С годами мы научились мириться с этими проблемами стерео формата, хотя они являются причиной очень многих проблем при переходе из одной среды в другую. Они также нервировали и отнимали время у тех, кто не понимал, что вообще происходит. Много, слишком много людей смотрят на стерео, как на простое решение всех задач (вот если б только они могли решить их правильно!), тогда как на самом деле стерео – это очень сложное решение очень немногих задач. Вместе с тем, сложность стерео систем меркнет перед сложностью взаимосвязей мониторов в surround-системах. Стерео поддерживает одну фантомную звуковую сцену, создаваемую двумя мониторами, а surround может поддерживать десять таких сцен, создаваемых между любыми двумя из пяти мониторов, и двадцать шесть, если на один сигнал приходится три, четыре или пять мониторов.
Поскольку и для стерео, и для surround применимы одни и те же правила акустики, то нам следует рассмотреть, что же происходит, когда сигнал подаётся, к примеру, на четыре угловых монитора и панорамируется в какую-то точку внутри комнаты. Те же правила применимы и для стерео пары в случае, показанном на рис.63. Но в нашем случае, с четырьмя взаимодействующими мониторами, мы бы получили характеристику, показанную на рис:

рис

Здесь уже проблема проявляется со всей серьёзностью, поскольку усиление низких частот на 6dB при панорамировании из угловых позиций в центр комнаты вряд ли будет субъективно приемлемым. Более того, эквализация при панорамировании ничего не даст, так как верхний предел усиления низких частот полностью зависит от расстояния между мониторами, а поэтому при переходе из одной комнаты в другую конечный результат будет разным. Да и звучание центрального фантомного образа в разных местах комнаты отличалось бы очень сильно. На рис.65 показаны красноречивые кривые низкочастотных характеристик для слушателей, находящихся в двух позициях в комнате, которые не расположены точно по центру между мониторами. Опять-таки, здесь проблемы стоят намного острее, чем со стерео парой мониторов. И если речь идёт о столь творческом применении surround-формата, то тогда было бы лучше использовать один суб-вуфер, если Вас больше устраивает звучание одного источника с ровной частотной характеристикой.

Вариант с одним суб-вуфером

До сих пор идёт большая дискуссия о субъективном различии в качестве между использованием полнодиапазонных мониторов и использованием мониторов-сателлитов с одним суб-вуфером. Из своего личного опыта скажу, что полнодиапазонные источники звучат более естественно, но звук резко ухудшается на частотах ниже разделяющей частоты. Я предпочитаю ограничивать частоту суб-вуферов уровнем ниже 80 Hz, хотя и позволяю им «опускаться» до 15 Hz и ниже. Сто герц получаются примерно тем самым верхним пределом, после которого начинается путаница соответствующих источников.
Ситуация с классической музыкой выглядит несколько иначе. Когда surround-формат используется для максимального ощущения присутствия в большом зале, накат «низов», наподобие прибоя, может быть важным элементом создания ощущения реальности. Замечено, что и в органной музыке, записанной в церквях, на низких частотах слышатся какие-то фазовые странности, которые проявляются и при использовании одного суб-вуфера. Я считаю, что более естественного звучания можно добиться при использовании отдельных суб-вуферов для каждой позиции surround-формата, но это можно делать только в комнатах с хорошим контролем «низов». С увеличением же отражений по низким частотам ситуация резко меняется на пользу подхода с одним суб-вуфером. Это не удивительно, если посмотреть на рисунки 64 и 65.
Что же получается? Отдельные низкочастотные источники могут достигать больших вершин достоверности звучания, если – повторяю – если записи выполняются и сводятся с учётом электроакустических ограничений 5-канальной системы. Если же незнание преобладает над знанием, то более надёжным вариантом является система 5.1. Следует также отметить, что из-за различных взаимосвязей и эффектов, возникающих при взаимодействии того или иного множества источников, оптимальный электрический баланс микса в формате 5 и формате 5.1 будет разным. Каким же путём идти? Давайте рассмотрим, что собой представляет хорошая технология записи/сведения в условиях ограничений, существующих в 5-канальном формате.

рис

(c) Филип Ньюэлп

Наверх! Запостить!