Альт

Оглавление

Альт нотируется в альтовом и скрипичном ключах. Четыре струны альта настроены по квинтам следующим образом:

нотация альта

По своей величине альт лишь незначительно превосходит скрипку. При большем размере, который соответствовал бы его сравнительно низкому звучанию, он перестал бы быть ручным инструментом.
Несоответствие диапазона альта его размеру отражается на характере звука, более гнусавом и грубом в общих со скрипкой регистрах. Поэтому все тембровые качества 2, 3, 4-й струн скрипки соответствуют 1, 2, 3-й струнам альта, но в более огрубленном и напряженном виде. Что касается баска С, то звучание его отличается значительной густотой.
Все, что выше говорилось о скрипке, ее устройстве, аппликатуре левой руки, позициях, двойных нотах, аккордах, а также о технике правой руки, целиком относится к альту.
Чтобы получить полную таблицу позиций альта, достаточно опустить схему скрипичных позиций на квинту вниз.
Правда, выше 7-й позиции да же на струне А, альт звучит значительно хуже и поэтому предельной его верхней нотой следует считать:
untitled-213

Однако из-за большего размера инструмента надо внести следующие поправки.
Если левая рука скрипача на одной струне может взять уменьшенную квинту, а на двух соседних струнах и малую нону, то для альтиста, в силу больших размеров инструмента, эта возможность ограничивается чистой квартой на одной струне и октавой на соседних (на нижних позициях).
Если на скрипке легко:
untitled-313

Если на скрипке вполне доступно:

untitled-45

Если на скрипке возможен квинтовый флажолет:

untitled-53

Если на скрипке возможно в виде исключения:

untitled-63

то на альте не всякий исполнитель сможет растянуть пальцы столь широко:

untitled-73

Техника правой руки альтиста немного грубее, чем скрипача, так как альтовый смычок длиннее и тяжелее скрипичного. Да и сами струны альта более толсты, чем на скрипке, а поэтому менее отзывчивы к легким прикосновениям смычка. Практически, однако, при оркестровой игре все эти замечания по технике правой руки можно почти не учитывать.
Прекрасно звучит на альте pizzicato. Верхней границей удовлетворительного звучания pizzicato на альте можно считать а2.
Сурдину на альте применяют так же, как на скрипке.

Наверх! Запостить!