Оглавление

Медные духовые инструменты

Валтрона

Труба

Тромбон

Туба

Тромбон представляет собой инструмент, трубка которого вдвое длиннее, чем у трубы in В (речь идет о преимущественно употребляемом в наше время теноровом тромбоне).
Возник тромбон в XV веке и вначале представлял собой как бы более длинную трубу. Он всегда был инструментом хроматическим и поэтому йотировался без транспорта. Механизм современного тромбона имеет особенность: понижение основного звукоряда достигается применением так называемой выдвижной кулисы1, а не при помощи вентилей.
Тромбон записывается в басовом и теноровом ключах. Теноровый ключ удобен для записи всего среднего и верхнего регистров. В партитурах принято записывать I и II тромбоны в теноровом ключе, а III тромбон (бас-тромбон) в басовом (на одной строчке с тубой), так как он исполняет более низкую, по сравнению с первыми двумя тромбонами, партию. Предполагается, что 3-й тромбонист должен иметь инструмент с квартвентнлем2. На 1-й позиции теноровый тромбон дает натуральную скалу:

untitled-511

2, 3, 4, 5, 6 и 7-я позиции последовательно понижают эту скалу хроматически на три тона.
Таким образом, полный звукоряд тромбона следующий:

untitled-531

Основной тон возможно получить только на первых трех-четырех позициях. Называется он педальным звуков и извлекается с некоторой осторожностью и негромко.
Блестящему звучанию тромбона в большой степени способствует его трубка, мало закругленная и без добавочных завитков и крон, неизбежных при механизме вентилей. Кулиса выдвигается правой рукой, левая рука придерживает инструмент.
При 7-й позиции правая рука вытянута до отказа, и кулиса находится на остальной трубке лишь самой малой своей частью. Если потянуть кулису еще чуть дальше, то она просто снимется с трубки (спадет со штехoв).
Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона еще на кварту вниз. Крона эта включается специальным вентилем, так называемым квартвентнлем, который нажимается при помощи натяжения специального шнурка (цепочки), прикрепленного к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентнлем по существу является комбинацией тенорового тромбона с басовым и называется тенор-бас-тромбон.

Квартвентиль

Квартвентиль употребляется для продолжения звукоряда тромбона вниз. Но при включении квартвентиля тромбон дает только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию при квартвентиле больше, ибо сам тромбон стал значительно длиннее.
Выдвижение кулисы на шесть позиций на тромбоне с квартвентнлем равно выдвижению на семь позиций на тромбоне без квартвентиля. Если выдвинуть кулису на тромбоне с квартвентнлем до 7-й позиции, то она спадет со штехов.

Все шесть позиций тромбона с квартвентнлем дают следующий звукоряд:
untitled-551
Из приведенных схем видно, что на тромбоне вообще невозможна нота:

untitled-561

Как уже было сказано выше, квартвентиль употребляется только для извлечения самых низких звуков 2-го обертона. 1-й натуральный звук (педальный) с трудом может быть извлечен лишь на 1-й и от силы — на 2-й позициях.
Иногда встречаются случаи, когда бывает необходимо использовать с квартвентнлем и верхние регистры тромбона, особенно при glissando. Glissando на тромбоне выполняется путем протягивания какого-либо одного обертона через несколько позиций на одном дыхании. Ясно, что glissando не может быть в интервале больше уменьшенной квинты (расстояние от 1-й до 7-й позиции). Не всякое glissando в уменьшенную квинту может быть исполнено на тромбоне. Glissando в этот интервал исполнимо лишь от 1-й до 7-й позиции (и наоборот); если же начальная или конечная ноты glissando будут находиться на какой-нибудь другой позиции, то интервал его соответственно уменьшится.

Glissando в интервал кварты может быть исполнено при протягивании обертона с 1-й до 6-й позиции или со 2-й до 7-й позиции (и наоборот).
Glissando в интервал большой терции может быть исполнено при протягивании обертона с 1-й до 5-й позиции, со 2-й до 6-й позиции или с 3-й до 7-й позиции.
Glissando в интервал малой терции может быть исполнено при протягивании обертона с 1-й до 4-й позиции, или со 2-й до 5-й позиции, или с 3-й до 6-й позиции, или с 4-й до 7-й позиции.
Glissando в интервал большой секунды может быть исполнено при протягивании обертона с 1-й до 3-й позиции, или со 2-й до 4-й позиции, или с 3-й до 5-й позиции, или с 4-й до 6-й позиции, или с 5-й до 7-й позиции.
Glissando в интервал малой секунды может быть исполнено при протягивании обертона с любой позиции в рядом лежащую.
Следовательно, чем меньше интервал glissando, тем больше возможностей его извлечь. Наоборот, при написании glissando большего интервала всегда следует подумать о возможности его исполнения.

Полная таблица возможных glissando тромбона

untitled-571

untitled-581

Из приведенных примеров видно, что на тромбоне без кварт¬вентиля возможны все glissando в интервал малой секунды, кроме:

untitled-591

Ряд этих невыполнимых на тромбоне glissando восполняется при квартвентиле (если он есть), а именно:

untitled-60

Регистры тромбона. Основной тон тромбона (педальный звук) красив лишь на 1-й позиции. На 2-й, 3-й и, особенно, на 4-й позиции он теряет силу и яркость. Ниже 4-й позиции педальные звуки практически не употребительны. При применении квартвентиля следует ограничиться педальным звуком на 1-й позиции.
2-й обертон, в отличие от 1-го, имеет трескучий звук, блестящий в forte, но глухой в piano.
Звуки 3-го обертона и выше, до 6-го — блестящие и яркие. Они отличаются мощностью в forte и мягкостью, певучестью и полнотой тона в piano. 8-й обертон обладает качествами предыдущих, но имеет несколько более валторновый оттенок.
9-й и особенно 10-й обертоны (трудноизвлекаемые)—заметно сдавленные, менее мощные и выразительные.
С применением квартвентиля тромбон в какой-то степени теряет яркость звучания.
Удобными тональностями для тромбона являются B-dur и близкие к неаку.
Техника игры на тромбоне. Движение кулисы в трубке тромбона по быстроте и четкости воздействия на звучание значительно уступает нажатию вентилей. Поэтому в гаммообразных пассажах (особенно диатонических) тромбон заметно уступает не только трубе, но и валторне, а отчетливость перехода одного тона в другой при legato смазывается неизбежным глиссанди-рованием; как бы быстро ни была продвинута кулиса, все же слышно скольжение звука.
Staccato на тромбоне довольно грузное; «двойной» и «тройной» язык выходят плохо и не применяются в оркестровой игре.
Расход воздуха на тромбоне весьма велик, особенно в нижнем регистре. Это обстоятельство затрудняет исполнение legato. Широкие мелодические построения вообще не свойственны тромбону. Для него скорее характерны короткие, звучные, мужественные фразы и длинные ноты, прорезающие оркестровую звучность.

Наверх! Запостить!