В основе совершенствования вокальных качеств всегда лежит развитие слуха. Поэтому воспитание представлений о правильном певческом звучании голоса является предметом первой заботы педагога. Одновременно с воспитанием слуха педагог ведет работу по улучшению деятельности голосового аппарата, вырабатывая необходимые вокальные навыки.
Стремясь исправить недостатки, имеющиеся в голосе ученика, педагог выбирает определенные целенаправленные упражнения, вокализы, подбирает репертуар, способный воздействовать на голос в нужном направлении. Он рассчитывает при помощи этого педагогического материала вызвать к жизни лучшие координации в работе голосового аппарата, добиться более совершенного звучания голоса, более «ловкого» управления им. Однако он полагается, как правило, не только на воспитывающее действие педагогического материала, но, кроме того, использует другие возможности исправить имеющиеся недостатки.
Педагог использует в живом общении с учеником и показ, и рассказ о том, что следует и чего не следует делать, и предлагает, если это упражнение или вокализ, петь на определенные звуки или их сочетания, т. е. пользуется фонетическим методом. В своем стремлении исправить недостатки ученика, привить нужные навыки он использует все возможности педагогического воздействия. Такое многообразие способов, имеющих целью найти более правильное звучание или верный путь преодоления того или иного недостатка, является вполне закономерным и правильным.
Как показывает жизнь, педагоги по-разному относятся к использованию в практике этих разнообразных возможностей воспитания голоса, и они своеобразно сочетаются у каждого. Некоторые педагоги никогда не показывают, а лишь рассказывают, чего они хотят от ученика, т. е. избегают подражания. Другие, «не вмешиваясь в вокал», не рассказывают, как верно строить звук, какие движения, приемы делать, а лишь «распевают», тренируют голос, ориентируясь в основном на развитие слуха. Третьи не считают достаточно серьезной проблемой подбор того музыкального материала, который следует давать ученику для правильного развития его голоса. Их девиз: «Не столь важно что петь, как важно как петь!» Они думают, что учить пению, вырабатывать определенные установки в голосовом аппарате можно на любом музыкальном материале и какие произведения включать в репертуар — не имеет серьезного значения, лишь бы они были посильны.
Между тем и подбор музыкального материала, и показ, и объяснение, и обучение определенным движениям — все это важно в процессе обучения. Каждый из этих моментов имеет свою специфику, свои положительные стороны и предъявляет к педагогу особые требования.

Наверх! Запостить!