Завершился показ на Первом канале 10-серийного сериала «Анна Герман», приуроченный к 30-летию с момента ухода великой лирической певицы. Увы, и этот сериал не избежал неточностей и вольных допущений, несмотря на статус «авторизованного» (о чем недвусмысленно указывала плашка о согласовании со Збигневом Тухольским, мужем Анны).

И все же это большой шаг вперед. Так уж получилось, что несмотря на гигантскую любовь к Анне Герман, советские зрители знали о ней невероятно мало. Достаточно сказать, что даже о том, что Герман после расстрела отца и гонений сбежала с мамой и бабушкой из СССР благодаря компании по репатриации поляков, советские зрители узнали только в последние годы жизни Герман. А ведь эта часть жизни певицы объясняет многое.

Да и сам Первый канал небезупречен в этом отношении. На 25-летие со дня смерти он выпустил фильм про Герман, искажающий столько всего, что родственники певицы пришли в ужас. Теперь Константин Эрнст реабилитировался с гаком.

Новый сериал показывает жизнь Анны Герман исключительно в сентиментальном ключе, но хотя бы приближенно к реальной биографии певицы. Долго, даже неоправданно долго повествуется о жизни маленькой Анны-Виктории в Средней Азии. Почти ничего (!!!) не рассказывается о музыкальной карьере Герман. Зато многократно повторяются кадры с автокатастрофой 27 августа 1967 года в Италии. Режиссеры Вальдемар Кшистек и Александр Тименко предпочитают эпизоды жизни, выдавливающие слезы из зрителей: гонения НКВД, страдания близких, авария, страдания после аварии, сомнения, первые шаги Анны с переломанными ногами, мучения от тромбофлебита, мучения от рака…

Все это было, все это правда. Но правда бессмысленная. Потому что фильм обошел стороной главное – ради чего были все эти мучения. Режиссеры отделались несколькими фразами главной героини, взятыми из автобиографии «Вернись в Сорренто?» (к слову, порядком отцензурированной коммунистами). А ведь для Анны Герман это были не пафосные слова. Она жила ради музыки. Музыка была ее жизнью. Бесчисленные поездки по гастролям – только весной 1979 года более 70 концертов в СССР, иногда по два в день. Общение с влюбленными в нее Пахмутовой и Добронравовым, Рождественским, Бабаджаняном, Френкелем, Фельцманом, Шаинским… Прекрасно, что в сериале показана выдающаяся роль музыкального редактора фирмы грамзаписи «Мелодия» Анны Качалиной в карьере Герман, но полностью обойдена фигура Вадима Гамалия, который не только аккомпанировал ей в СССР со своим оркестром, не только написал сразу три песни (в том числе знаменитую «По грибы»), но поддерживал ее во всем и даже был отчаянно влюблен в Анну.

Вообще в сериале много неточностей, которых легко можно было избежать. Первые шаги Анны на сцене в студенческом театре начинались с пародийного номера на Эллу Фитцджеральд, а не с кривляний в образе негритянки. Овация на первом концерте Герман после итальянской аварии в польском Зале Конгрессов Дворца Науки и Культуры длилась 40 минут, по воспоминаниям очевидцев, а не 20, как сказано в сериале. Показано, что Збигнев привез Анну после аварии в квартиру, где над кроватью устроен поручень. И все. А вот какие детали уточняет Тухольский: «Протянул в комнате канат, цепляясь за который, она двигалась по дому. Она стеснялась своего состояния. Поэтому я по ночам на руках относил ее в машину и увозил в парк, где она училась передвигаться...» В сериале почему-то подробно показан фестиваль «Сан-Ремо-67», где ее «прокатили» вместе с Челентано, но вообще не упомянуто, что к тому времени она уже стала обладательницей второй премии в «Сопоте-63», а сделавший ее звездой фестиваль «Ополе-64» показан лишь мельком. Более того, нарушена важнейшая хронология ее карьеры: авария произошла в августе 67-го, а сделавшая ее советской суперзвездой пластинка-гигант «Поет Анна Герман» записана в 66-м, а вышла в октябре 68-го. Из сериала же следует, что в СССР она стала известна только спустя несколько лет после аварии. Это не так. В сериале замечательно показана сцена, когда Герман босиком записывает «Эхо любви» для фильма Евгения Матвеева «Судьба», и оркестр дважды сбивается, не в силах сдержать слез. Но обойдено вниманием, что эта песня прозвучала в фильме и стала знаменитой в дуэте со Львом Лещенко. Первым предложение о свадьбе Збигневу сделала сама Анна, вопреки фильму. Нельзя было не упомянуть про негативное отношение многих поляков к Анне из-за ее популярности в Советском Союзе. Список неточностей и значимых умолчаний можно продолжать долго…

И все же сериал стал событием. Прекрасно играет Анну польская актриса Йоанна Моро, претензии к абсолютной внешней непохожести молодой актрисы на зрелую пополневшую Герман – к режиссерам и гримерам. Роль Марата Башарова в образе влюбленного НКВД-шника – одна из лучших в его карьере. Великая Екатерина Васильева и Марина Порошина точны в деталях, но режиссеры бросили их на произвол судьбы и не дали никакой драматургии в ролях. Образ мужа Анны Герман Збигнева Тухольского и вовсе вырисован равномерной розовой краской. И самых восторженных слов заслуживает работа операторов – такой высококачественной «картинки» в фильмах об Анне Герман еще не было никогда.

Стоит добавить еще один важный для понимания творчества Герман нюанс, обойденный авторами сериала. До аварии у Герман было необычайной силы колоратурное сопрано, позволявшее ей петь оперные арии. После той страшной аварии голос потерял силу, но появились те самые задушевность и прозрачность интонации, за которые ее полюбили миллионы. И это, может быть, главная сентиментальная история в жизни Анны Герман.

Страница сгенерирована 07.05.2024 19:00

Наверх! Запостить!