Однако каковы бы ни были природные данные, даже самые .лучшие, «от природы поставленные» голоса требуют выработки прочных профессиональных вокальных навыков.
М. Глинка справедливо писал, что все голоса от природы несовершенны и требуют обработки. В одних случаях это скорее шлифовка блестящих прирожденных данных, когда уже основные певческие функции голосового аппарата осуществляются сами собою достаточно правильно. В других случаях — это нахождение, формирование нужных приспособлений, координация, выявление скрытых возможностей голоса. Последнее бывает чаще всего. Из голосов, не обладающих достаточными вокальными качествами звучания, надо сделать голос вполне пригодный для профессиональной деятельности. Перед педагогом стоит задача создания полноценного «инструмента» — т. е. развития его до профессионального уровня.
Насколько это удается сделать в каждом конкретном случае, решает талант педагога и способности ученика. История вокального искусства знает примеры развития профессиональных певцов высшего класса, имевших в начале обучения весьма скромные, а иногда и вовсе профессионально непригодные голоса. С весьма скромными данными начинали, например, такие известные солистки Большого театра, как И. Архипова, В. Левко. Мы помним, что при поступлении в консерваторию и у А. В. Неждановой были хотя и очаровательные, но скромные данные. Отсутствие полного диапазона и недостаточная сила голоса послужили причиной отказа от принятия ее в Петербургскую консерваторию. Между тем слушал ее при приеме такой замечательный педагог и певец, как И. Прянишников.
Как мы видим, здесь профессиональные вокальные навыки были выработаны настолько успешно, что эти певцы сделались выдающимися представителями русского оперного искусства.
У других певцов к началу профессионального обучения все основные функции голосового аппарата, которые обеспечивают возникновение высококачественного певческого звука, были уже налицо. Большинство выдающихся певцов мира относится к этой категории людей. Однако и в этом случае для профессиональной деятельности, даже в чисто звуковом отношении,, требовалась большая работа по усовершенствованию голосовых, средств, по выработке прочных навыков, нужных автоматизмов.
Утрата выраженного певческого голоса чаще всего является следствием потери верной согласованности в работе голосового» аппарата, а не необратимым процессом разрушения голоса. В сущности, певческий голос есть прежде всего результат определенных мышечных приспособлений, и если в нервно-мышечном аппарате, участвующем в фонации, не произошло грубых: органических или функциональных изменений, то нужное согласование в работе голосового аппарата может быть восстановлено, что возможно при определенных условиях.
Выявление и развитие голоса у певца с незначительными вокальными ресурсами, как говорят «нахождение голоса», — это прежде всего нахождение верного согласования работы всех частей голосового аппарата, а также развитие силы и ловкости мышц, принимающих участие в певческой функции.
Таким образом, развитие певческого голоса, нахождение и шлифовка голосовых качеств связаны с установлением нового профессионального певческого режима в работе голосового аппарата, с развитием новых двигательных навыков, которые затем автоматизируются и дают возможность почти целиком переключить внимание певца на выполнение творческих задач.
В вокальной педагогике, когда говорят о выработке нужного типа работы голосового аппарата, часто употребляют термин «координация». «Координация работы дыхания и гортани», «координация между работой артикуляционного аппарата и дыханием» или «он поет при неверной координации» и т. п. Термин «координация» обычно применяется к работе произвольных мышц. Между тем в голосовом аппарате есть отделы неподвластные или мало подвластные волевому контролю (гладкие мышцы бронхов и трахеи, некоторые глоточные мышцы, внутренние мышцы гортани и др.). Голосовой аппарат — это сложная система органов, к которой термин координация можно применять в известной мере условно. Однако, поскольку он прочно вошел в педагогический обиход, мы позволим его с этой оговоркой употреблять.
Как мы уже указали, успех в развитии голоса зависит, с одной стороны, от таланта педагога, сумевшего найти, подсказать и выработать те приспособления, те навыки и умения, которые у данного ученика вызвали к жизни лучшие звуковые результаты, с другой стороны — от способности ученика усвоить, т. е. образовать и закрепить, эти навыки.
Голос должен быть: с одной стороны, так сказать «формально правильным», т. е. профессионально оформленным в соответствии с современными представлениями о полноценном звучании, с другой стороны — это «формальная правильность» не должна быть стандартной, а наоборот, включать в себя бесконечное разнообразие красок, оттенков, нюансов, диктуемых исполнительскими задачами.
«Формальная правильность» образования певческого звука—результат специальной выучки, так называемой постановки голоса. В процессе специального обучения для пения в современной оперно-концертной манере в голосе вырабатываются качества звонкости, металличности, полетности звука, одновременно с приобретением округлого, мясистого, «бархатного» звучания, большой силы, ровности и льющегося характера. Такой голос — смешанный, опертый, прикрытый, льющийся на всем диапазоне и всех гласных — мы называем правильно поставленным.
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.