явлений. Однако желая иллюстрировать какое-либо абстрактное положение, применить его на практике, мы его конкретизируем.
Есть и другие операции, которыми мы пользуемся при мышлении: мы анализируем и синтезируем, сравниваем, сопоставляем явления по ассоциации, выводим общие положения из истинности частных (индукция) или идем от общих к частным (дедукция), устанавливаем причины и следствия.
Эти мыслительные операции мы производим постоянно в процессе наших суждений, умозаключений или при образовании понятий, в форме которых течет мыслительный процесс. Мысль начинает активную работу тогда, когда жизнь ставит какой-либо вопрос, задачу. Мышление начинается с вопроса. Желая: ответить на вопрос, решить поставленную задачу, человек обычно выдвигает несколько гипотез и проверяет их. В процессе! проверки он высказывает определенные суждения, делает умозаключения.
В приводимом в начале раздела примере прежде чем послать; ученика к врачу, педагог решил сложную задачу, выдвигая последовательно различные гипотезы. Прежде всего устанавливается факт, что голос не имеет обычных качеств, не звучит. Действительно не звучит или просто еще не распелся, не разогрелся? Когда факт установлен, есть ясное суждение, что голос не в порядке, возникают гипотезы — от чего это произошло. Неверная техника? Переутомление от предшествующего пения? Заболевание? «В уме» оценивается техника — она правильная. Опрос показывает отсутствие возможности перегрузки голосового аппарата. Эти гипотезы отпадают. Очевидно, что это заболевание. Сопоставляя звучание голоса, вид ученика, его поведение, педагог приходит к заключению, что он действительно болен, и отправляет его к врачу. Конечно, решение такой задачи опирается на знание и опыт.
Для того чтобы успешно решать задачи, необходимо владеть достаточными знаниями в соответствующей области. Для вокального педагога необходимо владеть широким кругом знаний, имеющих отношение к голосу и его воспитанию, без чего нельзя успешно решать многочисленные вопросы, ежечасно ставящиеся практикой преподавания. В этом отношении —книга лучший помощник. В ней изложен богатый опыт множества людей. Приобщившись к этим знаниям и умея применить их, педагог может быстрее и лучше справляться с практическими задачами.
Педагог должен развивать в себе критическое мышление, уметь хорошо взвешивать работу своей мысли и быть осторожным в своих действиях при работе с учеником. Надо уметь отказываться от привычных приемов, которые у данного ученика не приводят к желаемому результату. Практика является единственным критерием истинности выдвинутых гипотез.
Н. А. Римский-Корсаков говорил: «Настоящий педагог не должен претендовать на непогрешимость, на то, что он все знает и никогда не ошибается; наоборот, он всю свою жизнь неутомимо ищет, и только иногда ему удается найти «что-то».
Педагог должен много работать, чтобы обладать достаточно совершенными понятиями о голосе и его воспитании. Необходимо приучить себя к наблюдательности, научиться видеть проблемы где они имеются, ставить себе вопросы, находить причинно-следственные взаимоотношения.
Тот, кто не привык к самостоятельному мышлению, — не видит никаких проблем, у него не возникают вопросы по поводу происходящего. Для такого педагога — голос и его качества нечто само собою разумеющееся. Между тем как для мыслящего педагога — голос полон вопросов и проблем. Чем больше он познает это явление, тем интереснее и многограннее оно становится. Открываются новые проблемы, возникают новые вопросы, требующие ответа, что возбуждает мысль, заставляет ее активно работать.
Ум педагога должен быть гибким. Педагог не может стандартно решать ставящиеся перед ним задачи. Он должен уметь распознать индивидуальность ученика, учесть конкретные особенности данного индивидуума. Важным качеством ума является умение охватить явления в целом, широта ума. Подходя к воспитанию певца, надо уметь охватить всю проблему в целом, как она рисуется у данного индивидуума. При этом необходимо не упускать существенные частные моменты, отдельные недостатки. Но никогда эти частные моменты не должны заслонять проблемы в целом.
Педагог обязан работать над развитием и воспитанием своего ума, своих мыслительных способностей, развивать их в ученике. Надо ставить перед учеником вопросы, помогать ему решать их, заставить сравнивать, сопоставлять звучания, ощущения, приучать логически мыслить, показывать, что является причиной, а что следствием и т. п. Н. Ушинский писал: «…сравнение— есть основа всякого понимания, всякого мышления. Все в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение…» 1 Верное взаимодействие творческого воображения и мышления — необходимые условия творческой деятельности.
Бездумное пение не может привести ни к развитию артистического таланта, ни к успешному овладению ремесленными качествами голосообразования.
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.