Постановка голоса – это выработка правильных певческих навыков, то есть развитие и тренинг голоса для профессиональной работы. В этой статье освещаются методы постановки голоса и рассматриваются факторы, влиющие на его тембр и силу.

Мужские голоса:

тенор — высокий мужской голос
баритон — средний мужской голос
бас — низкий мужской голос

Женские голоса:

сопрано — высокий женский голос
меццо-сопрано — средний женский голос
контральто — низкий женский голос (в хоровой музыке принято называть просто альт)

Классификация вокала по манере исполнения

академический (классический, оперный),
эстрадный,
джазовый,
народный.

О силе голоса

Обладание голосом большой силы встречается значительно сила голоса

реже, чем большим диапазоном и определенными верхами. Это объясняется тем, что сила голоса требует сочетания многочисленных факторов, редко встречающихся у одного человека. Во-первых, мы знаем, что сила звука определяется существенным фактором — подсвязочным давлением, непрестанно поддерживаемым певцом.
Во-вторых, сила звука находится в зависимости от степени поглощения ротоглоточным рупором звуковой энергии, создаваемой гортанью.
Рассмотрим теперь некоторые анатомические и физиологические факторы.
1. Для создания высокого подсвязочного давления гортанный сфинктер должен быть хорошо развит. Действительно, радиографические профили и фронтальные томограммы гортани, взятые у певцов с мощными голосами, указывают на то, что их голосовые связки всегда утолщены и смыкаются на большой глубине по вертикали (от 8 до 20 мм); отмечается также значительное развитие черпаловидных мышц, то есть мышц, обеспечивающих смыкание голосовой щели во время фонации.
Подобное анатомическое развитие гортани хотя и необходимо, но недостаточно. Замыкание гортанного сфинктера должно быть поддержано очень высоким мышечным тонусом. Сам же этот тонус управляется и поддерживается возбуждениями и рефлексами разного происхождения, захватывающими различные уровни центральной нервной системы. Многочисленные исследования, произведенные на певцах, показали, что главные афферентные сигналы, влияющие на тонус, возникают либо от соматической мускулатуры, либо от областей интероцептивных, иннервируемых тройничным нервом (чувствительность ротоглоточная и лицевого костяка).
Помимо большого тонуса сила звука должна поддерживаться хорошо координированным выдохом с энергичным участием брюшной и тазовой мускулатуры. Во время фонации диафрагма должна равномерно подниматься кверху, поддерживая высокое подсвязочное давление.
2. Необходимо отметить влияние высокого давления на деятельность сердца. Тот факт, что во время пения на сцене некоторые певцы с чрезвычайно мощными голосами развивают под связками давление в 400 см водяного столба и поддерживают его во время длительных звуков десятки секунд, заставляет предполагать, что подобная затрата энергии не может пройти без воздействия на общую физиологию певца. В первую очередь это сказывается на работе в сердце правого желудочка, на кровообращении и на питании мозга, на пульсе, на выделении окислительных продуктов в легких и на систолическом давлении. Все эти явления находят отражение в электрокардиограмме.
Во время фонации, которая создает нечто вроде задержки дыхания, давление в легочных альвеолах поднимается и становится внутри плевры положительным. Так как закон Паскаля не может быть применен к жидкости, находящейся в движении, и особенно по трубкам малого диаметра, внутриальвеолярное давление останется, конечно, ниже подсвязочного, но может тем не менее подняться настолько, чтобы блокировать кровообращение в легочных капиллярах и дать правому желудочку соответственную нагрузку для преодоления создавшегося опасного застоя. Работа правого желудочка будет тем самым сильно нарушена .

Таким образом, создание большого подсвязочного давления непосредственно связано с сердечной деятельностью. Нет ничего удивительного в том, что сердечная слабость правого желудочка подстерегает певцов с мощными голосами и может пагубно сказываться на их певческой карьере.
3. Мы показали, что сохранение во время пения высокого тонуса смыкания голосовых связок требует интенсивного возбуждения формаций продолговатого мозга соответствующими афферентными сигналами. Но это лишь общее положение, и вряд ли оно является решающим для создания того высокого тонуса, который необходим при пении с большой мощностью. По-видимому, дело обстоит иначе. Так, во время эндокринных обследований, которые были проведены доктором Амадо на самых мощных голосах французской оперы, был подмечен один интересный факт: все мужские и женские голоса с интенсивностью выше 110 дб принадлежат певцам, наделенным всегда повышенной функцией коры надпочечников, а нередко и полевой сферы. Из этого следует, что наличие повышенного гортанного тонуса, сопутствующего большой силе голоса, обусловлено не только нервно-двигательными и анатомическими факторами, но и эндокринными.
4. В зависимости от своей формы ротоглоточный рупор поглощает большее или меньшее количество звуковой энергии. Для уменьшения поглощения энергии можно дать лишь общие рекомендации, применимые при фонации любой гласной:
а) плотное закрытие прохода за нёбной занавеской (исключение представляют назализованные фонемы);
б) резонансная настройка главных полостей рупора;
в) расширение перешейков рупора (неосуществимо по желанию певца, однако наблюдается на рентгенограммах у мощных голосов);
г) изменение формы губного отверстия;
д) приспособление положения гортани (для многих певцов — низкое положение гортани).
Эти рекомендации в большой мере являются условными, так как изменение формы рупора или губного отверстия сейчас же сказывается на таких важных факторах, как импеданс, и на качестве тембра гласной.
Легче всего контролю педагога и певца поддается форма губного отверстия, играющего очень большую роль в передаче звуковой энергии во внешнее пространство. Было бы ошибочно предполагать, что желательно наибольшее раскрытие рта; подобное стремление привело бы к уменьшению импеданса и, следовательно, уменьшению отдачи акустической энергии. Поэтому правильнее сказать, что губное отверстие (или раструб рупора) должно быть достаточно большим, но в сочетании с необходимым для каждой гласной и каждой частоты звука импедансом. Заметим, что растяжение рта в ширину недопустимо, так как сопровождается повышением гортани и сокращением объема глотки, тогда как раскрытие рта в вышину не ведет к таким последствиям

О тембре голоса

Проблема тембра является наиболее сложной, так кактембр

 одновременно приходится рассматривать следующие факторы:
а) блеск и полетность голоса;
б) густоту;
в) объем;
г) вибрато.
Блеск (или яркость) тембра голоса является тем основным качеством, отсутствие которого, при всех каких бы то ни было достоинствах голоса, делает сценическое пение почти невозможным, поскольку такой голос воспринимается слушателем как глухой и неполетный.
Этот блеск создается присутствием в спектре каждой гласной гармоник от 2500 до 3500 кол/сек . Однако наличие достаточной интенсивности в этой области объясняется часто не усилением рупора, а качеством гортани и тонусом смыкания голосовых связок .
Выработка этого тонуса встречает два осложнения на своем пути:
а) в основном тонус поддерживается процессами, находящимися за пределами контроля певца;
б) высокий тонус может представлять опасность для гортани).
Несмотря на эти обстоятельства, тонус в какой-то мере может быть поддержан волевыми действиями певца, а также нёбной активизацией , зависящей от его вокальной техники. Эти два источника тонической активизации представляют те элементы, на которые может опираться педагогический процесс.

Густота голоса. Это второе важное качество голоса определяется интенсивностью и числом гармоник, лежащих ниже 2500 кол/сек и вне формант гласных, то есть почти не зависящих от артикуляции и резонансной настройки ротоглоточного рупора. Наши исследования показали, что в общем густота голоса усиливается с увеличением площади смыкания голосовых связок (в вертикальном направлении). Из чего следует, что большие гортани находятся в этом отношении в более выгодном положении.
Но вертикальная толщина голосовых связок отнюдь не зависит от внешнего объема гортани, наблюдаемого в ларингоскопе. Все певцы, имеющие высокие регистры, обладают, – по-видимому, толстыми связками, несмотря на гортань порою очень скромных размеров. Рентгенография, при условии большой точности и тщательности, позволяет дать верную оценку глубины смыкания голосовых связок. Нужно добавить, что глубина смыкания для каждого данного певца:
а) более значительна на нижних нотах, чем на верхних;
б) более значительна при закрытых гласных, чем при всех остальных;
в) увеличивается для каждой данной гласной (любой) по мере затемнения тембра;
г) увеличивается также для любого звука, когда форма рупора изменяется в направлении увеличения импеданса.
Хотя густота издаваемых певцом звуков зависит прежде всего от анатомических данных субъекта, однако вышеуказанные факторы представляют те физиологические элементы, которыми не следует пренебрегать при воспитании голоса.
3. Объем голоса на любой гласной зависит от интенсивности основного тона. Последний сможет увеличить свою интенсивность в конечном спектре лишь тогда, когда в ротоглоточных полостях создаются условия для его усиления.
Из этого можно заключить, что голоса с большим объемом принадлежат певцам, обладающим длинным, объемным рупором. Если педагогические приемы и не могут оказать влияния на увеличение объема ротоглоточных полостей, за исключением движения челюсти вперед и книзу, то с полостью глотки дело обстоит иначе: постепенное понижение гортани, доходящее до 7—8 см ниже положения покоя, может легко утроить объем глоточной полости.
4. Вибрато певческого голоса с точки зрения физики является модуляцией низкой частоты. Эта модуляция периодически изменяет певческий звук одновременно по высоте, интенсивности и тембру. Частота вибрато изменяется от 3 до 8 кол/сек. Средняя частота вибрато равна 6 или 6,5 кол/сек.
Если средняя частота вибрато певца понижается до 5 кол/сек, то вибрато воспринимается как качание голоса; если частота повышается до 7—8 кол/сек, то говорят, как о голосе «барашек»; если вибрато отсутствует, то голос кажется гладким или прямым.
Средняя частота вибрато зависит от возбудимости возвратного нерва певца: нормальное вибрато у теноров и сопрано достигает 6,5 кол/сек, а у басов и меццо-сопрано снижается до 5,5 кол/сек.
Большая сила певческого звука имеет тенденцию слегка понижать частоту вибрато. Понижение частоты вызывается также вокальным переутомлением и уменьшением возбудимости гортанной мускулатуры.
Что касается природы вибрато, то оно может быть следующим:
а) вибрато громкости является непосредственным результатом модуляции тонуса смыкания голосовых связок);
б) вибрато высоты возникает в результате действия химических посредников на уровне двигательных бляшек быстрых мышечных волокон, управляющих частотою звука. Активность химических посредников увеличивает или уменьшает скрытое время возникновения мышечных сокращений, что в свою очередь слегка меняет сокращения, вызванные импульсами возвратного нерва. Это объяснение согласуется и с тем фактом, что вибрато высоты
становится более заметным вблизи перехода к прикрытым звукам, и с тем, что увеличение импеданса на уровне гортани слегка уменьшает вибрато.
Из наших высказываний легко понять, что исследование вибрато остается делом весьма тонким и трудным, тем более что управление вибрато, возможно, осуществляется при комбинированном взаимодействии «опоры дыхания» и импеданса, который в свою очередь регулируется изменением окраски гласных.


Тело

Краткие сведения о голосовом аппарате:

vocal

Звукопроизводящий аппарат.
1 – гортань; 2 – дыхательное горло; 3 – разветвление бронхов; 4 – легкие; 5 – диафрагма.

а. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение
нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.
б. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это
помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.
в. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо
перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее – это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.
г. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено
общей задаче – идее творчества.
д. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на
груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный,
произвольный жест.

Продуктивность голосового аппарата зависит от выравнивания тела, в котором этот аппарат функционирует. Когда позвоночник не выровнен, его способность поддерживать тело уменьшается. В этом случае эту поддержку вынуждены обеспечивать мышцы, предназначенные для других целей. Вот пример: если нижняя часть позвоночника слабая и не выполняет своих функций, — для поддержки тела напрягаются и используются мышцы живота, что не позволяет им откликнуться на нужды дыхания. Другой пример: в случаях, когда верхняя часть позвоночника отказывается поддерживать грудную клетку и плечевой пояс,— на помощь приходят грудные мышцы, которые из-за этого не могут участвовать в процессе дыхания. И в конце концов, когда шейные позвонки не выровнены — расстраивается весь звуковой канал.    Первый шаг к постановке голоса — знакомство со своим позвоночником. Чем лучше Вы представляете связь движений тела с работой костей скелета, тем более экономичными будут мышечные затраты.

Дыхание

Дыхательные мышцы, Дыханиене подчиняющиеся контролю нашего сознания, сложны, "утонченны" и находятся в глубине тела. Мышцы, которые контролируются сознанием, — "неуклюжие", большие и расположены на некотором расстоянии от легких. Сознательное контролирование дыхания разрушает его восприимчивость к изменению душевного состояния и ограничивает рефлекторную связь с дыхательным и эмоциональным импульсами. Не следует забывать, что рефлекторные реакции сымитировать невозможно. Рефлекторно только дыхание. Единственное, что Вы можете сделать для того, чтобы восстановить рефлекторный потенциал дыхания, это убрать мешающие ему мышечные зажимы, а также в процессе дыхания пробовать принимать определенные позы, которые бы этот процесс стимулировали.

Чтобы не препятствовать входящему дыханию, область живота должна быть свободна от зажимов. Нетрудно вообразить, что дыхание само по себе опускается в живот. Диафрагма становится плоской, а легкие заполняются воздухом.
Большая эмоциональность и необходимость общения предполагают большой объем дыхания и более активную работу дыхательных мышц. Большой объем легких еще не обеспечивает потребности речевого взаимодействия.
Любые попытки поддержать звук путем сохранения дыхания создают мышечное напряжение. Вот почему упражнения старого образца, нацеленные на сдерживание дыхания грудной клеткой, так непродуктивны.  Внутренняя дыхательная мускулатура расширяется и сжимается в ритме непроизвольного дыхания. Принуждая мышцы к неестественной попытке удерживать грудную клетку расширенной, мы будем способствовать уничтожению глубокой инстинктивной связи эмоций и дыхания. Сдерживая мышцы, Вы сдерживаете свои эмоции. Эластичность дыхательных мышц — основа эмоциональной подвижности.

Дыхательные упражнения.

1. Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).
2. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз).
Своеобразный "массаж" связок.
3. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).
4. Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая
указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю (6+6
раз).
5. Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием
проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ
и интенсивность выдоха (дыхания).
6. Надуть щеки, как шар. Резко "выхлопнуть" воздух через
"губы-трубочку". Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, что
очень пригодится для хорошей артикуляции.
7. Беззвучно сказать "ы". Говорить этот звук надо не глубоко, а у
корней верхних зубов (как при зевоте). Упражнение активизирует мышцы мягкого
и твердого неба.
8. Наклон головы попеременно к левому и правому плечу с преодолением
сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и
затрудняют движение. Дыхание произвольное.
9. Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Втянуть, как
насосом, воздух через гармошку до полного объема ваших легких, а потом
(опять через гармошку) выдохнуть (выдуть) постепенно весь воздух. Не надо
пугаться головокружения. Сначала упражнение делается 15 секунд, постепенно
увеличивается (через день) длительность упражнения: 15, 30, 60 секунд и так
далее.
10. "Мычание" на удобной тесситуре, после дутья в гармошку (по 30
сек.). Мычать близко, "на зубах", чтобы ощущать вибрацию на губах. Губы
слабо сомкнуты, а зубы не сжаты. Хорошо перед "мычанием" открыть нешироко
рот, а потом сомкнуть только губы. Мычать на хорошем продыхе.
11. После "мычания" потянуть звук на хорошем продыхе, через свободное
горло. Держать его близко к зубам и губам, на удобной для вас тесситуре.
Звук не глубить:
М———– З————–
Н———– В—————
12. Точно так же говорить слоги с ударением на втором. Второй слог
потянуть.
ма-м`а на-н`а ва-в`а
ма-м`о на-н`о ва-в`о
ма-м`у на-н`у ва-в`у
ма-м`э на-н`э ва-в`э
ма-м`ы на-н`ы ва-в`ы
Следите за свободой и удобством. Дыхание брать перед каждой парой.
13. Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: "ох, ах". Не
торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать
со вдохом.
14. Неплохо делать легкий массаж лица. Подушечками пальцев надавливать
на корни верхних зубов и щеки по направлению к ушам. Массаж носа: от крыльев
носа вверх до переносицы и в стороны по подбровьям. Хорошо, если после
массажа появится желание зевнуть. Целитель из Омска Васильева И.А. считает,
что горло здорово тогда, когда его ткани хорошо снабжаются кислородом крови,
а подпитка обеспечивается мышечной активностью.

Механизм дыхания
Следует всегда помнить слова большого педагога-вокалиста Ф.Ламперти,
который говорил, что на раннем этапе воспитания голоса певцу следует
"учиться больше умом, а не голосом, так как утомив его, никакими средствами
не приведешь опять в хорошее состояние. "Хорошая голова – залог успешной
работы, она так же важна, как и хороший голос. Фундаментом, основой в пении
является дыхание. Считается, что хорошее пение – это "мастерство выдоха", но
чтобы "мастерски выдыхать", надо научиться "вдыхать".
Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем
воздуха, который проходя постепенно, струей через связки – горло, как смычок
по струнам, заставит наш "голосовой инструмент" звучать. Конечно, это очень
упрощенная схема, но главная идея здесь показать важность дыхания в процессе
звукообразования.
Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное, собранное в
упругий "пучок" – "смычок".
Дыхание бывает трех видов: ключичное, грудное, грудобрюшное
(диафрагмальное), ключичное дыхание – очень поверхностное. При этом дыхании
у человека поднимаются плечи, "вздергиваются" ключицы (это внешнее
проявление), а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не
раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен
так брать дыхание, чтобы "раскрывалась" грудная клетка, наполняясь воздухом,
а плечи были спокойными, спина прямой.
Представьте, что перед вами зажженная свеча, которую вы должны
погасить, задуть. Что вы сделаете? Никто даже задумываться не будет над этой
"проблемой", а спокойно наберет воздух и дунет на пламя. Правильно. Теперь
повторите это еще раз и проследите за своими действиями. Воздух наполняет
грудь (легкие), а потом направленным потоком посылается наружу. Подобный
процесс происходит, должен происходить, когда вы говорите или поете, то есть
в каждой новой фразе. Сначала вдох – потом направленный выдох.
Мы уже говорили, что ребра образуют грудную клетку, в которой
расположены сердце, легкие. Когда легкие наполняются воздухом (при вдохе),
они приобретают больший объем, раздвигают ребра – это и есть реберное,
грудное дыхание. Известный педагог И.П.Пряничников советует "учиться
набирать в легкие воздух". Давайте начнем этому учиться с помощью простых
дыхательных упражнений, которые разовьют и укрепят дыхательный аппарат.
1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и
глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят как
расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это
означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните.
Руки должны ощутить как опали ребра.
2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От
зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов,
твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем
входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3,
4…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую
трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше
слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое
небо очень "высокое", куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на
контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по
мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это
плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.
Великий педагог М. Гарсиа говорил, что грудь не имеет другого
назначения, как питать голос воздухом, а не толкать и не выпихивать его.
Все дыхательные упражнения этого раздела "букваря" очень простые, даже
примитивные. Вспомните, как робко маленькие дети делают первые в жизни шаги,
отрываясь от пола, по которому они так ловко ползали. И сколько надо
терпения и времени, чтобы научить их ходить. В нашей ситуации происходит
нечто подобное. Мы много говорили и пели, не задумываясь над механизмом
происходящего. Пришло время разрабатывать, тренировать определенные мышцы
для постановки профессионального дыхания, голоса. Та группа мышц, которая
раздвигает ребра, когда воздух входит при вдохе в легкие, совсем не
тренированна, и мы "совершаем первые шаги". Очень часто бывает, что человек
не находит никаких новых ощущений в этих упражнениях. Это говорит о том, что
его природа уже скоординирована и эти мышцы наработаны. Можно идти дальше,
не задерживаясь на этом этапе.
Иногда природа дает людям и поставленное дыхание, и поставленный голос,
хотя такие случаи бывают крайне редко.
Если ощущения во время упражнений новые, то не пренебрегайте их
простотой, они заложат фундамент нашего "строящегося здания": певческого
дыхания.
Я прошу вас для контроля над дыханием во время упражнений, да и потом
при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. Обратите внимание, что при
правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине.
Я считаю, что именно такое раздвижение ребер – показатель полноценного
реберного дыхания.
3. Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние
ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно
выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует
дыхательный аппарат. Вы дышите очень активно, сознательно контролируемо.
Педагог Луканин рекомендует его для установления правильного состояния
гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей. Когда
вы идете на занятия, сделайте это упражнение несколько раз еще за дверью
класса, тогда в класс вы войдете в полной "боевой готовности", так как это
упражнение не только активизирует аппарат, но и собирает внимание ко всей
системе голосообразования.
4. Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог
да-да-да… Говорите, "ощущая" корни передних зубов, "щелочку" между двумя
передними зубами, через которую "идет ниточка звука". Язык дробно ударяет по
твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но "не
падает". Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет
язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук "А" (в слоге "да")
получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме.
Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков.
5. Удобно лечь на спину, положить одну руку на ребра, другую на живот.
Взять глубокое дыхание. Руки ощутят как раздвинутся ребра (наполнились
воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила
на живот). На выдохе считать: 1, 2, 3, 4… Счет свободный, неторопливый,
гласные протяжные. "Выжимать" воздух до конца не надо. Считать плавно,
ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении – дыхание:
полный вдох и плавный длительный выдох. Ощущение звуков, как описано
в упражнении 4.
6. Немного усложняем упражнение. Все так же, как в упр. No5. Лежачее
положение, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет
вести двузначными цифрами: 21, 22, 23… Главное не продолжительность счета,
а качество вдоха и плавность выдоха.
7. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох – через нос очень активно и со
стоном, чтобы резко и быстро "опал" объем воздуха в груди. Этот "стон" при
выдохе можно сравнить по звуку с вздохом крупного животного в хлеву (корова,
лошадь). Не мычание, а "вздох-стон". Или представьте себе, что грудь – это
бочка, в которой резонирует ваш стон. Звук "стона" упирайте в верхние зубы,
при этом на губах должно появиться ощущение щекотания (вибрация), а глотка
большая, свободная. Почему такое странное сравнение с коровой? Потому что у
нее большие бока, мощный вздох. У природы, у животных мы должны учиться
свободе и естественности, которую человек почти утратил. В этом упражнении
тесситура вашего стона-голоса должна быть удобной для вас, где-то на нижнем
регистре.
8. Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть,
промычать звук "М". Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием.
Звук должен отозваться в груди, в голове, "заполнить вас" своим объемом.
Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный.
Затем замените звук "М" на "Н", "В", "З". Требования и условия такие же, как
на звуке "М".
9. Все как в упр. No 8, только к согласной присоединить гласную:
"МАА…", "ВАА…". Проследить, чтобы форма звука не менялась, чтобы дыхание
не рвалось.

А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотрите в зеркало. Вы дуете
на свечу, ваши губы активизировались ровно на столько, чтобы пропустить и
направить поток воздуха (особенно верхняя губа) и совершить действие: задуть
свечу. Лицо при этом усилии не уродуется гримасами, не теряет
естественности, губы активные, но не зажаты. Главное – естественность и
гармоничность, никаких лишних усилий, зажатий. Зеркало в этом большой
помощник. Как важно сохранить в пении эту природную координацию стольких
мелких процессов, не потерять ничего, но вынести это на уровень сознания,
сознательного и контролируемого действия.
Чтобы достигнуть совершенства и свободы в дыхании, почаще возвращайтесь
к этому простому упражнению. Говорят, что "искусство пения – это искусство
выдоха", мы должны постепенно им овладевать.

Звуковой канал.

Путешествие, которое совершает голос, проходит через многие мышцы, помощь которых ошибочно принимается за жизненно необходимую для звучания. До тех пор, пока мышцы челюсти, языка и горла будут оказывать поддержку в звучании, дыхание будет лениво исполнять свои прямые обязанности. Порой нелегко заметить эту ошибку и избавиться от нее, оставив мышцам ту работу, для которой они предназначены. Постепенно, при более надежной поддержке источника, мышцы звукового канала смогут дать себе отдых и стать полезными для исполнения своих основных функций.
Основное назначение языка состоит в формировании гласных и согласных звуков. Функции горла предполагают множество специфичных компонентов, о чем разговор еще предстоит.
Язык — это сплошная плоть из мускул, от самого кончика и до основания. Рассматривая свой язык с помощью зеркала, а также внутреннего видения, Вы обнаружите, что большой участок, спускающийся в горло, практически Вам не знаком.  Любое нервное напряжение, затрудняющее общение, приводит к напряжению мышц языка, которые тянут его назад или расплющивают, ставят поперек горла. В результате этих зажимов меняется форма горловой впадины и рта, нарушается реакция резонаторов, что последовательно влияет на тембр голоса. Поскольку язык соединен с гортанью, то одно оказывает влияние на другое. Так, напряжение языка передается гортани, влияя на работу голосовых связок, а напряжение, начинающееся в гортани, распространяется на язык, влияя на артикуляцию. Кроме того, напряжение гортани вызывает напряжение в диафрагме и наоборот.
В рабочих целях достаточно знать, что язык — это одна из "полезных" компенсирующих мускулатур, которая берет на себя ответственность за звучание в случаях, когда дыхание не свободно.

Мягкое небо
Без регулярных и продолжительных голосовых упражнений мышцы мягкого нёба становятся ленивыми и теряют свою эластичность. Если мышцы ленивы, то мягкое нёбо, как тяжелый занавес, висит в задней части рта, поглощая и заглушая вибрации.
В этом случае возникают трудности для свободного прохождения звука через полость рта. Часть вибраций будет остановлена у "дверного проема", другая же часть будет перенаправлена через носовую полость. Носовой звук почти во всех случаях является последствием лености и неподвижности мягкого нёба. Если мягкое нёбо "одеревенелое", — голос звучит монотонно, потому что одна из функций мягкого нёба — микроскопическими изменениями мышечного тонуса реагировать на изменяющуюся высоту. Мышцы поднимают мягкое нёбо и опускают его в зависимости от того, поднимается или опускается по диапазону Ваш голос. Когда Вы разговариваете, высота голоса постоянно меняется, следуя Вашей мысли. При реакции на непроизвольном уровне свобода мышц мягкого нёба является важным условием, при котором возникают точные нюансы общения.
Замечу, что эти движения возникают естественно, при непроизвольном функционировании нервной системы. Сознание не в состоянии настолько утонченно оперировать мышцами мягкого нёба, чтобы сохранить целостность и выразительность естественного голоса. Однако мышцы можно натренировать таким образом, что в случае непроизвольной необходимости они будут реагировать с большей подвижностью.

Горло
Пусть Ваше внимание будет направлено к тому месту, где горло переходит в ротовую полость. Когда мягкое нёбо лениво, а язык напряжен, эта область становится затором для звука. В рабочих целях представьте себе переход из ротовой полости к диафрагме в виде широкого, незаблокированного пути.
Работа над этим участком горла будет состоять в том, чтобы ликвидировать затор, создать в звуковом канале ощущение простора и изучить практику, направленную на освобождение канала для беспрепятственного контакта с дыхательным центром.

Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения.

1. "Лошадка". Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.
2. "Ворона". Произносите "Ка – аа – аа – ар". Посмотрите при этом в
зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок.
Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.
3. "Колечко". Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь
дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
4. "Лев". Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
5. "Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте
несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым
ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
6. "Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке
и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем – до подбородка.
Повторить 6-8 раз.
7. "Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как
напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех
предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения
работы мышц не имеет значения смеетесь вы или просто произносите "ха-ха-ха".
Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к
натуральному веселью.

Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения.

“Лошадка”. Поцокайте языком громко и быстро в течение 10-30 сек.
“Ворона”. Произносите “Ка – аа – аа – ар”. Смотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте повторить это беззвучно.
“Колечко”. Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, старайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом. Повторите несколько раз.
“Лев”. Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
“Зевота”. Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
“Трубочка”. Вытяните губы трубочкой. Повращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки, потянитесь губами до носа, потом – до подбородка. Повторить 6-8 раз.
“Смех”. Во время смеха положите ладонь на горло, прочувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение можно ощущутить при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно, ведь с точки зрения работы мышц не имеет значения смеётесь вы по-настоящему или просто произносите “ха-ха-ха”. Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение.
Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх – это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.
упр. 1
Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.
упр. 2
Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз , затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.
упр. 3
Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.
упр. 4
Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.

Нос

Когда Вы не можете четко представить себе звуковой проход во рту, звук с примесью гнусавости выходит через нос. Слабые мышцы мягкого нёба касаются корня языка, который из-за мышечного напряжения зачастую направляет звук в полость носа. Гнусавость неизбежно сопровождает вялое дыхание. Ее можно услышать и в низких голосах, в голосах, звучащих высоко, а также среднем регистре.  Когда в глубоком голосе слышится гнусавость, он имеет тенденцию к монотонности и свидетельствует о наличии аденоидов. Гнусавость в среднем регистре также сопровождается интонационным однообразием. Высокий голос зачастую имеет агрессивно-резкое звучание. Носовой звук в высоком регистре звучит пронзительно и монотонно.   Тем не менее, носовой резонатор — это жизненно необходимая часть целой резонаторной системы. Он придает голосу яркость, силу и является главным компонентом резонанса маски. Но эта сила должна быть сбалансирована, так как носовой резонатор легко доминирует над другими и искажает звук.

Несколько первоначальных вокальных упражнений.
1. Проверить свою физическую и психическую готовность к занятиям.
Поем слог: "ва", "ма" или "да". На удобной тесситуре взять один звук и
держать его, пока есть дыхание (не "выжимать" дыхание до конца). По мере
ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью
звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это упражнение
помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать ровность звука, его
красоту. Проверить в действии все процессы вокальной координации.
2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Внимание
- на ровности и качестве звука, на контроле за подачей дыхания. Дыхание
подается ровно, активно, без толчков – legato. Контролировать правильное
положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной
гортанью.
3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), не
торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность.
Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных
обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те
случаи, когда на "а" гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной
гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против
пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как
внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве
звука.
4. Напевание (мычание) звука "м", чтобы привыкнуть к правильному
положению корня языка. Открыть рот, затем мягко сомкнуть губы и длительно
тянуть звук "м". Должно быть дрожание и щекотание на поверхности губ. Если
корень языка поднят, то этого ощущения нет.
5. Пение на одной ноте слогов: "ма, мэ, ми, мо, му". Неторопливый темп.
Первый звук "м" произносится способом мычания (как в предыдущем упражнении),
а затем последующий гласный звук в ту же область (в верхние зубы) с тем же
объемом и округлостью. Следите за естественностью рта, свободой гортани,
проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить опору, "выдвигает вперед"
звук.
6. Среди упражнений Гарсиа и Ламперти для начинающих есть такое: на
одной ноте петь слова "mamma mia".
7. (Там же). Очень хороша для начинающих согласная "л". На одной ноте
или на маленьких узких интервалах петь слоги: ла, лэ, ли, ло, ля, лу, ло.
8. Пение несложных хроматических упражнений на удобный слог (диапазон
квинты, терции). Сначала произносить слог на каждой ноте, чтобы выработать
точность и четкость, а потом только на первой ноте – слог, на последующих -
гласную.

Дыхательные упражнения для расширения диапазона голоса

1.Стоя перед зеркалом, сделайте вдох. Поднялись ли ваши плечи и грудная клетка? Слышится ли звук "засасывания" воздуха? Бывает ли так с вами когда-нибудь? Лягте спиной на пол. Слегка подожмите колени, чтобы ступни стояли на полу, но не очень близко к ягодицам. Подложите под голову подушку или книгу, чтобы позвоночник находился в естественном состоянии. Убедитесь в том,что шея и плечи находятся в расслабленном состоянии. Положите руку на живот возле пупка, вздох¬ните и выпустите воздух, зевнув. Зевки и вздохи — естественная реакция тела на снятие напряжения. Дыхание при этом замедляется. Курение в определенном смысле делает то же самое, так как оно замедляет выдох. Обратите внимание на то, чтобы вздохи и зевки шли непосредственно от живота, он должен опускаться, когда вы выпускаете воздух.

2. Находясь в том же положении, сделайте несколько плавных глубоких и частых вздохов, положив руки на живот. При этом вы должны ощутить движение. Не делайте много повторений, так как это утомительно; необходимо всего лишь ощутить движение диафрагмы.

3. Находясь в том же положении, буквально "засмейтесь животом". Держа руку на диафрагме, вы должны ощутить некоторое движение в животе.

4. В том же положении сделайте вдох, почувствуйте, как живот поднимется, и в тот момент, когда он начнет опускаться, плавно выдохнитевоздух. Заметьте, что после выдоха у вас не сразу появляется потребность в новом вдохе. После выдоха ребра как бы "раскрываются", освобождая пространство для новой порции вдыхаемого воздуха. Выдержка паузы между вдохами способна замедлять ритм дыха¬ния и помочь расслабиться. Даже если вы выдохнули максимально возможное количество воздуха, в легких все равно останется еще достаточно большое его количество.

5. Дышите легко. Не пытайтесь во время этого упражнения вдохнуть больше воздуха. Прочувствуйте движение живота, а на выдохе произносите что-нибудь типа "расслабляюсь" или "отдыхаю".

6. Примите сидячее положение, продолжая контролировать свое дыхание. Если грудь начинает подниматься, положите на нее руку. В этом положении повторите одно из первых пяти упражнений, то, которое считаете наиболее полезным для себя.

7. Стоя перед зеркалом, выполните пятое упражнение. Следите за тем, чтобы быть СПОкойНЫМИ, чтобы плечи были опущены, а грудь не поднималась. Следите за лицом: признаком напряжения является нахмуреность бровей. Помните: это дыхательные упражнения, а дышите вы всю свою жизнь.

О точности певческой интонации
На первый взгляд кажется, что требование широты диапазона должно быть связано с требованием правильности интонации. В действительности, однако, дело обстоит иначе. Правильность интонации в пении зависит от качеств слуховой коры человека и от рецепторного передаточного аппарата, каким является ухо. Певец может обладать обширным диапазоном, однако неточно и фальшиво интонировать, что нередко и наблюдается в действительности. Диапазон его голоса зависит от нервно-мышечного аппарата, тогда как точность интонации связана главным образом с особенностями чувствительного отдела нервной системы.

отрицательные факторы и их влияние на голос:

Утомление

а) утомление увеличивается с повышением звуковых частот, и рост его становится опасным в случаях злоупотребления высокой тесситурой, не соответствующей типу голоса (чаще у женщин, чем у мужчин);

б) утомление быстро возрастает, если промежуток времени между двумя последовательными импульсами возвратного нерва приближается к относительному рефрактерному периоду. Замечено, что оно будет очень большим несколько раньше частот прикрытия звука и что оно становится огромным, если певец хотя бы немного «откроет свой переход».

в) поскольку использование определенного регистра способствует стабилизации способа расслоения соответствующих гортанных волокон, то из этого следует, что женщина должна избегать применения первого регистра (даже для низких нот у контральто) . И так же точно применение фальцета для крайних верхов, нередкое у некоторых лирических теноров, может иметь нежелательные последствия; переходя затем на тех же нотах в первый регистр, певец может получить неожиданный ответ фальцетом (так называемый «петух»);

г) не следует забывать о полезной защитной роли импеданса. Он значительно облегчает нервно-мышечную работу гортани, и его вмешательство кажется особенно ценным перед прикрытием звука и на верхнем пределе регистров.

Дыхание

• 1) душевное волнение передает импульс дыханию, в ответ же дыхательные мышцы сдерживают этот импульс и мешают свободному течению дыхания;
• 2) неправильная осанка (впалая грудь, затрудняющая работу межреберных мышц при дыхании или согнутая спина, которая мешает свободной работе диафрагмы);
• 3) контроль дыхания со стороны большой мускулатуры, который сводит на нет связь между эмоцией и дыханием.

Голосовые складки и гортань.
• Если дыхание несвободно, ответственность при извлечении звука во многом ложится на тонкие мышцы гортани. Эти мышцы, не предназначенные для подобного процесса, напрягаются и расстраивают свободную игру голосовых складок.

Резонаторная?система
• 1) напряжение в гортани блокирует связь голоса между резонатором горла и грудным резонатором, препятствуя звучанию в грудном резонаторе;
• 2) напряжение корня языка, мягкого нёба, лица и шеи мешает свободному использованию носового и головного резонаторов, препятствуя звучанию в среднем и верхнем регистрах

Артикуляционная система
• Когда дыхание несвободно и не может подкрепить звучание, язык пытается компенсировать эту недостаточность и его артикуляционные способности ухудшаются. Привычные психологические зажимы также часто мешают четкой артикуляции губ.

Работая над голосом, нужно помнить два основных правила:
• а) неясное мышление – существенное препятствие к чистоте артикуляции;
• б) подавление эмоций – не менее существенное препятствие к свободе голоса.

На самом деле в процессе общения голос сталкивается с препятствиями, которые не дают ему прозвучать непосредственно, как это было описано в предыдущей главе, потому что эта непосредственность зависит от рефлекторных реакций. Большинство же людей потеряли эту способность, а возможно, и желание — вести себя непосредственно. Исключение составляют моменты, "выходящие из-под контроля", такие, как сильная боль, страх, экстаз. В остальном же поведение человека — результат короткой цепи вторичных импульсов, которые, в основном, служат для защиты индивидуума, дают ему время подумать. И, наконец, когда вторичные импульсы разовьются настолько, что будут в состоянии вытеснить влияние первого рефлекторного импульса, формируется привычка. Некоторые из этих привычек и навыков вызваны жизненной необходимостью (завязывать шнурки ботинок, пользоваться ножом и вилкой). Другие выбираются сознательно (какой маршрут предпочесть по дороге на работу, что лучше: душ утром, а ванна вечером или наоборот). Большинство же умственных и эмоциональных привычек ("я никогда не плачу…"; "я всегда думаю, что…"; "я не умею петь…"; "я всегда плачу, когда играют гимн…") формируется в подсознании в период нашего детства другими людьми. Поведение, которое нам прививается, способствует более развитию вторичного импульса, чем первичного ("перестань кричать, или не получишь мороженого"; "ш-ш-ш, ты не должен хихикать в храме, Бог наблюдает за тобой…"; "большие мальчики не плачут…"; "хорошие девочки не кричат…"; "это не смешно — это грубо…"). Рефлекторный ответ на возбуждения вытесняется по мере нашего взросления. Ответ зрелого человека предусматривает баланс между контролируемым и инстинктивным. Однако многое в человеческом поведении контролируется укоренившимися с детства привычками, выработанными в результате влияния или родителей или учителей, влияния парней из компании, звезд экрана. И если мы захотим познать истоки смеха, горя, гнева или радости (что необходимо актерам), то они окажутся либо уже оцивилизованными, либо животными — вне зависимости от нас, в результате влияния окружающих.

Оканчивая звук, ученик не должен выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или допускать расслабление в области "подложечки" (диафрагмы), то есть сохранить "вокальную форму" своего инструмента – тела. Добиться этого вначале нелегко, но зато в этом единственно верный путь выработки красивого кантиленного пения".

Какие навыки должен вырабатывать начинающий?

1. Стойте во время пения удобно на двух ногах. Обязательно держите корпус прямо, а плечи развернутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии. Эти условия необходимы для того, чтобы на все мышцы и мускулы тела поющего была равномерная нагрузка, что достигается естественностью и активной свободой тела.
2. Никогда не пойте на полный желудок, так как он лишает диафрагму свободы и подвижности, "подпирает" ее снизу. Надо, чтобы между плотной едой и занятиями пением была пауза не меньше часа. Педагог И.П. Прянишников считает, что пение с полным желудком может дать эффект "качания звука".
3. Дыхание не должно быть шумным, призвуки при взятии дыхания недопустимы.
4. Для начинающих дыхание лучше брать одновременно носом и ртом или через нос с открытым ртом, это дает лучшее раскрытие гортани (работы исследователей Л.Д.Роботнова и П.Органова показали, что такой тип вдоха способствует расширению трахеи и крупных бронхов). В.Барсова считала, что "моментальное глубокое дыхание с закрытым ртом сделать невозможно". И, кроме
того, этот вид дыхания (рот + нос) менее шумный. В паузах, по возможности, дышать носом, чтобы дать слизистым, которые сохнут при дыхании ртом, увлажниться.
5. Брать полный объем воздуха (нижние ребра, диафрагма), но не перебирать, так как перебор дыхания может дать зажатие. Все должно быть естественно, без чрезмерностей.
6. Не вдыхайте до конца весь воздух, так как это тоже нарушает свободу и естественность. От умения расходовать дыхание зависит красота звука, полноценность художественного воплощения, долговечность голоса. Следует с самого начала обучения усвоить два правила: не перебирать при вдохе, не "выжимать" при выдохе.
7. Оканчивая звук, ученик не должен выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или расслаблять диафрагму, то есть должен сохранять "вокальную форму" тела в паузах между выдохом и новым вдохом, что гарантирует ровность и опорность звука.
8. Следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной, но помните, что это мгновенная "задержка" дыхания чрезвычайно важна:
а) она организует выдох;
б) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука;
в) препятствует тому, чтобы не вырывался воздух г) с призвуком "Х";
д) устраняет потерю дыхания в начале фразы;
е) мгновенная задержка перед выдохом – это момент готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования.
9. Никогда не тренируйте певческий выдох без начала звука, хотя бы скажите слово, спойте один звук.
10. Вдох производить не в последний момент, а чуть-чуть раньше.
11. Вдыхать по возможности незаметно для глаза и слуха слушателей.
12. Стараться выработать длительное дыхание (певческий выдох), чтобы сделать фразировку красивой, а не разрывать ее частыми дыханиями. Частое возобновление дыхания приводит к потере кантилены, разбивает целостность.
13. Дыхание берется в паузах или в тех местах, где оно не противоречит музыкальному или литературному тексту.
14. Не надо забывать, что дыхание – это еще и средство выразительности:
а) веселая музыка – легкое, быстрое дыхание;
б) драматическая музыка – тяжелое, медленное дыхание;
в) страстная музыка, передающая страдания – дыхание прерывистое, шумное.
Но в любом случае исполнитель не должен забывать, что дыхание – это фундамент пения и не надо увлекаться сценической изобразительностью во вред певческому дыханию, его объему, его рабочей активности.
15. Запрещается утомление при дыхательных упражнениях, так как утомленное дыхание вызывает дрожание звука (барашек в голосе).
16. Уметь пользоваться любой паузой, чтобы передохнуть, снять утомление, возобновить активное полноценное дыхание.
Грудной резонатор – нижняя опора звука.
Певческий звук образуется колебанием выдыхаемого из легких воздуха во время прохождения его через голосовую щель.
Эти колебания, воспроизводящие звуковые волны, выходят из гортани наружу через надставную трубу (зев, рот, нос), где и приобретают качественное звучание.
Однако певческий звук не должен чувствоваться в гортани, хотя он там образуется, иначе он будет горловой. Поющему должно казаться, что звук образуется в груди, а потом упирается в твердое небо.
Вспомним совет К.Эверарди: "Ставить голова на грудь, а грудь на голова", – то есть использовать в пении смешанную, грудную и головную опоры.
При увлечении головным или грудным резонированием, вне учета остальных моментов певческого голосообразования, голос может деградировать.
Увлечение только головным резонированием постепенно может привести к зажатию голоса, к "обуженному" звучанию, к потере органичности звука. Певец начинает петь "только верхушками", как говорят в практике.
Злоупотребление грудным резонированием затяжеляет голос, обостряет регистровые переходы, затрудняет движение голоса кверху. Голос теряет гибкость, полетность все больше и больше, начинает покачиваться и детонировать.
А вот что написала в своей работе наша замечательная певица В.Барсова:
"При пении стараюсь ощущать звуковую опору в груди, с одномоментной поддержкой этой опоры мышцами живота и вверху, в области так называемой "маски".
Под грудным резонатором часто подразумевают силу мышечной активности грудной клетки или силу выдыхательного процесса – это ошибочно. Грудным резонатором является воздух, заключенный в трахее, бронхах, а не мышцы.
Поэтому так важно при пении не сбрасывать объем грудной клетки при дыхании, чтобы не менялся объем грудного резонатора. Чрезмерное, нарочитое напряжение мышц грудной клетки и живота не только не способствует грудному резонированию, но скорее ему препятствует, так как затрудняет нормальное распределение воздуха в дыхательных полостях. Резонаторы усиливают звук, дают ему качественное звучание. Поэтому так часто при обучении говорится о необходимости петь в маску – пользоваться головными резонаторами, петь на дыхательной опоре – подключать грудные резонаторы.
При пении на хорошей опоре певец значительно активизирует работу резонаторов (в частности грудного), что и отражается в сильной вибрации, а без опоры активность резонаторов падает.
Вывод: степень активности певческих резонаторов – это весьма важный показатель вокально-технического совершенства певца.
Итальянский педагог Э.Барра писал: "У нас в пении нет никаких секретов и никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса… Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом, резонанс обеспечивает яркость, полетность голоса, его неутомимость, долговечность".
Грудной резонатор (трахеи, бронхи, легкие, наполненные воздухом) дает звуку главным образом силу.
Головные резонаторы дают голосу тембр и окраску звука. Гортань заведует преимущественно высотою звука.
Часто мы употребляем выражение "подключить резонаторы". Конечно, резонаторы не имеют "выключателей", но, если человек дает себе установку в работе, имеет четкое представление о механизме певческого процесса, о своих задачах и целях, то это "включение" происходит за счет нашего "внутреннего компьютера" (назовем так наш мозг и нервную систему).
Теперь мы четко представляем, что поставленный голос имеет верхнюю опору (купол, маска, позиция) и нижнюю (диафрагма, грудь), а между ними воздушная струя, как натянутая струна (дыхание). Сохранение певцом этих ощущений в процесс пения создает у слушателя впечатление устойчивости звука "поставленного голоса". Технические совершенства голоса и музыкальность
поющего дополняют впечатление от исполнения.

О чем должен помнить начинающий, чтобы осилить эту задачу?
1. Следить за тембром голоса на средних (примарных) тонах. Окраска его должна быть приятная, округленная, не перекрытая, но и не открытая (белая).
2. Следить за правильностью, ровностью переходных тонов среднего регистра, не разрешать себе, своему голосу ломаться, изменяться – это обеспечивается смешиванием головного и грудного звучания.
3. Следить за тем, чтобы окраска звука была светлая и звонкая. Темная и блеклая делает звук глухим и тусклым. Гарсиа говорит, что при правильном звуке должна быть:
a) низкая гортань,
b) ложечкообразная форма языка,
c) высокое мягкое небо.

Гигиена голоса

Гигиена голоса это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается:
1. изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании;
2. выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и заболевания. Это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата;
3. изучением физических возможностей человеческого организма;
4. составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.
Правила и законы формулируются на основании наблюдений, сопоставлений, выявления ситуаций и их анализа.
В этой главе вы найдете справочный материал:
1. Медицинские требования к организму абитуриентов, предъявляемые при поступлении в учебные заведения для получения специальностей голосоречевых профессий (педагога, юриста, лектора, актера).
2. Гигиенические правила и рекомендации для жизни и профессиональной голосовой деятельности.
3. Рекомендации для закаливания организма, укрепления голосового аппарата.
4. Элементарные доврачебные рекомендации при самых распространенных заболеваниях, имеющих отношение непосредственно к голосовому аппарату.

Классификация систем управления фонацией

Рассмотрим  функцию фонации. Она возникает в результате сложных нервных и двигательных процессов: движения мышц гортани, установок ротоглоточных полостей, особых дыхательных движений, не похожих на движения при свободном дыхании. Эта совокупность процессов, очень тонких и разнообразных, может комбинироваться в пространстве и во времени различным образом н порождать множество способов управления фонацией.
Все способы управления на основании различных физиологических критериев могут быть систематизированы. Не устанавливая формальной классификации, наметим следующие группы:
а) когда певец поет звук определенной высоты, то слуховые
центры 'коры головного мозга формируют импульсы соответствующей частоты, идущие по возвратным нервам к связкам. Этот способ управления в пении мы назовем «кортикализованным», то есть находящимся под контролем коры головного мозга;
б) если же внимание не задерживается на высоте исполняемых звуков, то она не контролируется корой головного мозга и под влиянием различного рода стимулов изменяется. Этот способ управления соответствует речевому голосу, и мы его назовем «не-кортикализованным».
в) когда певец направляет свое слуховое внимание на осуществление данных тембров, для него необычных (различного рода подражания), тогда возникают способы управления подражательные, и работа коры головного, мозга направлена на поиски нужного тембра;
г) если гортань человека повреждена, например, удалены голосовые связки или даже сама гортань, то возникают способы управления дополняющие или замещающие.

Наверх! Запостить!