Все, что движется
Появившиеся под конец прошлого года анонсы об опере «Боббл», новом проекте знаменитого джазового деятеля Бобби Макферрина, поначалу не вызывали ничего, кроме скепсиса. Страница сгенерирована 03.12.2024 15:23
Вот, дескать, такой замечательный певец, такой выдающийся артист, собиравший в оба свои приезда полные залы, зачем-то привозит с собой еще и некий коллектив. К которому на сцене Дома музыки присоединятся несколько наших фолк- и околофолковых звезд: Сергей Старостин (которого не было на первом, во всяком случае, концерте), Пелагея, Нино Катамадзе и Тина Кузнецова (из симпатичного электронного дуэта Zventa Sventana). Нет, это все замечательные артисты, просто к чему? Что эти вокалисты могут добавить Бобби Макферрину, что он может добавить им, кроме строчки в резюме?
Второй повод для скепсиса был таким: мультикультурализм вообще и world music (а также ethno fusion, т.е. соединение разных фольклорных традиций) в частности уже здорово утомили. Когда дети разных народов начинают вместе музицировать, нового обычно ничего не получается, а в старом убивается национальное своеобразие. В этом смысле проекты в жанре world music ничем не отличаются от того же «Евровидения». Нет, когда-то, в 80-е, все эти поиски корней (джазменами в Африке в основном) и поиски универсального музыкального языка были свежи и отвлекали слушателя от восьмидесятнического жесткого формата: вот здесь рок, здесь поп, здесь — джаз, а там вон — классика. Отвлекли. Расширили рамки музыкального восприятия, как могли. Но что осталось и что прогремело в 90-е? Проекты Старостина, Шилклопера. Юссу Н"Дур, который прорвался в поп-мир благодаря сотрудничеству с Неной Черри (чей великий отец, Дон Черри, к слову, приложил руку к этноджазовым экспериментам) а потом стал исполнять своеобразную религиозную музыку. Позже — «Афрокельты» гнезда Питера Габриэля. Островки в море поделок, подделок и спекуляций.
Вот почему многие сочли «Боббл» фокусом маэстро Макферрина, небожителя, всего на свете добившегося. Который, к слову, с 2002 года не выпускал нового материала.
«Боббл» действительно оказался фокусом, фокусом совершенно восхитительным. Рассказываю, как это примерно происходит. На темной сцене появляется Макферрин (в неизменном последние лет двадцать имидже: футболка, джинсы, дреды) и начинает напевать что-то такое бессловесное квазиафриканское. Публика смотрит на него, затаив дыхание. Выражаясь тинейджерским языком, «втыкает». Певец начинает имитировать шумы. Все это носит откровенно пародийный характер. Публика все равно молчит и «втыкает». Затем на сцену выходит пестро одетая толпа человек в двадцать. Макферрин делает с ними то же, что обычно с публикой: напевает мелодию, «раздает» ее хору, тот повторяет. Поверх Макферрин напевает что-то новое. И так далее. Ну я же говорю: то, в чем обычно участвуют зрители. К слову, и идея импровизирующего хора профессионалов была в свое время обкатана Макферриным в проекте Voicestra.
Но дальше начинается невообразимое: все певцы вдруг отправляются бродить по сцене, хор разбивается на группки, группки представляют какие-то сольные номера по полминуты буквально, дуэты, трио… Голоса идеально строят, из ритма никто не вылетает. Звучат импровизации и «каверы» (от Billie Jean Майкла Джексона до Генделя), все голоса всех времен и народов: от контратенора до битбоксера, от Пелагеи до Катамадзе. И все в движении. Спектакль, режиссируемый по ходу действия. Пение и хождение — вот и все шоу, но действие нигде не провисает. Публика уже давно «воткнула» и временами похохатывает, подпевает и хлопает особенно удачным кускам. Из происходящего на сцене можно вычитать некий абрис сюжета про Вавилонскую башню. Вот, дескать, были раньше люди, которые пели ладно и хором, потом разошлись по миру, стали петь свое, свое выродилось в индустрию зажравшихся поп-звезд (маэстро Макферрин пародирует человека, похожего на Фрэнка Синатру), и теперь им обратно надо соединяться. И это у них прекрасно получается, господа, поглядите на сцену. Собственно, лишний раз привлекать внимание не нужно, поскольку за все действо (часа два без антракта и паузы) вряд ли кто-то отводит глаза от сцены. Не потому, что умиляются фольклорному единению, а потому, что Макферрин (который все равно главный во всей этой истории) докопался до чего-то первобытного внутри человека, до какой-то Главной Эмоции, к которой можно обращаться с чем угодно: джазом, блюзом, импровизациями, шутками, на английском, на русском, на никаком… А что характерно, слушаем эти квазифольклорные напевы на птичьем языке и все понимаем. А что понимаем, выразить можем только одобрительным мычанием.
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.